Психология основные понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:20, реферат

Описание работы

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.

Содержание

Содержание
1 Мышление
1.1 Понятия о мышлении
1.2 Классификация явлений мышления
1.3 Общие закономерности мышления
1.4 Мыслительные операции
1.5 Форма мышления
1.6 Виды мышления и индивидуальные качества ума
1.7 Мыслительная деятельность как процесс решения задач
2 Память
2.1 Понятия памяти
2.2 Классификация явлений памяти
2.3 Закономерность процессов памяти. Условия успешного запоминания
3 Воображение
3.1 Общие понятия о воображении
3.2 Виды воображения
4 Волевая воля, регуляция деятельности
4.1 Понятие о воле
4.2 Деятельность, ее структура и волевая регуляция
5 Эмоциональные эмоции регуляции деятельности
5.1 Понятия об эмоциях
5.2 Общие закономерности эмоций и чувств

Работа содержит 1 файл

психология рефераты.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

 

Характеристики волевого усилия:

-сосредоточенность внимания на представлении о соответствующем действии,

-отвлечение от посторонних факторов.

-критерии воли и внимания (Петухов).

-феноменальные или субъективные.

 

Эмпирически доказать свободу воли невозможно. Это философский вопрос. Исследование может только описать свою позицию. Признать наличие свободы воли.

 

Воля – это действие, направленное на осуществление сознательно поставленной цели. Виды волевого действия:

Простое – побуждение к действию, направленному на осознанную цель, непосредственно переходит в действие (без длительных сознательных процессов, посредством привычных действий, автоматики)

Сложное. Между импульсом и действием - опосредствующий действие сознательный процесс; включает целую цепь различных моментов, последовательность стадий (различные фазы в зависимости от условий приобретают различный удельный вес)

 

4.3 Волевые состояния

 

В каждом конкретном случае волевая регуляция проявляется через волевые состояния. Однако, волевое состояние не тождественно воле и волевым качествам, так как волевое состояние может быть пережито и безвольным человеком.

Впервые обсуждение волевых состояний было начато Н. Д. Левитовым. Левитов ведет речь о состояниях волевой активности и пассив­ности, о решительности и нерешительности, об «уверенности — неуве­ренности», о «борьбе мотивов» как сложном и типичном волевом со­стоянии, о «сдержанности — несдержанности» и даже о раскаянии.

 

Сознательная регуляция деятельности требует системы волевых психических состояний: инициативности, целеустремленности, уверенности, решительности, настойчивости и др. Эти волевые состояния проявляются в своей совокупности на протяжении всей деятельности человека. Однако на отдельных ее этапах определенные волевые состояния приобретают ведущее значение. Так, выбор цели связан прежде всего с состоянием целеустремленности, принятие решения - с состоянием решительности, исполнение действия - с состоянием настойчивости и т. д.

Состояние инициативности характеризуется активной переработкой поступающей информации, определением первоочередных проблем, постановкой наиболее значимых целей и путей их достижения. Состояние инициативности выражается в повышенной возбудимости к поиску цели.

Решительность - психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения. Состояние решительности связано с повышением эмоциональной и интеллектуальной активности психики. Решительность не только побуждается чувством, но и связана с подавлением различных эмоций, предвидением последствий будущих действий.

У различных людей состояние решительности имеет индивидуально-типологические особенности.

Одна из индивидуально-типологических особенностей состояния решительности - быстрое, но необоснованное, импульсивное принятие решения. Это объясняется стремлением некоторых людей побыстрее избавиться от напряженного состояния борьбы мотивов.

 

О. Граф (1943) выдвинул представление о нескольких уровнях работоспособности. Он предло­жил схему взаимодействия между физиологической и психической готовностью к работе.

Граф выделяет четыре уровня работоспособности (мобилизован­ности).

Уровень А соответствует защитным резервам человека, вклю­чаемым при экстремальных ситуациях, вызывающих возбуждение симпатоадреналовой системы.    

Уровень Б — это макси­мальная работоспособность, проявляемая в обычной ситуации по­средством волевого напряжения.

