Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:54, контрольная работа
Общение - необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ в.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
1. Понятие, виды и функции общения
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:
а) стереотип
б) предубеждение
Еще одна схема запуска эффекта ореола связана с действием фактора "отношения к нам": те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше (умнее, справедливее и т.п.) тех, кто относится к нам плохо.
Помимо восприятия человеком окружающего мира, предметов, других людей, важная роль отводится и восприятию самого себя. Самовосприятие - это процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми. Самовосприятие контролирует всё, что человек может сделать и что не может, то, что является для него трудным и что лёгким и даже то, как другие реагируют на него. Необходимо управление самовосприятием. Человек всегда ведёт себя только так, как себя воспринимает, и его воспринимают в полном соответствии с восприятием себя. Действия, чувства, мотивы, способности, мнения других людей изменить нельзя. Можно изменить самовосприятие и автоматически изменится вся жизнь, люди вокруг, даже способности и таланты. Адекватное самовосприятие – это всегда самое положительное восприятие себя. Подсознание чутко отзывается на мнение человека о себе и срабатывает автоматически только на то, на что он его настроили, либо на достижение успеха и счастья, либо поражения и несчастья. А настройка – это самовосприятие.
Стереотипизация.
Социальные стереотипы - основа формирования
первого впечатления, а социальная стереотипизация
-главный механизм этого процесса. Социальный
стереотип - устойчивое представление
о каких-либо явлениях или людях, свойственное
представителям той или иной группы; привычное
представление о группе людей, о которой
существует скудная информация. Любой
стереотип является порождением определенной
группы людей, и отдельный человек пользуется
им лишь в том случае, если относит себя
к этой группе. Трудность заключается
в том, что видимым носителем того или
иного стереотипа всегда является конкретный
индивид. Поэтому при объяснении происхождения
и функции стереотипа часто пытаются идти
от изучения опыта человека, его знаний
о предмете стереотипа, т.е. от его индивидуальных
особенностей. Это приводит к неверным
выводам о том, будто социальные стереотипы
- следствие ограниченного опыта, невежества.
3.
Соотнесите предлагаемые
социально-психологические
понятия и их определения:
По моему мнению, правильным будет следующее соотношение:
Стереотип – это личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать; Предубеждение – это односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.
Другими словами, предубеждение – это отрицательное отношение к той или иной группе (категории) людей или к культурной практике, чаще всего безосновательное; ложное, предвзятое, отрицательное мнение о ком-либо или о чём -либо, предрассудок. Например, вообразите, что кто-то старается убедить о полезности употребления в пищу вареных насекомых. Можно ответить: - Они отвратительные.- Но крабы тоже отвратительные, тем не менее, многие любят их. - Да, но в насекомых нет питательной пользы, - продолжаете вы. - На самом деле в них очень много белков, - отвечает оппонент. Он может использовать и другие аргументы, но дело в том, что не есть насекомых – это результат пищевого предубеждения, которое существует в некоторых культурах. Некоторые предубеждения происходят от единичного личного опыта (пришлось пережить неприятную встречу с представителем какой-то этнической, социальной, религиозной или другой группы, и эта встреча породила предубеждение относительно всей группы). Другие предубеждения происходят от родительских поучений типа «мы не имеем ничего общего с такими людьми». Люди, которые чувствуют себя в опасности, могут использовать другую группу как козла отпущения, т.е. как социально признанную цель, которую обстреливают из-за этой опасности. Так фашисты поступали с евреями, большевики с помещиками и капиталистами.
Стереотипы - это психологические связи, либо врожденные, либо образовавшиеся в далеком прошлом, и ставшие настолько автоматическими, что человек их даже не осознает. Стереотипы определяют и регулируют львиную долю мышления и поведения человека. Они отвечают за походку, почерк, акцент, привычки, характер, способы обработки информации, поведение в похожих ситуациях, и т.д. Благодаря тому, что стереотипы практически не осознаются, они почти не поддаются контролю со стороны сознания, зачастую заставляя человека поступать определенным образом даже вопреки его воле. Так, на набережной города Сочи один предприимчивый молодой человек зарабатывает неплохие деньги на одном из стереотипов нашей культуры. Все мы в детстве учились ездить на велосипеде, и со временем этот процесс стал автоматическим и превратился в стереотип. Наблюдательный предприниматель соединил руль велосипеда с колесом зубчатой передачей, и теперь, когда ездок поворачивает руль влево, колесо поворачивается вправо, и наоборот. За определенную плату любому желающему предлагается с трех попыток (для женщин - с пяти), проехать на этой необычной конструкции всего шесть метров в любую сторону, не касаясь ногами земли. Приз - десятикратная сумма первоначального взноса. Многим это предложение кажется легкой возможностью заработать, тем более, что они видят, как лихо разъезжают на этом велосипеде сам хозяин и его помощник. На моих глазах десятки желающих проверить свою ловкость объезжали непокорного железного коня. Результат - разбитые об асфальт локти, колени и носы, и ни одного справившегося с такой простой, казалось бы, задачей. Человек садится в седло, настраивается, хорошо понимая, что ему нужно всего лишь поворачивать руль в обратном направлении, при этом смещая центр тяжести в другую сторону. Но - его стереотип настроен иначе, а подсознание охотнее подчиняется стереотипу, чем разуму. Итог: велосипед летит в одну сторону, человек, вместе с непокорённым стереотипом, - в другую.
Таким образом, предубеждение
непосредственно связано со
Литература
1. Психология
и этика делового общения:
2. Титова Л.Г. Деловое общение: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 2001.
4. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих взаимодействий. — СПб.: Нева, 2003.
5. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
6. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. — 2-е изд. — М.: Омега, 2005.
7. Майерс Д. Социальная психология. — М.: Питер, 2000.
8. Морозов
А.В. Деловая психология. Курс лекций.
— СПб.: Союз, 2002.