Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:47, реферат
Проблема стихийных групп и массовых движений, в которые объединены люди, - важнейший вопрос социальной психологии.
Введение.
2
Основная часть.
Характеристика массовых социальных движений. 3
Сменяемость массовых движений.
8
Психология массовых движений.
Заключение.
13
14
Литература.
15
Таким
образом, социальные массовые движения
это сложнейшее явление общественной
жизни со своими специфическими социально-психологическими
характеристиками. Они не могут быть строго
привязаны к изучению лишь больших организованных
социальных групп или, напротив, сугубо
стихийных образований. Тем не менее, они
включают в себя весь набор тех специфических
способов общения людей, который свойствен
этим типам групп.
Сменяемость массовых
движений
Если народ созрел для массовых движений, то это обычно значит, что он готов к любому из них, а не только к какому-нибудь одному движению с определенной доктриной или программой. Положение в догитлеровской Германии было похоже на игру в орлянку: с кем пойдет беспокойная молодежь - с коммунистами или с нацистами? В перенаселенных местах «черты оседлости» царской России еврейское население, жившее в нервном напряжении, было одинаково готово и к революции, и к сионизму в одной и той же семье один ее член присоединялся к революционерам, другой - к сионистам. Доктор Хаим Вайцман вспоминает слова своей матери, сказанные в те времена: «Что бы ни случилось, а мне будет хорошо: Шмуль (сын-революционер) окажется прав - мы будем счастливы в России, Хаим (сионист) окажется прав - я поеду жить в Палестину».
Восприимчивость к массовому движению вообще не всегда исчезает в человеке даже после того, как он перестал быть потенциальным истинно верующим, а уже примкнул к какому-нибудь движению. А там, где разные массовые движения бурно соревнуются между собой, - там бывают и такие случаи, когда разные последователи одного движения переходят в другое. В наше время каждое массовое движение в поисках своих новых последователей видит в разных приверженцах враждебных массовых движений своих потенциальных последователей. Гитлер, например, смотрел на немецких коммунистов как на потенциальных национал-социалистов: «Из мелкобуржуазного социал-демократа или из профсоюзного главаря национал-социалист никогда не получится, но из коммуниста получится всегда». Капитан Рем хвастался, что самого ярого коммуниста он обратит в нациста в четыре недели. С другой стороны, Карл Радек смотрел на нацистов-коричнерубашечников как на резерв будущих коммунистов.
Из факта, что массовые движения привлекают людей одного и того же психологического типа и одинакового образа мышления, следует:[5]
1. все массовые движения соревнуются друг с другом, и если одно из них набирает больше последователей, то другим достается меньше;
2.
все массовые движения
Массовое движение по своему характеру редко бывает цельным. Обычно одно движение проявляет некоторые элементы движений других видов, иногда одно движение заключает в себе два или три. Уход евреев из Египта был и бунтом рабов, и религиозным движением, и национальным. Воинствующий национализм японцев по своей сути революционен. Французская революция была новой религией того времени: она имела свои догматы, священные революционные принципы: Свобода и священное Равенство; она имела свои религиозные обряды, которые, по сути дела, были переделкой католического богослужения, приуроченного к гражданским праздникам; она имела своих святых, своих героев и мучеников за свободу. И в то же время Французская революция была и национальным движением. В 1792 году Законодательное собрание издало декрет о том, что алтари повсюду должны воздвигаться с обязательной надписью: «Гражданин рождается, живет и умирает за Отечество».
Религиозные движения времен Реформации имели революционный аспект, выразившийся в крестьянских восстаниях, были они и национальными движениями. Лютер говорил: «В глазах итальянцев - мы, немцы, только презренные тевтонские свиньи. Они, как шарлатаны, эксплуатируют нас и высасывают страну до мозга костей. Проснись, Германия!».
Религиозный характер большевистской революции и революции немецких нацистов общеизвестен. Серп и молот и свастика принадлежат к той же категории, что и крест. Церемониал всяческих шествий и парадов похож на церемониал религиозной процессии. У обеих имеются свои догматы веры, святые, мученики и священные гробницы. Революции большевиков и нацистов являются также и вполне зрелыми национальными движениями правда, нацистская революция была таким движением с самого начала, а национализм большевиков проявился не сразу.
Сионизм - это и национальное движение, и социальная революция. Для ортодоксального еврея, однако, сионизм также и религиозное движение. Ирландский национализм имеет глубокую религиозную окраску. Сегодняшнее массовое движение в Азии одновременно и национальное движение, и революционное.
Задача прекращения одного массового движения может быть разрешена заменой его другим массовым движением. Социальная революция может быть остановлена путем поддержки религиозного или национального движения. Например, в странах, где католицизм снова стал духовным массовым движением, он противодействует распространению коммунизма. В Японии национализм впитал в себя и все движения социального протеста. На Юге движение расовой солидарности действует как предупредительная мера против социального взрыва. Подобная же ситуация наблюдается и среди французов в Канаде, и среди буров в Южной Африке.
Этот способ остановки одного движения путем замены его другим не всегда безопасен и иногда обходится очень дорого. Тем, кто крепко держится за настоящее и хочет сохранить его, не следует заигрывать с массовыми движениями. Когда массовое движение начинает свой поход, существующему всегда приходится плохо. В довоенной Италии и Германии весьма практичные деловые люди действовали вполне «логично», когда поощряли движения фашистов и нацистов в целях противодействия коммунизму. Эти практичные и логичные люди и не подозревали, что, поступая так, они содействовали и своей собственной ликвидации.
