Психология подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:26, доклад

Описание работы

Цель исследования: исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности.
Подростковый возраст (п) — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ФИЗИОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Формирование подростков 4
1.2. Развитие мышления в переходном возрасте 6
1.3. Формирование воли в подростковом возрасте 8
1.4. Переходный возраст, по Э. Штерну 9
ЛИТЕРАТУРА 12

Работа содержит 1 файл

псих.docx

— 41.23 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ФИЗИОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО  ВОЗРАСТА 4

1.1. Формирование подростков 4

1.2. Развитие мышления  в переходном возрасте 6

1.3. Формирование воли  в подростковом  возрасте 8

1.4. Переходный возраст,  по Э. Штерну 9

ЛИТЕРАТУРА 12 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Сложности взаимоотношений с подростками  существуют сегодня в тысячах  семей. Но только ли сегодня? Эти сложности существуют испокон веков. И никуда от них не деться. Каждый проходит этот нелегкий период своим путём, приспосабливаясь к условиям, как может. В данном реферате мы преследуем определенные цели,  чтобы понять, как протекает жизнь подростка, что твориться в его голове и что из этого может получиться.

    Цель  исследования:  исследовать  особенности  подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер  данного  периода, его решающее влияние  на развитие личности.

    Подростковый  возраст (п) — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. 

 

ГЛАВА 1 ФИЗИОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1.1. Формирование подростков

 

    Подростковый  период также именуют периодом отрочества. Психоаналитик П. Блос попытался решить проблему окончания периода отрочества, выделив четыре психологических критерия, позволяющих провести границу между типичными структурами подросткового и взрослого самосознания: 1) вторичный процесс индивидуализации; 2) временная протяженность самосознания (осознание реальности времени, необходимость правильного понимания своего прошлого и составления планов на будущее); 3) формирование половой принадлежности; 4) "Я"-концепция. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходитьнеравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и "детское", и "взрослое". По Л. С. Выготскому, в его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции:

    1. тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.);   
    2. овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.).  
  1. Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте — от школьников, с детским обликом и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни. Обобщенно можно выделить следующие зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте.
  1. Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи:  1) необходимость реконструкции телесного образа "Я" и построение мужской или женской "родовой" идентичности;  2) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.
  2. Когнитивное развитие(от 11—12 до 16 лет). Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено 2 основными достижениями: 1) развитием способности к абстрактному мышлению и 2) расширением временной перспективы.
  3. Преобразования социализации (преимущественно на отрезке от 12—13 до 18—19 лет). Отрочество также характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение от родительской опеки; 2) постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.
  4. Становление идентичности (выходит за границы отрочества и охватывает время от 13—14 до 20—21 года). В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития: 1) осознание временной протяженности собственного "Я" включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; 2) осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов; 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках). Открывается подростковый возраст кризисом, по которому часто и весь период именуют "критическим", "переломным", хотя у современных подростков он не так остро, как принято считать.

    Основные  аспекты физического созревания – скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте – тесно связаны друг  с другом, как у мужчин, так и у женщин.

1.2. Развитие мышления  в переходном возрасте

    Основная  разница  между  маленьким  школьником  и  подростком,  легко обнаруживаемая даже самым поверхностным наблюдением  над  их  поведением,  - общеизвестная склонность подростка и  юноши  к  рассуждениям.  Это  эпоха  — эпоха  рассуждающего  мышления.    Подростки  забрасывают в школе учителей вопросами, а дома усиленно думают  над решением  порой труднейших проблем. Дружить для них в значительной степени, —  значит  иметь  партнёров для рассуждений, а содержание их учебных предметов в  большей  мере  состоит из рассуждений и доказательств. И в школе, и вне школы они  имеют  репутацию спорщиков, причём в этих спорах уже большое  место  занимает  доказательство своих собственных положений. Порой мышление проявляется с  такой  избыточной энергией, что  производит  впечатление  как  бы  игры:  спорят  ради  спора, рассуждают,   чтобы   рассуждать, и   думают  над   проблемами с виду эксцентричными. И тем не менее это мышление, уже  неплохо  отражающее  связи объективного материального мира и уже в значительной  степени  историческое, еще имеет ряд крупных недостатков. Однако абстрактное  мышление  ещё  далеко от полной зрелости. В подростковом   возрасте  лишь  начинается  интенсивное развитие абстрактных понятий, но это развитие  продолжается  с ещё большей интенсивностью  в   юношеском   возрасте. Мышление  —  одна  из  тех функций,  которые в онтогенезе, как и в  филогенезе,  развиваются  позднее ряда  многих  других функций. Влияние школы на мышление, начинающееся с первого  дня  поступления ребёнка в школу, особенно ярко выступает в подростковом  возрасте.  Пожалуй, ни в каком другом возрасте не бывают  люди  так  сходны  друг  с  другом  по содержанию и приёмам мышления,  как  в  средних  классах  школы.  В  младших классах ещё продолжают сказываться разнообразие личного опыта дошкольника  и разнообразие дошкольной среды. В старших классах, а ещё  в  большей  степени по выходе из школы, разнообразие создаётся  рядом  других  причин.  Одна  из причин —  жизненные  установки  и  интересы  общественно  почти  или  совсем определившегося человека. Другая причина — разнообразие степени и  характера втянутости в практическую жизнь: заботы о будущем, жизненные  затруднения  и т.п., при прочих  равных  условиях,  побуждают  человека  усиленней  думать. Наконец,  третья  причина  —  разнообразие  внешкольной  и после школьного образования, чтение и т.п.        Ключом ко всему проблем развития  мышления в переходном возрасте является тот установленный  рядом  исследований  факт, что подросток впервые  овладевает  процессом  образования  понятий,  что  он переходит к новой и

