Психология несовершеннолетних преступников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т. п.

Работа содержит 1 файл

контрольная психология несовершеннолетних.docx

— 37.52 Кб (Скачать)

         Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость и  конформизм. Выходят члены «стай», как правило, из конфликтных семей. А отсюда — примитивный уровень  мышления.

         В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он «все может». Такие  «стаи» обоснованно называют молодежными  бандами.

         Криминальную  направленность группы характеризуют  следующие количественные и качественные характеристики: наличие в группе ранее судимых участников, которые  не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, увлекаются азартными играми, а также наличие  в группе признанного лидера, авторитарный стиль управления группой, преимущественно  криминальная направленность, формирование собственной субкультуры (жаргон, специальные  клятвы, особый ритуал поведения и  т. п.). В дальнейшем при систематической преступной деятельности в группе происходит распределение ролей и функций при совершении преступлений.

         Структура преступности несовершеннолетних имеет  свои особенности. Для неё характерно резкое возрастание удельного веса имущественных и сопряженных с насилием преступлений. Например, удельный вес изнасилований, разбоев и грабежей по делам несовершеннолетних втрое выше, чем в структуре общей преступности.

         К числу общих возрастных психологических  особенностей несовершеннолетних относится  феномен «генерализации собственного опыта», возведение в ранг «ритуала»  образцов негативного опыта. Каждый опрошенный юноша считает, что если девушка хочет уединиться с парнем, значит, она согласна на половую  близость.

         Психологический механизм сексуального общения, приводящего  к изнасилованию, опосредован глубокими  социальными факторами, детерминирующими эти преступления

         Изучение  «досуговых» изнасилований показало, что нередко:

         - преступники и жертва совместно  пьянствуют, после чего она утрачивает  способность ориентироваться в  обстановке, тем более оказать  сопротивление (15%);

         - преступник знает, что жертва  была ранее изнасилована, но никому  об этом не сообщила (12 %);

         - после случайного знакомства  потерпевшая охотно соглашается  погулять с пьяным подростком  и идет с ним в уединенное  место, что воспринимается будущим  насильником как сексуальная  стимуляция, хотя никаких реальных  эротических поощрений со стороны  жертвы нет (12 %);

         - после случайного знакомства  жертва своим собственным сексуально  окрашенным поведением провоцирует  посягательство (15 %).

         Сама  подростковая среда очень агрессивна. Отношения нередко строятся на унижении слабых, а то и откровенной жестокости. Ненужные семье и школе дети становятся изгоями общества, терроризируют окружающих, грабят и насилуют.

         Криминологам  и работникам правоохранительных органов  хорошо известно, что подавляющее  большинство лиц, совершивших насильственные преступления, в детстве подвергались унижениям, наказаниям, страдали от жесткого (а то и жестокого) обращения со стороны взрослых.

         Избитые дети, как правило, не хотят возвращаться в семью. Кризисная служба не может  обеспечить их убежищем. Ребята прячутся на квартирах знакомых, в приютах  для беспризорников или бродяжничают. Очень часто их подбирают люди из криминальной среды.

         Подросток не просто воспринимает и усваивает  неблагоприятные внешние воздействия. Он может их и не воспринимать, отвергать, а может с ними бороться. И тогда  в борьбе с неблагоприятными условиями  формируются положительные качества личности.

      3. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.

         Знание  психологических особенностей подростков способствует правильному решению  задач расследования преступлений и перевоспитания несовершеннолетних преступников. Работники правоохранительных органов, и в первую очередь органов  предварительного следствия, используя  эти знания, обеспечивают правильную диагностику личности несовершеннолетнего, индивидуальный подход к нему, выбор  и применение наиболее соответствующих  ситуации тактических приемов и  др.

         Наиболее  удачный анализ личности несовершеннолетнего  правонарушителя на предварительном  следствии соответствует следующей  схеме:

         Наследственно-биологические  факторы: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным  или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, ненормальные роды и др.

         Ближайшее социальное окружение подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания, школа, отношение к учебе, отношения с учителями (возможные конфликты), положение в классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное положение и ценностные ориентации, статус в группе друзей.

         Личностные  характеристики подростка: особенности  характера и темперамента, ценностно-мотивационный  блок, ценностные ориентации, мотивация  достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области  самооценки, отношение к профессии: сознательность выбора, место профессии  в системе ценностей, планы на будущее.

         Правосознание подростка.

         Для изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего обвиняемого  или подозреваемого необходимо изучать  и другие сферы — семью, место  работы и учебы. Для изучения семейных условий необходимо выяснить условия  жизни несовершеннолетнего до и  после совершения преступления. Это  имеет большое значение при определении  судом вида и размера наказания.

         Однако  не во всех случаях сами органы правосудия и лица, его представляющие, могут  использовать все данные и методы сегодняшней психологической науки. В ряде случаев в связи с  большой сложностью вопросов и необходимостью для их решения специальных знаний по уголовному делу назначается судебно-психологическая экспертиза.

         Объектом  психологической экспертизы являются не показания свидетелей, обвиняемых и потерпевших, а индивидуальные особенности протекания психических  процессов у лица, дающего показание, и влияние названных особенностей на адекватность восприятия и воспроизведения  того или иного явления.

