Психология основные понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:20, реферат

Описание работы

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.

Содержание

Содержание
1 Мышление
1.1 Понятия о мышлении
1.2 Классификация явлений мышления
1.3 Общие закономерности мышления
1.4 Мыслительные операции
1.5 Форма мышления
1.6 Виды мышления и индивидуальные качества ума
1.7 Мыслительная деятельность как процесс решения задач
2 Память
2.1 Понятия памяти
2.2 Классификация явлений памяти
2.3 Закономерность процессов памяти. Условия успешного запоминания
3 Воображение
3.1 Общие понятия о воображении
3.2 Виды воображения
4 Волевая воля, регуляция деятельности
4.1 Понятие о воле
4.2 Деятельность, ее структура и волевая регуляция
5 Эмоциональные эмоции регуляции деятельности
5.1 Понятия об эмоциях
5.2 Общие закономерности эмоций и чувств

Работа содержит 1 файл

психология рефераты.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

В художественном мышлении структурной единицей является образ, а коммуникативной единицей - символ. В научном мышлении соответственно - понятие и знак.

 

Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различных   операционных процедур.

Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.

Эвристическое мышление - творческое решение нестандартных задач.

Дискурсивное мышление (рассудочное) - мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию.

В историческом развитии мышления различаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления: наглядно- действенное (сенсомоторное), наглядно-образное, абстрактно-теоретическое.

Совершаясь по общим законам мышление различных людей отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое мышление индивида.

 

2 Память

 

2.1 Понятия памяти

 

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие стремятся использовать логические средства. У одних память близка к восприятию, у других - к мышлению. Чем выше уровень умственного развития человека, тем больше его память приближается к мышлению. Интеллектуально развитый человек запоминает преимущественно с помощью логических операций. Но развитие памяти не находится в прямой связи с интеллектуальным развитием. У некоторых людей очень развита образная (эйдетическая) память

 

2.2 Классификация явлений памяти

 

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то - значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами.

Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Кроме этих видов существуют сложные ассоциации - смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

 

2.3 Закономерности процессов памяти. Условия успешного запоминания.

 

Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

 

Законы памяти.

«Закон интереса.»

Интересное запоминается легче.

«Закон осмысления.»

Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

«Закон установки.»

Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

«Закон действия.»

Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

«Закон контекста.»

При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

«Закон торможения.»

При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.

«Закон оптимальной длины ряда.»

Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

«Закон края.»

Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

«Закон повторения.»

Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

«Закон незавершённости.»

Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

 

Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

1) Сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет).

2) То, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.).

3) Раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы).

4) Раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску.

5) То, что более всего связано с потребностями данного человека.

6) То, что является объектом активной деятельности. Так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоминаются непроизвольно и прочно.

Но в деятельности человека чаще возникает необходимость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором всегда ставится задача - запомнить, т. е. осуществляется специальная мнемическая деятельность.

В процессе развития человека произвольное запоминание формируется сравнительно поздно (в основном к периоду школьного обучения). Этот вид запоминания интенсивно развивается в учении и трудовой деятельности.

 

Условиями успешного произвольного запоминания являются:

1) Осознание значимости и смысла запоминаемого материала.

2) Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала.

3) Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа.

4) содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания.

5) эмоционально-эстетическая насыщенность материала.

6) возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта.

7) установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях.

8) материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

 

 

3 Воображение

 

3.1 Общие понятия о воображении

 

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы, создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторов. Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов. Как бы ни было новым то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на него. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат. Воображение присуще только человеку.
 

3.2 Виды воображения.

 

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

     1.Ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции);

     2.Эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;

     3.Стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

 

 

4 Волевая воля. Регуляция деятельности.

 

4.1 Понятие о воле

 

 

Воля - форма регуляции поведения. Если эмоции - непроизвольные, волевая регуляция - произвольная.

Воля – особая психическая функция, предназначенная для разрешения ситуаций неразрешимого мотивационного конфликта, содержанием которой является усилие, направляющее и удерживающее фокус внимания на одной из находящихся в конфликте идей действия.

Воля - продолжение действия при встрече с препятствием. Когда человек хочет воспитать волю - намеренно организует действие так, чтобы преодолевать препятствие.

Воля - сознательное, целенаправленное решение об определенном действии.

Воля - постоянный контроль всех параметров (в т.ч. телесных), выполняемого действия.

 

4.2 Деятельность, ее структуры и волевая регуляция

 

Волевое действие отличается сущностной характеристикой: наличием решимости выполнить действие. Это состояние возникает при условии мотивационного конфликта – ситуации, когда в сознании находятся две противоположные идеи действия, препятствующие друг другу. Но и мотивационный конфликт - недостаточное условие.

Его разрешение может происходить без участия воли. Выделяют 4 типа конфликтов, которые разрешаются без участия воли:

1. Размышление – человек оценивает ситуацию привлекая дополнительные доводы, взвешивает все «за» и «против», находит дополнительные основания для совершения одного из действий.

2. Саморазрешение – столкнувшись с ситуацией человек откладывает ее решение на некоторое время в надежде на возникновение дополнительных обстоятельств, которые подтолкнут его к какому-либо решению.

3. Импульсивное - решение принимается наугад, без обдумывания.

4. Личностные изменения – на решение конфликта влияют новые изменения, произошедшие в личности: новый опыт, изменение ведущих мотивов. Здесь решение происходит посредством устранения самой конфликтной ситуации.

Информация о работе Психология основные понятия