Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:22, контрольная работа
Как только не именовали человека: homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo eludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans - человек общающийся. Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794-1856) остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе» . И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.
Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия, прямым объектом психологического и социально-психологического общения анализа оно стало только в XX в.
Понятие, виды и функции общения……………………………3
Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия…8
Задание…………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………….14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра
экономической теории
Контрольная
работа
по
Деловому общению на
тему:
«Психология
общения».
Владимир, 2008
Содержание
Список
литературы……………………………………………………
I.
Понятие, виды и функции
общения
Как только не именовали человека: homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo eludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans - человек общающийся. Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794-1856) остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе» . И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.
Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия, прямым объектом психологического и социально-психологического общения анализа оно стало только в XX в.
Способность
к общению всегда относилась к
числу важнейших человеческих качеств.
Не случайно народная мудрость гласит:
«потолкуешь с одним –
Важное
значение в общении приобретают
знания и учет моральных качеств
и индивидуально-
Чаадаев П.Я. Полн.собр.соч.
Т.1 – М.: Наука, 1991. – С. 385
Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70% времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В общении мы передаем друг другу разнообразную информацию; обмениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о своих целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.
Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не понял, кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Безусловно, каждый раз после недопонимания, разговора на повышенных тонах, очередного конфликта у нас портится настроение, мы не можем понять, почему так произошло. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы в праве выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. На службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам мало симпатичны; а в этой ситуации очень важно научиться вступать в контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Многочисленные исследования психологов доказали, что между качеством общения и эффективностью любой деятельности существует прямая и сильная связь. Видный американский предприниматель, руководитель автомобильной компании «Крайслер» Ли Якокка говорил, что умение контактировать с людьми – это все и вся.
Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него строится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэтому общение стало объектом социально-психологического анализа.
В литературе встречается немало различных определений общения. Вот наиболее обобщенное из них. Общение – это сложный, многогранный процесс, представляющий собой взаимодействие двух или более людей, при котором происходит обмен информацией, а также процесс взаимного влияния, сопереживания и взаимного понимания друг друга.
В жизни человека практически
нет периода, когда он
1) По форме общения:
- непосредственное общение. Оно является исторически первой формой общения людей друг с другом, оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, рука, голосовые связки и т. д.);
- опосредованное – это общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (телевидение, радио, телефон, Интернет и т.д.).
2) По условиям контакта:
- прямое – это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому: «ты – мне, я – тебе»;
- косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.
3) По количеству участников:
- монолог, т.е. человек ведет беседу наедине с собой, пытается разрешить какие-либо внутренние противоречия;
- диалог, т.е. в общении участвуют два собеседника;
- полилог, т.е. множество участников общения.
4) По форме воздействия:
- императивное общение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действиям и решениям. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, угрозы, предписания и т.д.;
- манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно;
- диалогическое общение является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.
5) По средствам общения:
- вербальное – это общение, осуществляемое с помощью слов;
- при невербальном общении средством передачи информации являются невербальные знаки (позы, жесты, мимика и т.д.)
По своему назначению общение многофункционально. В психологии выделяют пять основных функций.
II.
Роль восприятия в процессе
общения. Ошибки восприятия
Рассматривая процесс познания человека человеком в общении, С.Л. Рубинштейн писал:
«В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста к контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».
Вопросы о том, как происходит это «беглое чтение» другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встают перед каждым из нас. Очень часто важно не только само по себе понимание того или иного поведения, но и его основ, истоков, движущих сил и механизмов. Именно поэтому необходимо понимать, что стоит для нас за словами «восприятие и понимание другого в общении».
На
восприятие и оценку людьми друг друга
влияют различные факторы. Исследованиями
подтверждено, что дети и взрослые
отличаются по социальной перцепции. Дети
в большей степени
Однако в целом перед человеком стоит задача не просто «воспринять», а скорее, познать другого человека. В ходе познания осуществляется эмоциональная оценка человека и попытка понять логику его поступков и уже на этой основе строить свое собственное поведение.
Люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга по жизненному опыту, социальному статусу, интеллектуальному развитию. Какие же признаки позволяют нам судить, например, о превосходстве собеседника по социальному статусу? Исследования показали, что существенное значение имеет процесс формирования первого впечатления о человеке. Большое влияние на первое впечатление оказывает: 1) внешний вид человека; 2) манера поведения человека ( как стоит, сидит, разговаривает и т.д.)
Внешний вид и манера поведения являются факторами превосходства, так как в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к определенной социальной группе или его ориентация на какую-либо группу.
В прежние времена существовали определенные правила и нормы, предписывающие, что и кому можно или нельзя одевать. В отдельные эпохи предписания разрабатывались до мелочей и имели определенной значение.
В наше время, когда нет четких предписаний, роль одежды, тем не менее, остается значимой. Зная «секреты» одежды, можно создать определенный образ у партнера по общению, повысить (в случае необходимости – понизить) свою значимость и престиж.
Что же в одежде свидетельствует о превосходстве? Во-первых, цена. Цена одежды определяется по качеству, а также по частоте встречаемости данной модели и ее модности. Во-вторых, силуэт одежды. «высокостатусным» как для женщин, так и для мужчин считается силуэт, напоминающий по форме вытянутый прямоугольник с вытянутыми углами, «низкостатусным» - силуэт, напоминающий по форме шар. В-третьих, цвет одежды. Необходимо учитывать, что в разных странах конкретные цвета могут иметь разное значение. В европейских странах признаком высокого статуса (независимо от тенденции моды) считаются ахроматические цвета, т.е. черно-серо-белая гамма; чем ярче и насыщеннее цвет, тем ниже предполагаемый статус человека. Все эти признаки важны во взаимодействии, их не следует учитывать в отдельности.