Психология массовых движений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:47, реферат

Описание работы

Проблема стихийных групп и массовых движений, в которые объединены люди, - важнейший вопрос социальной психологии.

Содержание

Введение.
2




Основная часть.





Характеристика массовых социальных движений. 3





Сменяемость массовых движений.
8




Психология массовых движений.
Заключение.

13
14


Литература.
15

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, социальные массовые движения это сложнейшее явление общественной жизни со своими специфическими социально-психологическими характеристиками. Они не могут быть строго привязаны к изучению лишь больших организованных социальных групп или, напротив, сугубо стихийных образований. Тем не менее, они включают в себя весь набор тех специфических способов общения людей, который свойствен этим типам групп.  
 

       Сменяемость массовых  движений 

      Если  народ созрел для массовых движений, то это обычно значит, что он готов  к любому из них, а не только к какому-нибудь одному движению с определенной доктриной или программой. Положение в догитлеровской Германии было похоже на игру в орлянку: с кем пойдет беспокойная молодежь - с коммунистами или с нацистами? В перенаселенных местах «черты оседлости» царской России еврейское население, жившее в нервном напряжении, было одинаково готово и к революции, и к сионизму в одной и той же семье один ее член присоединялся к революционерам, другой - к сионистам. Доктор Хаим Вайцман вспоминает слова своей матери, сказанные в те времена: «Что бы ни случилось, а мне будет хорошо: Шмуль (сын-революционер) окажется прав - мы будем счастливы в России, Хаим (сионист) окажется прав - я поеду жить в Палестину».

      Восприимчивость к массовому движению вообще не всегда исчезает в человеке даже после того, как он перестал быть потенциальным истинно верующим, а уже примкнул к какому-нибудь движению. А там, где разные массовые движения бурно соревнуются между собой, - там бывают и такие случаи, когда разные последователи одного движения переходят в другое. В наше время каждое массовое движение в поисках своих новых последователей видит в разных приверженцах враждебных массовых движений своих потенциальных последователей. Гитлер, например, смотрел на немецких коммунистов как на потенциальных национал-социалистов: «Из мелкобуржуазного социал-демократа или из профсоюзного главаря национал-социалист никогда не получится, но из коммуниста получится всегда». Капитан Рем хвастался, что самого ярого коммуниста он обратит в нациста в четыре недели. С другой стороны, Карл Радек смотрел на нацистов-коричнерубашечников как на резерв будущих коммунистов.

      Из  факта, что массовые движения привлекают людей одного и того же психологического типа и одинакового образа мышления, следует:[5]

      1. все массовые движения соревнуются друг с другом, и если одно из них набирает больше последователей, то другим достается меньше;

      2. все массовые движения взаимозаменяемы,  одно движение легко может  превратиться в другое: религиозное  движение может превратиться в националистическое или в социальную революцию социальная революция - в воинствующий национализм или в религиозное движение националистическое движение может превратиться в религиозное или в социальную революцию.

      Массовое  движение по своему характеру редко бывает цельным. Обычно одно движение проявляет некоторые элементы движений других видов, иногда одно движение заключает в себе два или три. Уход евреев из Египта был и бунтом рабов, и религиозным движением, и национальным. Воинствующий национализм японцев по своей сути революционен. Французская революция была новой религией того времени: она имела свои догматы, священные революционные принципы: Свобода и священное Равенство; она имела свои религиозные обряды, которые, по сути дела, были переделкой католического богослужения, приуроченного к гражданским праздникам; она имела своих святых, своих героев и мучеников за свободу. И в то же время Французская революция была и национальным движением. В 1792 году Законодательное собрание издало декрет о том, что алтари повсюду должны воздвигаться с обязательной надписью: «Гражданин рождается, живет и умирает за Отечество».

      Религиозные движения времен Реформации имели революционный  аспект, выразившийся в крестьянских восстаниях, были они и национальными  движениями. Лютер говорил: «В глазах итальянцев - мы, немцы, только презренные тевтонские свиньи. Они, как шарлатаны, эксплуатируют нас и высасывают страну до мозга костей. Проснись, Германия!».

      Религиозный характер большевистской революции  и революции немецких нацистов общеизвестен. Серп и молот и свастика принадлежат к той же категории, что и крест. Церемониал всяческих шествий и парадов похож на церемониал религиозной процессии. У обеих имеются свои догматы веры, святые, мученики и священные гробницы. Революции большевиков и нацистов являются также и вполне зрелыми национальными движениями правда, нацистская революция была таким движением с самого начала, а национализм большевиков проявился не сразу.

      Сионизм - это и национальное движение, и  социальная революция. Для ортодоксального еврея, однако, сионизм также и религиозное движение. Ирландский национализм имеет глубокую религиозную окраску. Сегодняшнее массовое движение в Азии одновременно и национальное движение, и революционное.

      Задача  прекращения одного массового движения может быть разрешена заменой его другим массовым движением. Социальная революция может быть остановлена путем поддержки религиозного или национального движения. Например, в странах, где католицизм снова стал духовным массовым движением, он противодействует распространению коммунизма. В Японии национализм впитал в себя и все движения социального протеста. На Юге движение расовой солидарности действует как предупредительная мера против социального взрыва. Подобная же ситуация наблюдается и среди французов в Канаде, и среди буров в Южной Африке.

