Психология массовых движений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:47, реферат

Описание работы

Проблема стихийных групп и массовых движений, в которые объединены люди, - важнейший вопрос социальной психологии.

Содержание

Введение.
2




Основная часть.





Характеристика массовых социальных движений. 3





Сменяемость массовых движений.
8




Психология массовых движений.
Заключение.

13
14


Литература.
15

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 102.00 Кб (Скачать)
 

                                                   Содержание

                                                                                               Стр.                    

Введение.                                                                                                                                                                    2      
Основная  часть.        
Характеристика  массовых социальных движений.            3        
Сменяемость массовых движений. 8      
Психология  массовых движений.

Заключение.

13

14

Литература.       15
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Введение.

    По  мнению Московичи С., «взятый в  отдельности,  каждый из нас  в 

    конечном  счете  разумен; взятые  же  вместе, в толпе,  во время политического  митинга,  даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние  сумасбродства».[1]

      Проблема стихийных групп и массовых движений, в которые объединены люди, - важнейший вопрос социальной психологии.

     Со  второй половины XIX – начала XX века предметом растущего внимания исследователей (социологов и социальных психологов) становятся стихийные группы и массовые движения. Сначала отдельные, а затем и многие исследователи именно в этот период были вынуждены отойти от прежнего толкования общественной жизни, они все более склонялись к сознанию необходимости изучать исторические события, учитывая психологию массовых движений и стихийных групп.

     Отсутствие  длительного контакта между людьми не снимает вопроса о том, что  общение и здесь крайне важно  и значимо для жизнедеятельности  людей, так же как и специфические средства, их воздействия друг на друга. К сожалению, в связи с переходом социальной психологии к активному развертыванию экспериментальных исследований, перенесению акцента на малую группу интерес к этим способам воздействия на большом отрезке истории науки оказался утраченным. Лишь в последнее время эти проблемы вновь стали привлекать к себе внимание.

     В тридцатые годы в России данная проблематика была сочтена неактуальной и ее изучение практически было прекращено. Однако, в конце шестидесятых годов исследования возобновляются в рамках закрытых учреждений. И лишь с середины девяностых годов XX столетия осуществляется переход к системному познанию проблемы массового и стихийного поведения.

     В России данные явления изучались  Михайловским М.Г., Бехтеревым В.М., Чижевским А.Л.

     Усложнение форм общественной жизни, развитие массовых форм потребления произведений культуры и искусства, массовых форм проведения свободного времени, средств массовой информации заставляют с особым вниманием отнестись к изучению таких специфических общностей людей, как толпа, масса, публика или аудитория большого массового зрелища.

2.Основная часть.

Характеристика  массовых социальных движений. 

      Массовые  социальные движения - особый класс  социальных явлений, обладающий различными уровнями. Это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, против ядерных испытаний и за охрану окружающей среды), локальные движения, ограниченные определенной территорией или определенной социальной группой (против использования ядерного полигона в конкретной местности или движение за равноправие женщин) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).[2] 

      Массам  свойственна предрасположенность  к немедленному  действию, которая  связана как с их повышенной  эмоциональностью, так и с неотделенностью их психического состояния  от активных форм  ее проявления.

      Формы проявления массовых движений  могут  быть социокультурные, политические, религиозные, национальные  или спортивные  движения, массовые выступления  тех или  иных классов  или профессиональных групп людей.

      Любое социальное движение всегда базируется на определенном общественном мнении, хотя впоследствии оно само укрепляется  и формируется по мере развития движения. Всякое социальное движение имеет в качестве цели изменение ситуации и формирует программу. Движение обычно отдает себе отчет в тех средствах, которые могут использоваться для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств. Всякое социальное движение также реализуется в той или иной степени на различных проявлениях массового поведения - демонстрациях, митингах, съездах и прочее.

      Механизмы присоединения к движению могут  быть объяснены через анализ мотивов участников движения. Они подразделяются на фундаментальные (определяются условиями существования, статусом конкретной социальной группы и ее отношением к политическому решению или акту законодательства) и сиюминутные (порождены проблемной ситуацией и основаны чисто эмоциональными реакциями). Их соотношение определяет основательность и прочность движения.

     Все существующие социальные движения условно  разделяются на общественные, политические, социальные, этические, националистические, реформаторские и революционные.

       Общественное движение – массовое общественное объединение, состоящее из участников, а также лиц, не имеющих в нем членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые всеми в них заинтересованными лицами. К числу наиболее известных общественных движений можно отнести:

       Аболиционизм - общественное движение, добивающееся отмены некоторых  законов.

