Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:00, контрольная работа
Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т. п.
Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость и конформизм. Выходят члены «стай», как правило, из конфликтных семей. А отсюда — примитивный уровень мышления.
В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он «все может». Такие «стаи» обоснованно называют молодежными бандами.
Криминальную направленность группы характеризуют следующие количественные и качественные характеристики: наличие в группе ранее судимых участников, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, увлекаются азартными играми, а также наличие в группе признанного лидера, авторитарный стиль управления группой, преимущественно криминальная направленность, формирование собственной субкультуры (жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведения и т. п.). В дальнейшем при систематической преступной деятельности в группе происходит распределение ролей и функций при совершении преступлений.
Структура преступности несовершеннолетних имеет свои особенности. Для неё характерно резкое возрастание удельного веса имущественных и сопряженных с насилием преступлений. Например, удельный вес изнасилований, разбоев и грабежей по делам несовершеннолетних втрое выше, чем в структуре общей преступности.
К числу общих возрастных психологических особенностей несовершеннолетних относится феномен «генерализации собственного опыта», возведение в ранг «ритуала» образцов негативного опыта. Каждый опрошенный юноша считает, что если девушка хочет уединиться с парнем, значит, она согласна на половую близость.
Психологический механизм сексуального общения, приводящего к изнасилованию, опосредован глубокими социальными факторами, детерминирующими эти преступления
Изучение
«досуговых» изнасилований
-
преступники и жертва
- преступник знает, что жертва была ранее изнасилована, но никому об этом не сообщила (12 %);
-
после случайного знакомства
потерпевшая охотно
-
после случайного знакомства
жертва своим собственным
Сама подростковая среда очень агрессивна. Отношения нередко строятся на унижении слабых, а то и откровенной жестокости. Ненужные семье и школе дети становятся изгоями общества, терроризируют окружающих, грабят и насилуют.
Криминологам и работникам правоохранительных органов хорошо известно, что подавляющее большинство лиц, совершивших насильственные преступления, в детстве подвергались унижениям, наказаниям, страдали от жесткого (а то и жестокого) обращения со стороны взрослых.
Избитые дети, как правило, не хотят возвращаться в семью. Кризисная служба не может обеспечить их убежищем. Ребята прячутся на квартирах знакомых, в приютах для беспризорников или бродяжничают. Очень часто их подбирают люди из криминальной среды.
Подросток
не просто воспринимает и усваивает
неблагоприятные внешние
3. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.
Знание
психологических особенностей подростков
способствует правильному решению
задач расследования
Наиболее
удачный анализ личности несовершеннолетнего
правонарушителя на предварительном
следствии соответствует
Наследственно-
Ближайшее социальное окружение подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания, школа, отношение к учебе, отношения с учителями (возможные конфликты), положение в классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное положение и ценностные ориентации, статус в группе друзей.
Личностные
характеристики подростка: особенности
характера и темперамента, ценностно-мотивационный
блок, ценностные ориентации, мотивация
достижения, уровень притязаний, самооценка
и возможные конфликты в
Правосознание подростка.
Для
изучения условий жизни и воспитания
несовершеннолетнего
Однако
не во всех случаях сами органы правосудия
и лица, его представляющие, могут
использовать все данные и методы
сегодняшней психологической
Объектом
психологической экспертизы являются
не показания свидетелей, обвиняемых
и потерпевших, а индивидуальные
особенности протекания психических
процессов у лица, дающего показание,
и влияние названных
Заключение эксперта-психолога не есть оценка достоверности показаний, так как психологическая экспертиза решает вопрос только об объективной возможности того или иного лица адекватно отражать факты, интересующие органы следствия.
Большое
значение имеет психологическая
экспертиза по делам несовершеннолетних,
когда у следователя возникает
сомнение в умственном развитии несовершеннолетнего,
в степени развития его интеллекта,
в частности для решения
При
анализе причин антиобщественной ориентации
личности подростка психолог исследует
особенности формирования его правосознания,
реальных жизненных ценностей, нравственно-нормативных
установок и соотносит их с
выделенными индивидуально-
При
проведении большинства следственных
действий с участием несовершеннолетних
действуют специфические
Следователь должен хорошо знать психологические особенности личности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических приемов проведения с ними того или иного следственного действия.
Допросу
несовершеннолетнего
Каждый допрос несовершеннолетних можно разделить на следующие пять этапов.
1.
На начальном этапе допроса
следователь, как правило, в
устной форме получает от
2. Период вступления в психологический контакт между допрашиваемым и допрашивающим — сущность второго этапа допроса. Следует отметить, что контакт устанавливается не на каждом допросе, однако практически каждый следователь пытается его достичь. На этой стадии темой беседы являются обычные незначительные для существа дела вопросы; как правило, они касаются биографии допрашиваемого, его учебы, увлечений и т. д. Оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения, а также определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, основные состояния собеседников, приемы устной речи, позы, мимика и в некоторых случаях основная аргументация.
3. Главная часть допроса. В этот период следователь стремится получить от допрашиваемого основную информацию по делу. При правильно организованном допросе это обычно удается.
4.
Затем следователь
5. На заключительном этапе допроса следователь различными способами (рукопись, машинопись, магнитофонная запись, стенограмма) заносит в протокол полученную в результате допроса информацию и представляет эту информацию уже в письменном виде допрашиваемому, который, подтвердив правильность записанного в протокол, его подписывает. На этой стадии важно сохранить лексические особенности речи несовершеннолетнего.
Подготовленный
с глубоким знанием всех материалов
дела и проведенный с учетом всех
личностных особенностей допрос, несомненно,
убеждает допрашиваемого не только в
бесперспективности запирательства, но
и наглядно показывает истинную цену
его преступного поведения, неизбежность
разоблачения и грядущего наказания
со всеми вытекающими
Для достижения намеченной цели следователю необходимо наряду с материалами уголовного дела анализировать сведения, полученные о несовершеннолетнем в соответствии с изложенной ниже программой.
В процессе подготовки к допросу следователь должен не только планировать последовательность и формулировку вопросов, но и прогнозировать возможные варианты ответов и в зависимости от этого, основываясь на имеющейся у него информации и анализе всех обстоятельств, заранее подготовить необходимые дела.
В зависимости от материалов дела следователь должен определить линию взаимоотношений с допрашиваемым. Если преступление было совершено вследствие неблагоприятно сложившейся ситуации и допрашиваемый тяжело переживает, подавлен случившимся, следует помочь ему не только в выборе линии поведения на следствии, но и в дальнейшей повседневной жизни. Для этого следователю необходимо собрать материалы, которые дали бы возможность подвести несовершеннолетнего к правильной оценке не только совершенного им преступления, но и иных негативных поступков.
Когда
из материалов дела или в процессе
непосредственного общения
На
допросе следователь должен избрать
такую тактику общения с
Следователю
необходимо самому допросить родителей
(или лиц, их заменявших), педагогов,
мастеров, товарищей по учебе и
работе, по совместному провождению
свободного времени, а работникам органов
дознания поручить проведение действий,
не требующих обязательного
Информация о работе Психология несовершеннолетних преступников