    Ум   подростка,   скорее,   тяготится   конкретным,   и   конкретные естествознание, ботаника, зоология и минералогия , отходят у подростка на задний   план,   уступая   место   философским   вопросам    естествознания, происхождения мира, человека и т.п.. Точно так же  отходит  на  второй  план интерес к обильным историческим конкретным рассказам. Место  их  теперь  уже всё более и более занимает политика, которой подросток  очень  интересуется. Наконец, со всем этим хорошо вяжется и то, что подросток в массе  охладевает к  столь  любимому  ребёнком  в  предпубертатном  возрасте  искусству,   как рисование. Самое абстрактное искусство – музыка – самое любимое  подростком.

    Понятие, являясь важнейшим  средством  познания  и  понимания,  приводит  к основным изменениям в содержании мышления подростка. Во-первых, мышление  в  понятиях приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в  основе  действительности,  к упорядочению воспринимаемого мира с  помощью набрасываемой на  него  сетки логических  отношений. 

    Наконец, третья сфера, возникающая вновь в мышлении подростка в связи с переходом  к  образованию   понятий   это   мир   собственных   переживаний, систематизация, познание и упорядочение.

1.3. Формирование воли в подростковом возрасте

    Принято  считать, что подростки характеризуются, больше чем  дети  всех других школьных возрастов, слабостью воли.  Они  недостаточно  организованы, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто  ведут себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения. Правда, это больше относится к  младшему  подростку,  но  и  в  старшем  подростковом  возрасте встречается  много  учащихся  с  такими  особенностями.  Не  меняет  дела  и акселерация.   Напротив,   на   фоне   ускоренного   физического    развития недоразвитие волевых процессов особенно бросается в глаза.

    Формирование  чувства долга и ответственности и вообще  всех нравственных чувств начинается очень рано и в  подростковом  возрасте  можно достигать уже достаточно высокого уровня. Однако  многие  факты  показывают, что развитие нравственных чувств, хотя и облегчает  произвольное  поведение, тем не менее не обеспечивает его полностью.  Более  того,  при  определённых условиях их наличие может привести к возникновению у школьника  конфликта  с самим собой. Это происходит в тех случаях, когда у  него  достаточно  высоко развиты   нравственные   чувства, но не сформированы соответствующие нравственные  привычки  и  нравственные  качества  личности.  В результате подросток  ведёт  себя  вразрез  со  своими  нравственными  чувствами, что приводит его к переживанию недовольства самим  собой,  раскаянию  и  даже  к снижению самооценки. Колебания  самооценки  и  особенно  обращенные  к себе упрёки  в  отсутствии  воли  очень  типичны  для  школьников   подросткового возраста. Следовательно, наряду сформированием  нравственных  чувств  должны формироваться соответствующие привычки поведения. Если  ребёнок  в  процессе своей жизни добивается выполнения требуемого поведения, у него образуются  и нужные привычки.  

    1.4. Переходный возраст, по Э. Штерну, характеризуется не только особой направленностью мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особым образом действий. Он называет его "серьезной игрой" и описывает как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого. Примерами таких игр могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, петтинг, мечтательное поклонение), выбор профессии и подготовка к ней, занятия спортом и участие в юношеских организациях. Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими. Основой чувства взрослости является как осознание физиологических сдвигов в собственном организме, так и субъективное переживание социальных изменений (в частности, в отношениях с родителями). Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям, миру и определяет содержание его социальной активности, особенности внутренней жизни. Специфическая социальная активность подростка состоит в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и образцов поведения взрослых, что определяет новые сферы его интересов. Наиболее яркими интересами (доминантами) подростка Л. С. Выготский считал "эгоцентрическую доминанту" (интерес к собственной личности), "доминанту дали" (установку на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние), "доминанту усилия" (тягу к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях), "доминанту романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму). Особое внимание он обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в нем — овладение процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения подростка. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. Воображение подростка "уходит в сферу фантазии", которая обращается в интимную сферу, скрываемую от других, являющуюся формой мышления исключительно для самого себя. Он прячет свои фантазии как сокровеннейшую тайну. Л. С. Выготский указал еще на два новообразования подросткового возраста — развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания.

Информация о работе Психология подросткового возраста