Психология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:40, реферат

Описание работы

Эта тема хорошо разработана, и очень актуальна, так как очень важно знать структуру межличностных отношений в группе (социометрия) и восприятия членов этой группы друг друга (биполяризация), что бы решать проблемы сплоченности группы, для достижения высоких результатов. Целью этой работы является изучение и диагностика межличностных и межгрупповых отношений, выявления структуры межличностных отношений и особенностей восприятия и понимания людей друг с другом в группе.

Содержание

Введение

1.Личность в группе

1.1 Понятие личности в психологии

1.2 Влияние группы на личность

1.3 Положительное влияние группы на индивида

1.4 Отрицательное влияние группы на личность

2. Психология межгруппового взаимодействия

2.1 Понятие социальной группы, общества и межгрупповых отношений

3. Заключение

4. Литература

Работа содержит 1 файл

реферат психология.docx

— 50.67 Кб (Скачать)

2.Психология  межгруппового взаимодействия.

2.1 Понятие  социальной группы, общества и  межгрупповых отношений

       Психология межгрупповых отношений  является одним из наиболее  молодых и быстро развивающихся  направлений в социальной психологии. Первые попытки описания и  анализа межгруппового взаимодействия  и, прежде всего — межгрупповой  агрессии — представлены уже  в работах таких классиков,  как Г. Лебон (1896) и У. Макдугалл  (1908).

СОЦИАЛЬНАЯ  ГРУППА - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом.

МЕЖГРУППОВЫЕ  ОТНОШЕНИЯ — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

     Общество  можно образно сравнить с "живым  организмом", балансирующим на точке  справедливости межгрупповых воздействий  в процессе постоянного обмена социально-психологическими отношениями между его элементами, то есть такого обмена, в каждом акте которого в виде побочного продукта воссоздается сущность, то есть принцип  устройства, участвующих в нем  социальных групп.

     Взаимоотношения групп становятся звеном социальной системы и основой культуры сообщества, позволяющей ему сохранять себя и развиваться в соответствии с социальным контекстом.

          Производственно-экономические и  общественно-политические отношения,  обусловливающие необходимость  объединения и взаимодействия  между людьми для выполнения  совместной деятельности, а также  необходимость взаимодействия между  этими группами людей, служат  объективной основой, базисом,  на котором действует механизм межгрупповых отношении.

Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений  в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических  подходов с неизменностью тех  реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались  объяснить. Речь идет прежде всего о  феномене внешнегрупповой враждебности, универсальность и неизбежность которой в межгрупповом взаимодействии постулируют практически все  западные социальные психологи.

Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется  в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки.

Одним из первых ученых, обративших внимание на психологические  закономерности отношении между  группами, был У. Самнер, описавший  в опубликованной в 1906 г работе "Народные обычаи" феномен этноцентризма. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враждебности по отношению к другим.

В концепции этноцентризма  У. Самнера преувеличение позитивных характеристик, приписываемых собственной  этнической группе, и чувство превосходства  своего этноса над другими неотделимо от проявлений негативного отношения  и враждебности по отношению к  представителям других этносов. При  этом собственная этническая группа, ее культура, традиции, ценности и другие психологические особенности выступают  в качестве эталона, центра восприятия и оценки других этнических групп.У. Самнер рассматривал этноцентризм как  универсальным механизм взаимодействия между этническими группами, в  соответствии с которым проявление негативизма и враждебности по отношению  к другим этносам является необходимым  условием поддержания внутригруппового единства в рамках собственного этноса. Изучению закономерностей и факторов, влияющих на проявление этноцентризма  во взаимоотношениях между этническими  группами посвящено значительное число  эмпирических исследований.

Исследования, посвященные  психологии межгрупповых отношении, можно  условно объединить в рамках основных подходов. Так, уже в поздних работах 3. Фрейда излагается система взглядов на природу и функции межгрупповой враждебности. Однозначно связывая внешне труп новую враждебность и внутригрупповую  сплоченность, источники этих явлений 3. Фрейд ищет в мотивационной  сфере индивидов, привлекая в  качестве объяснительной схемы Эдипов комплекс.

Эмоциональные отношения  в семье характеризуются Фрейдом  как взаимосвязь любви и ненависти, которые одновременно испытывает ребенок  по отношению к отцу, стремясь, с  одной стороны, быть похожим на него, идентифицируя себя с ним, а с  другой - испытывая ненависть и  агрессивность, связанные с сексуальным  соперничеством. В процессе социализации эти двойственные чувства проецируются индивидом на социальное окружение  в форме идентификации со "своей" группой и особенно с ее лидерами и враждебности по отношению к  представителям других групп.

Внешнегрупповая враждебность и агрессивность как способ разрешения внутриличностных конфликтов и фрустраций используется в качестве объяснительной схемы в целом ряде исследований: авторитарной или этноцентрической личности, генерализации агрессии, возникающей в результате фрустрируюшего воздействия на личность, роли этнических стереотипов в регуляции отношений  между представителями различных  этносов и рас.

Т. Адорно показал, что  враждебное отношение к представителям других этнических групп связано  с определенным набором психологических  качеств, характерных для так  называемой авторитарной или этноцентрической личности: установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов, чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти, стереотипность суждений и оценок, нетерпимость к неопределенности, склонность подчиняться людям, наделенным властью, и нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне.И. Берковитц продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлении агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстрируемых актов жестокости. Эти исследования получили широкую известность я оказали значительное влияние на общественную жизнь стран Западной Европы и США.

С принципиально  иных теоретических позиций подходит к проблеме межгрупповых конфликтов М. Шериф. Истоки межгрупповой враждебности он видит в объективном конфликте  целей и интересов различных  групп, неизбежно возникающем в  ситуации конкурентного взаимодействия представителей этих групп.

