Психология общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Как только не именовали человека: homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo eludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans - человек общающийся. Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794-1856) остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе» . И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.
Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия, прямым объектом психологического и социально-психологического общения анализа оно стало только в XX в.

Содержание

Понятие, виды и функции общения……………………………3
Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия…8
Задание…………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

контрольная по общению.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

      Кроме того, на Перове впечатление влияют различные детали, например, украшения. Массивные золотые перстни «печатки», а также большие бриллиантовые кольца у женщин хотя и указывают на их финансовые возможности, но могут вызвать нежелательный эффект («оказать медвежью услугу»). «Носители» украшений могут показаться партнеру по общению как хитрые, неискренние люди, склонные к доминированию люди, претендующие на повышенное внимание к своей особе.

      В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие  судить о статусе собеседника (походка, манера сидеть и стоять). Например, результаты экспериментов показали, что окружающим больше нравятся люди, сидящие на стуле свободно, чуть наклонив корпус тела вперед. И, наоборот, люди, садящиеся на стул ровно, слегка наклоняясь назад, вызывают негативное отношение окружающих.

      При восприятии человека большое значение имеет фактор привлекательности. Сложность определения этого фактора вызвана тем, что мы привыкли считать привлекательность индивидуальным впечатлением. Всякая попытка обобщить признаки привлекательности «наталкивается» на внутренне сопротивление. Разные народы в разные исторические периоды имели и имеют свои каноны красоты, поэтому фаткор привлекательности определяется не разрезом глаз и цветом волос, а социальным значением того или иного признака человека. Ведь существуют одобряемые и неодобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности, а значит привлекательность – это приближение к типу внешности, максимально одобряемому той группой, к которой мы принадлежим.

      Еще одним важным фактором восприятия является отношение к нам со стороны окружающих.  При этом люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются гораздо выше тех, которые относятся к на плохо. В эксперименте психологи, выявив мнение испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащих другим людям, и просили оценить этих людей. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному,  тем выше оценка человека, высказавшего это мнение.  В данном эксперименте согласие выявлялось с помощью прямых вопросов. Однако существует большое количество косвенных признаков согласия: кивки одобрения, улыбки и слова в нужных местах, манера держаться. В общении очень важно, чтоб согласие было явно выражено. Если есть согласие, то включается восприятие по фактору положительного отношения к нам.

      Изучая  процессы восприятия, психологи выявили  типичные искажения представлений о другом человеке.

      Эффект  ореола. Любая информация, получаемая о человеке, накладывается на заранее созданный образ. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающий эффективному общению. Например, при общении с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру (рост, ум, материальное положение), он оценивается более положительно, чем если бы он был нам равен. При этом человек оценивается не только по значимому для нас параметру, но и по всем остальным. В этом случае говорят, что происходит общая личностная переоценка. Поэтому, если первое впечатление о собеседнике в целом благоприятно, то и в дальнейшем его поступки, поведение, черты переоцениваются. При этом замечаются и переоцениваются только положительные моменты, а отрицательные – не замечаются или недооцениваются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные поступки не замечаются или истолковываются как корысть.

      Эффект  ореола может принести пользу только в том случае, если вы создадите  хорошую репутацию людям, которые  тесно связаны между собой: однокурсники, коллегам по работе, друзьям. Очень  скоро вы заметите, что вас окружают великолепные, доброжелательные люди, замечательно ладящие между собой.

      Эффект  проекции возникает тогда, когда мы приятному для нас человеку приписываем свои достоинства, а неприятному – недостатки.

      Эффект  упреждения или эффект первичности и новизны появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то значение придается сведениям (информации), которые предъявляются в начале. При общении с хорошо знакомым человеком учитываются самые последние сведения о нем.

      Безусловно, полностью избежать ошибок не сможет никто, но всем по силам разобраться  в особенностях восприятия и научиться  корректировать свои ошибки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III.  Задание

      Соотнесите  предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

  1. стереотип
  2. предубеждение

                                                       

    1. Односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этических групп и классов.
    2. Личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.
 

      Ответ: а – 2); b – 1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Литература 

      
  1. Деловая культура и психология общения: Учебник для  нач. и проф. образования/ Шеламова Г.М. -  М.: ПрофОбрИздат, 2002.
  2. Психология делового общения: Бороздина Г.В.: М.: Инфра – М, 2002.
  3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Дорошенко В.Ю. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

Информация о работе Психология общения