      Этот  способ остановки одного движения путем  замены его другим не всегда безопасен  и иногда обходится очень дорого. Тем, кто крепко держится за настоящее  и хочет сохранить его, не следует  заигрывать с массовыми движениями. Когда массовое движение начинает свой поход, существующему всегда приходится плохо. В довоенной Италии и Германии весьма практичные деловые люди действовали вполне «логично», когда поощряли движения фашистов и нацистов в целях противодействия коммунизму. Эти практичные и логичные люди и не подозревали, что, поступая так, они содействовали и своей собственной ликвидации.

      Но  все-таки существуют вещи, которыми можно  заменить массовые движения более безопасно. Коротко говоря, это то, что расхолаживает атомистический индивидуализм, или помогает людям забыться, или предоставляет возможность для действия и новых начинаний, - все это обладает свойством противодействовать подъему и распространению массового движения.

      Рассмотрим  «заменитель» массового движения, а именно – миграции.[6]

      Эмиграция дает несколько таких же возможностей, какие неудовлетворенные ищут, присоединяясь  к массовому движению, а именно: перемену и возможность начать жизнь  заново. Такого же склада люди, которые  заполняют растущее массовое движение, наверное, охотно воспользовались бы возможностями переселения в другую страну. Переселение, таким образом, может быть заменой массового движения. Очень возможно, что, содействуй США и Британская империя, например, массовой эмиграции из Европы после первой мировой войны, - не было бы ни фашистской, ни нацистской революций. В нашей стране свободное и легкое переселение через обширный континент способствовало социальной устойчивости.

      Благодаря тому, что в массовых переселениях и массовых движениях участвуют люди одинакового типа, массовое переселение является благотворной почвой для роста подлинных массовых движений. Иногда трудно сказать, где кончается массовая миграция, а где начинается массовое движение, и какое из них было первым. Переселение евреев из Египта развилось в религиозное и национальное движение. Миграции варваров в дни упадка Римской империи были больше, чем простое передвижение населения. Есть свидетельства того, что варвары были относительно немногочисленны, но когда они вторгались в страну, к ним присоединялись угнетенные и недовольные всех слоев местного общества: «Это была социальная революция, вызванная иноземным завоеванием и им же внешне замаскированная».

Каждое массовое движение, в известном смысле, - это  миграция, переселение - стремление к «обетованной земле» и если оно возможно и целесообразно, то переселение осуществляется на деле. Так было с пуританами, анабаптистами, мормонами, духоборами и сионистами. Массовая миграция укрепляет дух, и единство движения в какой бы форме не происходило переселение - в форме ли завоевания, крестового похода, паломничества или переселения на новую землю - все это совершается как самые активные массовые движения. 

 Психология массовых движений.

С внешней точки зрения, любое движение характеризуется четырьмя основными моментами; 1) социальной базой; 2) целями движения и основной сферой приложения усилий; 3) степенью организованности; 4) направленностью идеологии. Социальная база — это та многочисленная группа (социальный слой, класс) или масса, на которую опирается данное движение. Цели и усилия движения могут быть не только политическими, но и чисто профессиональными, культурными, духовными, экологическими и т. д. По степени организованности движение может быть спонтанным или создаваемым. Новые члены могут вовлекаться в движение стихийно или отбираться целенаправленно. Под направленностью идеологии принято понимать определенный уровень как рациональных. теоретических представлений, так и эмоциональной увлеченности целями движения. С внутренней точки зрения, практически любое движение также характеризуется: 1) идеологией; 2) организацией; 3) социальной психологией. При всей любопытности прочих аспектов нас будет интересовать, прежде всего социальная психология движения, поскольку именно она лежит в основе организации, а в опосредованном виде является основой и идеологии. Организация всегда отражает природу движения. Понятно, что в случае “естественных” движений об организации можно говорить лишь достаточно условно: обычно они само организуемы, причем самоорганизация таких движений носит стихийный, мало управляемый характер. В случае “искусственных” движений уровень организации всегда выше, однако и здесь он не должен слишком превышать некоторые естественные пределы — иначе движение превратится в организацию. Идеология любого движения выражает социальную психологию эпохи или общности, их потребности и проблемы. Социальные движения — это один из непосредственных механизмов реализации потребностей, разрешения проблем. Социальная психология движений — это эмпирическое отражение условий повседневной жизни и основных проблем в психике, реально сплотившее людей в особую массу членов данного движения. Ее стержнем является эмоционально яркая, увлекающая основная проблема, под влиянием которой или для разрешения которой люди, подчас независимо от их воли, вовлекаются в движение. [7] 

      3.Заключение.

      Массовые  социальные движения - особый класс  социальных явлений, обладающий различными уровнями. Это могут быть широкие  движения с глобальными целями (борьба за мир, против ядерных испытаний и за охрану окружающей среды), локальные движения, ограниченные определенной территорией или определенной социальной группой (против использования ядерного полигона в конкретной местности или движение за равноправие женщин) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

      Таким образом,  в целом анализ массовых  движений  и стихийных групп  позволяет  точнее понять, каким  образом общественные  отношения «преломляются» в особенности индивидуальной психологии  людей.  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           

                                             Литература.

1. Московичи, С. Век толп. – Центр психологии и психотерапии. М., Питер. 1999. - С.  13.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология.  М., Наука. 2001. – С. 314.

3. Московичи, С. Общество и теория в социальной психологии.   М., Питер.  2000. - С. 203.

 4. Яницкий, О. Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. М., Наука.  2001. – С. 94.

5. Дилигенский, Г. Г. Социально-политическая психология.  М., Новая школа. 2003. – С. 211.

6. Крылов, А. А. Психология. М., Наука. 1999. – С. 109.

7. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.                                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психология массовых движений