         Заключение  эксперта-психолога не есть оценка достоверности показаний, так как  психологическая экспертиза решает вопрос только об объективной возможности  того или иного лица адекватно  отражать факты, интересующие органы следствия.

         Большое значение имеет психологическая  экспертиза по делам несовершеннолетних, когда у следователя возникает  сомнение в умственном развитии несовершеннолетнего, в степени развития его интеллекта, в частности для решения вопросов, мог ли он полностью осознать значение своих действий.

         При анализе причин антиобщественной ориентации личности подростка психолог исследует  особенности формирования его правосознания, реальных жизненных ценностей, нравственно-нормативных  установок и соотносит их с  выделенными индивидуально-типологическими  и характерологическими особенностями. При исследовании специфики принятия решения изучаются индивидуальные свойства личности.

         При проведении большинства следственных действий с участием несовершеннолетних действуют специфические психологические  закономерности, связанные с возрастными  и другими особенностями их личности.

         Следователь должен хорошо знать психологические  особенности личности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических  приемов проведения с ними того или  иного следственного действия.

         Допросу несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого должна предшествовать тщательная подготовка, для чего необходимо выяснить, какие люди окружают несовершеннолетнего, в каких условиях он живет, с кем  дружит, как он работает или учится, а также определить уровень его  развития, способности, круг его интересов  и особенности характера. В это  же время решается вопрос о том, кого имеет смысл пригласить для участия  в допросе.

         Каждый  допрос несовершеннолетних можно разделить  на следующие пять этапов.

         1. На начальном этапе допроса  следователь, как правило, в  устной форме получает от несовершеннолетнего  допрашиваемого его анкетные  данные. На этом этапе оба собеседника приблизительно намечают линию своего дальнейшего поведения по отношению друг к другу. Главная задача следователя — правильно диагностировать личность допрашиваемого.

         2. Период вступления в психологический контакт между допрашиваемым и допрашивающим — сущность второго этапа допроса. Следует отметить, что контакт устанавливается не на каждом допросе, однако практически каждый следователь пытается его достичь. На этой стадии темой беседы являются обычные незначительные для существа дела вопросы; как правило, они касаются биографии допрашиваемого, его учебы, увлечений и т. д. Оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения, а также определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, основные состояния собеседников, приемы устной речи, позы, мимика и в некоторых случаях основная аргументация.

         3. Главная часть допроса. В этот период следователь стремится получить от допрашиваемого основную информацию по делу. При правильно организованном допросе это обычно удается.

         4. Затем следователь сопоставляет  полученную на допросе информацию  с уже имеющимися у него  сведениями по делу и пытается  устранить противоречия, неясности,  неточности и т. д. 

         5. На заключительном этапе допроса следователь различными способами (рукопись, машинопись, магнитофонная запись, стенограмма) заносит в протокол полученную в результате допроса информацию и представляет эту информацию уже в письменном виде допрашиваемому, который, подтвердив правильность записанного в протокол, его подписывает. На этой стадии важно сохранить лексические особенности речи несовершеннолетнего.

         Подготовленный  с глубоким знанием всех материалов дела и проведенный с учетом всех личностных особенностей допрос, несомненно, убеждает допрашиваемого не только в  бесперспективности запирательства, но и наглядно показывает истинную цену его преступного поведения, неизбежность разоблачения и грядущего наказания  со всеми вытекающими последствиями  как для самого виновного, так  и для его близких.

         Для достижения намеченной цели следователю  необходимо наряду с материалами  уголовного дела анализировать сведения, полученные о несовершеннолетнем в  соответствии с изложенной ниже программой.

         В процессе подготовки к допросу следователь  должен не только планировать последовательность и формулировку вопросов, но и прогнозировать возможные варианты ответов и  в зависимости от этого, основываясь  на имеющейся у него информации и  анализе всех обстоятельств, заранее  подготовить необходимые дела.

         В зависимости от материалов дела следователь  должен определить линию взаимоотношений  с допрашиваемым. Если преступление было совершено вследствие неблагоприятно сложившейся ситуации и допрашиваемый тяжело переживает, подавлен случившимся, следует помочь ему не только в выборе линии поведения на следствии, но и в дальнейшей повседневной жизни. Для этого следователю необходимо собрать материалы, которые дали бы возможность подвести несовершеннолетнего к правильной оценке не только совершенного им преступления, но и иных негативных поступков.

         Когда из материалов дела или в процессе непосредственного общения следователь  видит, что несовершеннолетний бравирует  совершенным преступлением, недостойно ведет себя, необходимо сразу же пресечь такое поведение.

         На  допросе следователь должен избрать  такую тактику общения с допрашиваемым, чтобы тот убедился в объективности и беспристрастности следователя.

         Следователю необходимо самому допросить родителей (или лиц, их заменявших), педагогов, мастеров, товарищей по учебе и  работе, по совместному провождению  свободного времени, а работникам органов  дознания поручить проведение действий, не требующих обязательного участия  следователя.

Информация о работе Психология несовершеннолетних преступников