Психология общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Общение - необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ в.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Содержание

1. Понятие, виды и функции общения
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:
а) стереотип
б) предубеждение

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 33.37 Кб (Скачать)

                                                       Вариант 13

                                                             План: 
 

 1. Понятие, виды и функции общения.

 2. Роль  восприятия в процессе общения.  Ошибки восприятия.

 3. Соотнесите  предлагаемые социально-психологические  понятия и их определения: 

 а) стереотип;

 б) предубеждение;

 1) односторонний,  искаженный и, как правило,  предубежденный взгляд, свойственный  представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия  или активная враждебность по  отношению к другой социальной  группе; при этом индивиды могут  участвовать в дискриминационной  деятельности на основании своих  взглядов, а могут и не участвовать.                                  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                      

 

1. Понятие, виды  и функции общения

Общение - необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ в.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее  в обмене между ними информацией  познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.

Выделяют  следующие виды общения:

  1. «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил своё название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия и т. д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику.
  2. Формально - ролевое общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнёров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролёр и пассажиры автобуса и т.д.
  3. Светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный  характер.
  4. Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнёра по общению (лесть, обман, демонстрация силы,       

     демонстрация  слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

  1. Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.
  2. Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

    Общение — сложный  многогранный процесс, включающий:

    • формирование определенных образцов и моделей поведения;

    • взаимодействие людей;

    • взаимное влияние  людей друг на друга;

    • обмен информацией;

    • формирование отношений  между людьми;

    • взаимное переживание  и понимание людьми друг друга;

    • формирование образа внутреннего ≪Я≫ человека.

          Под функциями общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны и существуют различные основания для их классификации. Одно из общепринятых оснований классификации — выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:

перцептивной — процесса восприятия и понимания людьми

друг друга в  процессе общения;

информационной — процесса обмена информацией;

интерактивной — процесса взаимодействия людей в общении.

       В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функция общения.

  1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе, которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
 
  1. Информационно-коммуникативная  функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику: осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.
 
  1. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия

      Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии.

Под восприятием  в психологии общения подразумевается  не просто формирование целостного образа на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению.

Личное восприятие - получение и обработка одним  субъектом общения информации о  другом - ошибочно считается несложным  процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик  субъектов восприятия.

В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать  не только отдельные личности, но и  целые группы людей, При этом возникают  так называемые эквиваленты личности. При восприятии людьми друг друга  можно выделить несколько возможных  ситуаций:

1. "Я - ОН" - восприятие  одним индивидом другого как  отдельной личности;

2. "Я - Они" - восприятие  индивидом группы как единого  целого;

3. "Мы - Он" - восприятие  одной группой другой группы;

4. "Мы - Он" - восприятие  группой индивида.

Сложность процесса восприятия заключается в том, что  способность человека к обработке  информации не беспредельна. При формировании образа делового партнера, человек  зачастую сталкивается с неким количеством  фрагментарной информации о нем  и оценивает ее с учетом многих психологических и эмоциональных  факторов. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые  соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для  его целей.

Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора, процесс  восприятия искажает также ошибочные  заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике  на основе того немногого, что успел  узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями.

Процесс восприятия представляет собой не механическое воспроизведение образа человека, а  систему с обратной связью. Представление  о том, как воспринимают его другие люди, в определенной степени определяет поведение человека. Разнообразные  допущения и предположения о  том, как нас воспринимают другие люди, могут способствовать неправильному  пониманию между людьми.

Сложность оценки людей  и формирование адекватного образа заключается в сознательном искажении  сведений и контроля за информацией о себе, которую человек позволяет получить окружающим.

Большое значение для  взаимного понимания имеет "открытость", т.е. умение быть честным и естественным в отношении с другими. Открытость как психологический феномен  непосредственным образом зависит  от степени осознания своего внутреннего "Я" и восприятия себя на личностном уровне.

Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого  впечатления о другом человеке. Охарактеризуем следующие перцептивные барьеры делового общения:

1. Фактор превосходства  - когда наблюдатель ощущает превосходство  партнера по какому-то важному  для него параметру - уму, материальному  положению и т.п. Суть происходящего  заключается в том, что человек,  который превосходит наблюдателя  по какому-либо важному параметру,  оценивается им гораздо выше  и по остальным значимым параметрам. Т.е. происходит его общая личностная  переоценка. Так, в экстремальной  ситуации люди часто готовы  доверять тем, кого не стали  бы слушать в спокойной обстановке.

2. Фактор привлекательности  - восприятие партнера по общению  как привлекательного внешне, при  этом ошибка состоит в том,  что внешне привлекательного  человека люди также склонны  переоценивать по другим важным  для них социально-психологическим  параметрам. Существует так называемый  стереотип привлекательности: что красиво - то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано. Золушка и Белоснежка красивые - и хорошие. Сводные сестры и колдунья безобразные - и плохие.

3. Фактор отношения  к наблюдателю - восприятие партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

Таким образом, общение  определяется тем представлением о  партнере, которое складывается в  восприятии. Множество ситуаций подтверждает драматическое воздействие первого  впечатления на восприятие, что может  повлиять на последующую коммуникацию между людьми. Это воздействие  могут усилить некоторые психологические  особенности участников общения. Укажем на некоторые из них.

Влияние самооценки. Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно соответствуют действительности, то он обычно не заинтересован в получении обратной связи. В этом случае воздействие первого впечатления может оказаться решающим. Возникает эффект "человека-невидимки". Не важно, что делает или говорит один человек, другой человек не реагирует на его поведение, поскольку уже сделал свое заключение, на которое невозможно повлиять.

Проецирование. Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать. Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, предложенных им для оценки, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.

Эффект  ореола. Это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества. Действует несколько типовых схем запуска эффекта ореола. Чаще всего применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере -- социальной, интеллектуальной и др. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве. Люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру. В одном остроумном эксперименте студентам разных групп показывали одного и того же мужчину. В одной группе его представляли как студента, во второй - как лаборанта, в третьей - как преподавателя, в четвертой - как доцента, в последней - как профессора. При формировании первого впечатления "эффект ореола" проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление - к недооценке неизвестного человека. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эту ошибку восприятия стали называть действием фактора превосходства. Другая ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в том, что если человек нравится внешне, то другой человек склонен считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. переоценивать многие его психологические характеристики.

Информация о работе Психология общения