Уровни В и Г соответствуют рабо­тоспособности, достигаемой без особых волевых усилий.

 

 

5 Эмоциональные эмоции регуляция деятельности

 

5.1 Понятия об эмоциях


Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.

Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.

Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности.

Эмоции эволюционно развились из простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к органическим, двигательным и секреторным изменениям, до значительно более сложных, утративших инстинктивную основу процессов, имеющих отчётливую привязку к ситуации в целом, то есть выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям, к своему участию в них.

 

 

5.2 Свойства и виды эмоций и чувств

 

Эмоциональный тон ощущений выступает базовой формой эмоций и представляет собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые;

собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности;

чувства, как устойчивые эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности.

Аффекты, представляют собой очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации.

Эмоциональный тон ощущений (чувственный тон ощущений) — форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.

Состояние тревоги (реактивная тревога) — реакция на непосредственно действующие раздражители. Для человека в качестве актуально действующих стрессоров часто выступают социально–психологические ситуации, в которых ожидается негативная оценка, агрессия со стороны других, т.е. все то, что ставит под удар его самоуважение и престиж.

Тревожность — черта личности, которая связана с фоновым снижением порога чувствительности по отношению к стрессорам. Индивид склонен воспринимать угрозу своему Я в самых различных ситуациях, в том числе и нейтральных, и реагировать на эти ситуации повышением реактивной тревоги. Проявляется в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутри— и межличностного общения, например между родителями и детьми.

 

Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.

Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.

Эмоциональные  процессы  и  состояния  в  жизни   организма   выполняют

приспособительную функцию.  Так,  одной  из  положительных  функции  аффекта

является   то,   что   он   навязывает   субъекту   стереотипные   действия,

представляющие  собой   определенный   закрепившийся   в   эволюции   способ.

 

5.3 Общие закономерности эмоций и чувств

 

Эмоции и чувства, как и другие психические  явления,  представляют  собой

различные формы  отражения  реального  мира.  В  отличие  от  познавательных

процессов, отражающих  окружающую  действительность  в  ощущениях,  образах,

представлениях, понятиях, мыслях,  эмоции  и  чувства  отражают  объективную

реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение  человека

к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления,

вещи радуют человека, он восхищается ими, другие  -  огорчают  или  вызывают

отвращение, третьи -  оставляют  равнодушным.  Таким  образом,  отражение  в

мозгу  человека  его  реальных  переживаний,  то  есть  отношение   субъекта

потребностей к значимым для  него  объектам,  принято  называть  эмоциями  и

чувствами,   т.е.   другими   словами   эмоции—особый   класс   субъективных

психологических состояний, отражающих в форме  непосредственных  переживаний

приятного или неприятного процесс и  результаты  практической  деятельности,

направленной на удовлетворение актуальных потребностей.

 

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает  человек,  делятся

на собственно эмоции, чувства  и  аффекты.

Эмоции  и  чувства  предвосхищают процесс,  направленный  на  удовлетворение  потребности, имеют   идеаторный характер и находятся как бы в начале его.

Эмоции и  чувства  выражают  смысл ситуации  для  человека  с  точки  зрения   актуальной   в   данный   момент потребности,  значения  для  ее  удовлетворения  предстоящего  действия  или деятельности.

Эмоции могут вызываться как  реальными,  так  и  воображаемыми ситуациями. 

Они,  как  и  чувства,   воспринимаются   человеком   как   его

собственные  внутренние  переживания, коммуницируются, т.е.передаются

другим людям, сопереживаются.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда  извне

вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет  хорошо  скрывать

свои чувства. Они, сопровождая тот  или  иной  поведенческий  акт, даже не

всегда осознаются,  хотя  всякое  поведение,  как  мы  выяснили,  связано с

эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности.  Эмоциональный

опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных  переживаний.

Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции  и  чувства - личностные  образования.  Они  характеризуют  человека

социально  психологически. Подчеркивая   собственно   личностное   значение

эмоциональных процессов.

 

10

 



Информация о работе Психология основные понятия