Эксперименты М. Шерифа проводились в середине 50-х годов  в американском местечке Роберс Кейве, в летнем лагере для подростков на протяжении нескольких лет. Основной целью  исследовании было изучение влияния  характера межгруппового взаимодействия (кооперативною или конкурентного) на характер взаимоотношений, складывающихся между группами и внутри групп. С  этой целью администрация лагеря специально организовывала взаимодействие между группами подростков таким  образом, чтобы оно носило выраженный характер соревнования, в котором  только одна из соревнующихся групп  могла одержать победу. По результатам  наблюдений и опросов исследователи  зафиксировали проявление межгрупповой враждебности в отношениях между  группами (агрессивность по отношению  к представителям других групп, негативные стереотипы в восприятии других групп) и одновременное усиление внутри групповой сплоченности.

Формирование групп  на разных этапах эксперимента осуществлялось no-разному. В одном случае в начале эксперимента подростки занимались обшей деятельностью по уборке территории лагеря и исследователи не вмешивались  в стихийный процесс установления знакомства и формирования взаимоотношении  между подростками. Однако затем  подростков разделили на две группы таким образом, чтобы разрушить  дружеские связи, сложившиеся во время знакомства. При этом было зафиксировано отсутствие проявлений враждебности в отношениях между  представителями разных групп до начала конкурентного взаимодействия между ними. В другом случае подростки, приезжавшие в лагерь, были заранее  поделены на две группы, и в этом случае некоторые проявления межгрупповой враждебности или по крайней мере различия в установках по отношению  к "своим" и "чужим" отмечались в самом начале совместного проживания в лагере, т.е. в отсутствие конкурентного  взаимодействия между группами. В  этот эксперимент исследователи  ввели еще одну переменную: первоначально  разделенные и конкурирующие  группы были, затем поставлены в  проблемную ситуацию, преодоление которой  требовало объединения усилии обеих  групп (поломка водопровода, неисправность  грузовика, подвозившего продовольствие). На этом этапе исследования авторы зафиксировали снижение межгрупповой враждебности, хотя устранить ее полностью  так и не удалось. На основании  результатов этих экспериментов  М. Шериф сделал вывод о том, что основной причиной возникновения межгрупповых конфликтов является характер взаимодействия - кооперативного или конкурентного - между группами.

Полевые эксперименты М. Шерифа положили начало экспериментальному направлению в исследовании психологии межгрупповых отношений. В них впервые  была сделана попытка научного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях межгруппового взаимодействия и в динамике их развития в зависимости  от этих условий. Наконец, в исследованиях  М. Шерифа была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность  снижения межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового  взаимодействия (постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп  и требующих сотрудничества для  их достижения).

Справедливо подчеркивая  важную роль особенностей межгруппового  взаимодействия в формировании межгрупповых отношений, концепция М. Шерифа не может  объяснить многочисленные факты, зафиксированные  в экспериментальных исследованиях, не укладывающиеся в рамки этой теории. Речь идет о проявлениях внешнегрупповой  враждебности и предубежденности в  оценках своей и чужой группы, возникающих в отсутствие объективного конфликта интересов и вообще предшествующего опыта межгруппового  взаимодействия.

Экспериментальные исследования и теоретическое осмысление этих феноменов (эксперименты по минимальной  межгрупповой дискриминации} послужили  основой создания оригинальной теории межгрупповых отношений Г. Тэджфела и Дж. Тернера.Г. Тэджфел, его сотрудники и последователи провели серию  лабораторных экспериментов, получивших в социальной психологии название "эксперименты с матрицами Тэджфела" или "эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации". В этих экспериментах испытуемые - студенты - случайным образом делились на две группы, при этом отнесение  их к той или иной группе проводилось  на основе частных, незначимых критериев (например, предпочтение одного из двух художников-абстракционистов и др.). Исследователи специально исключали  из ситуации эксперимента все факт, которые могли бы рассматриваться  в качестве объективных причин межгрупповой дискриминации: взаимодействие между  испытуемыми, конфликт интересов, предшествующая враждебность и т.д. На втором этапе  экспериментов испытуемые индивидуально  распределяли плату за участие в  эксперименте между двумя другими  участниками, о которых им было известно только то, к какой из двух групп  те принадлежали. Определение суммы, причитающейся другим участникам, производилось с помощью специально разработанных таблиц, в которых фиксировались в различных вариантах абсолютные размеры сумм, причитающихся представителю "своей" и "другой" группы, и их соотношение. При этом испытуемые могли сделать выбор между различными вариантами стратегий распределения: уравнительное (справедливое), максимальная сумма для обоих участников, максимальная выгода для представителя своей группы, максимальное различие в пользу представителя своей группы и, наконец, - интегральный ингрупповой фаворитизм как сочетание двух предыдущих стратегий. В результате этих экспериментов было зафиксировано преобладание у испытуемых стратегии, связанной с установлением максимальных различий между суммами, выделяемыми для представителей своей и другой группы, в пользу первых. Причем эта стратегия выбиралась даже в тех случаях, когда абсолютный размер суммы, причитающейся представителю своей группы, был меньше максимально возможного. То есть главной целью испытуемых было установление максимальных различий между группами в пользу своей группы. Это явление, связанное с тенденцией оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой группы, получило название внутригрупповой фаворитизм (от лат. favor - благосклонность). Тенденция к установлению различий в оценках своей и другой группы (как правило, в пользу первой) получила название межгрупповой дискриминации. По мнению Г. Тэджфела внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются универсальными феноменами психологии мсжгрупповых отношений. 
 
 

Информация о работе Психология малых групп