Но все-таки существуют вещи, которыми можно заменить массовые движения более безопасно. Коротко говоря, это то, что расхолаживает атомистический индивидуализм, или помогает людям забыться, или предоставляет возможность для действия и новых начинаний, - все это обладает свойством противодействовать подъему и распространению массового движения.
Рассмотрим «заменитель» массового движения, а именно – миграции.[6]
Эмиграция дает несколько таких же возможностей, какие неудовлетворенные ищут, присоединяясь к массовому движению, а именно: перемену и возможность начать жизнь заново. Такого же склада люди, которые заполняют растущее массовое движение, наверное, охотно воспользовались бы возможностями переселения в другую страну. Переселение, таким образом, может быть заменой массового движения. Очень возможно, что, содействуй США и Британская империя, например, массовой эмиграции из Европы после первой мировой войны, - не было бы ни фашистской, ни нацистской революций. В нашей стране свободное и легкое переселение через обширный континент способствовало социальной устойчивости.
Благодаря тому, что в массовых переселениях и массовых движениях участвуют люди одинакового типа, массовое переселение является благотворной почвой для роста подлинных массовых движений. Иногда трудно сказать, где кончается массовая миграция, а где начинается массовое движение, и какое из них было первым. Переселение евреев из Египта развилось в религиозное и национальное движение. Миграции варваров в дни упадка Римской империи были больше, чем простое передвижение населения. Есть свидетельства того, что варвары были относительно немногочисленны, но когда они вторгались в страну, к ним присоединялись угнетенные и недовольные всех слоев местного общества: «Это была социальная революция, вызванная иноземным завоеванием и им же внешне замаскированная».
Каждое массовое
движение, в известном смысле, - это
миграция, переселение - стремление к «обетованной
земле» и если оно возможно и целесообразно,
то переселение осуществляется на деле.
Так было с пуританами, анабаптистами,
мормонами, духоборами и сионистами. Массовая
миграция укрепляет дух, и единство движения
в какой бы форме не происходило переселение
- в форме ли завоевания, крестового похода,
паломничества или переселения на новую
землю - все это совершается как самые
активные массовые движения.
Психология массовых движений.
С внешней точки
зрения, любое движение характеризуется
четырьмя основными моментами; 1) социальной
базой; 2) целями движения и основной сферой
приложения усилий; 3) степенью организованности;
4) направленностью идеологии. Социальная
база — это та многочисленная группа (социальный
слой, класс) или масса, на которую опирается
данное движение. Цели и усилия движения
могут быть не только политическими, но
и чисто профессиональными, культурными,
духовными, экологическими и т. д. По степени
организованности движение может быть
спонтанным или создаваемым. Новые члены
могут вовлекаться в движение стихийно
или отбираться целенаправленно. Под направленностью
идеологии принято понимать определенный
уровень как рациональных. теоретических
представлений, так и эмоциональной увлеченности
целями движения. С внутренней точки зрения,
практически любое движение также характеризуется:
1) идеологией; 2) организацией; 3) социальной
психологией. При всей любопытности прочих
аспектов нас будет интересовать, прежде
всего социальная психология движения,
поскольку именно она лежит в основе организации,
а в опосредованном виде является основой
и идеологии. Организация всегда отражает
природу движения. Понятно, что в случае
“естественных” движений об организации
можно говорить лишь достаточно условно:
обычно они само организуемы, причем самоорганизация
таких движений носит стихийный, мало
управляемый характер. В случае “искусственных”
движений уровень организации всегда
выше, однако и здесь он не должен слишком
превышать некоторые естественные пределы
— иначе движение превратится в организацию.
Идеология любого движения выражает социальную
психологию эпохи или общности, их потребности
и проблемы. Социальные движения — это
один из непосредственных механизмов
реализации потребностей, разрешения
проблем. Социальная психология движений
— это эмпирическое отражение условий
повседневной жизни и основных проблем
в психике, реально сплотившее людей в
особую массу членов данного движения.
Ее стержнем является эмоционально яркая,
увлекающая основная проблема, под влиянием
которой или для разрешения которой люди,
подчас независимо от их воли, вовлекаются
в движение. [7]
3.Заключение.
Массовые социальные движения - особый класс социальных явлений, обладающий различными уровнями. Это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, против ядерных испытаний и за охрану окружающей среды), локальные движения, ограниченные определенной территорией или определенной социальной группой (против использования ядерного полигона в конкретной местности или движение за равноправие женщин) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).
Таким
образом, в целом анализ массовых
движений и стихийных групп
позволяет точнее понять, каким
образом общественные отношения «преломляются»
в особенности индивидуальной психологии
людей.
1. Московичи, С. Век толп. – Центр психологии и психотерапии. М., Питер. 1999. - С. 13.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология. М., Наука. 2001. – С. 314.
3. Московичи, С. Общество и теория в социальной психологии. М., Питер. 2000. - С. 203.
4. Яницкий, О. Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. М., Наука. 2001. – С. 94.
5. Дилигенский, Г. Г. Социально-политическая психология. М., Новая школа. 2003. – С. 211.
6. Крылов, А. А. Психология. М., Наука. 1999. – С. 109.
7. Социальная психология:
Хрестоматия: Учебное пособие для студентов
вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая.
— М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.