       Альтернативные движения - новые общественные движения, стремящиеся найти решения глобальных и других актуальных проблем, отличные от традиционных подходов, предлагаемых традиционными организациями: партиями, профсоюзами и другими. Для альтернативных движений характерно критическое отношение ко многим явлениям современного общества и недоверие к государственным структурам.

       Антиклерикализм - общественное движение за освобождение политической и духовной жизни от власти религии и церкви.

       Либерализм -  общественное движение за установление свобод.

       Политические движения:

       Анархизм - общественно-политическое  течение, выступающее с идеей немедленного уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций производителей.

       Клерикализм - общественно-политическое  течение: стремящееся к усилению  роли церкви в политической и духовной жизни общества; и  
осуществляющее свою деятельность посредством находящихся в ряде стран мира политических партий, а также различных религиозных организаций.

       Консерватизм - идеологическая ориентация  и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков.

       Монархизм - политическое движение, имеющее своей целью установление и сохранение монархии.

       Мондиализм - движение за объединение мира и его отдельных регионов на федеративной основе с общим и всемирным правительством.

       Панславизм - идейное и социально-политическое  движение 19 века, направленное на  культурное и политическое объединение  всех славянских народов. 

       Пацифизм - движение, представители  которого стоят на позиции морального осуждения всяких войн и настаивают на необходимости мирного разрешения конфликтов между странами и народами.

       Сепаратизм - движение к самостоятельности некоторой группы или организации, стремящихся к отделению от большой ассоциации.

       Социальные движения:

       Движение сопротивления - социальное  движение, ставящее своей целью  добиться   перемен; блокировать  введение изменений или отменить  уже осуществленные изменения. 

       Нигилизм - течение русской общественной мысли отрицавшее традиции, устои дворянского общества, крепостничество; призывавшее к их разрушению во имя радикального переустройства общества.

       Лаицизм - движение за секуляризацию,  основное требование которого  заключается в устранении влияния  религии в различных сферах  общественной жизни.

       Этические движения:

       Просвещение - философско-этическое  течение, характеризующееся духом  эмпиризма и скептицизма; стремлением  к переустройству общественных  отношений на началах разума, вечной справедливости, вытекающих  из самой природы неотъемлемых естественных прав человека.

     Националистические  движения:

       Сионизм - националистическое движение, провозглашающее идею исключительности еврейской нации.

       Неофашизм - националистическое движение, провозглашающее идеи превосходства «избранных» наций над «низшими». Характеризуется проявлениями расизма, шовинизма, использует формы крайнего экстремизма на пути установления диктатуры в государственном и международном масштабе. Современный неофашизм объединяет также различные направления скинхедов.

       Реформаторские движения  - это   группы социальных движений, стремящихся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы.

        Революционное движение - это разновидность социального движения, имеющего целью полную отмену существующей системы ценностей в государстве и обществе.

      В современной литературе предложены две теории, объясняющие причины  присоединения индивида к социальному  движению: теория относительной депривации и теория мобилизации ресурсов. В первой утверждается, что человек испытывает потребность достижения цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага (права, ценности), а только тогда, когда он этого лишен частично и может сравнить свое положение с положением других. Вторая теория делает акцент на более «психологические» основания присоединения к движению, утверждая, что человек испытывает потребности идентифицироваться с группой, ощутить себя ее частью и тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. Обе теории страдают односторонностью, переоценивая значение лишь одного фактора, и, по-видимому, вопрос о рекрутации сторонников социальных движений еще ждет своих исследователей.

      Проблема  соотношения большинства и меньшинства  в любом массовом движении является одной из центральных в концепции французского социального психолога Московичи С. В любом социальном движении, поскольку оно объединяет разнородные группы людей, легко обозначается меньшинство, которое не соглашается с мнением большинства о способах достижения цели или по иным вопросам. Это может ослабить движение и, следовательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства, перспективы для торжества его точки зрения. Автором предлагаются характеристики условий, при которых меньшинство может рассчитывать на влияние в движении: они должны действовать синхронно, то есть демонстрировать единодушие участников в каждый данный момент, а их позиции и поведение должно быть стабильными во времени. Только при соблюдении этих условий переговоры меньшинства с большинством могут быть успешными. Необходима проработка и самого стиля переговоров: умение достигать компромисса, снимать излишнюю категоричность и другое.[3]

      Лидер массового движения должен обладать особыми чертами: кроме умения наиболее полно выражать и отстаивать цели движения, он должен и чисто внешне импонировать большинству членов движения. Имидж лидера социального движения должен быть предметом его повседневного внимания. Прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения. Эти же качества лидера способствуют удержанию движения в принятых рамках поведения, не допускающих легкости изменения избранной тактики и стратегии действий.[4]

Информация о работе Психология массовых движений