Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:40, реферат
Эта тема хорошо разработана, и очень актуальна, так как очень важно знать структуру межличностных отношений в группе (социометрия) и восприятия членов этой группы друг друга (биполяризация), что бы решать проблемы сплоченности группы, для достижения высоких результатов. Целью этой работы является изучение и диагностика межличностных и межгрупповых отношений, выявления структуры межличностных отношений и особенностей восприятия и понимания людей друг с другом в группе.
Введение
1.Личность в группе
1.1 Понятие личности в психологии
1.2 Влияние группы на личность
1.3 Положительное влияние группы на индивида
1.4 Отрицательное влияние группы на личность
2. Психология межгруппового взаимодействия
2.1 Понятие социальной группы, общества и межгрупповых отношений
3. Заключение
4. Литература
Содержание
Введение
1.Личность в группе
1.1 Понятие личности в психологии
1.2 Влияние группы на личность
1.3 Положительное влияние группы на индивида
1.4 Отрицательное влияние группы на личность
2.
Психология межгруппового
2.1 Понятие социальной группы, общества и межгрупповых отношений
3. Заключение
4.
Литература
Введение
В отечественной психологии существуют свои традиции исследования малой группы. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60–70-е годы в нашей стране, концентрировалась вокруг двух главных проблем: коллектив – личность и малая группа – личность.
Чем
объясняется постоянный интерес
к малой группе? Во-первых, малая
группа выступает важнейшим фактором
изучения в психологии личности, во-вторых,
исследования малой группы дают возможности
в постановке строго контролируемого
эксперимента, в-третьих, изучение малой
группы позволяет понять процессы,
протекающие в больших
Эта
тема хорошо разработана, и очень
актуальна, так как очень важно
знать структуру межличностных
отношений в группе (социометрия)
и восприятия членов этой группы друг
друга (биполяризация), что бы решать
проблемы сплоченности группы, для
достижения высоких результатов. Целью
этой работы является изучение и диагностика
межличностных и межгрупповых отношений,
выявления структуры
1.Личность в группе
1.1 Понятие личности в психологии
Личность – система социально
значимых качеств индивида, мера
овладения им социальными
1.2Влияние группы на личность
Ежедневно каждый человек пребывает во взаимодействии с другими людьми. Такие общественные взаимосвязи необходимы для того, чтобы следовать неким поставленным задачам, относящимся к трудовой или семейной жизни. Поэтому люди постоянно стремятся объединяться в группы для наиболее плодотворного решения вопросов и проблем. Однако поведения человека в обществе или отдельной группе зависит не только от сформировавшейся ситуации, но и от психологических особенностей всех членов группы. В психологии существует несколько критериев, определяющих воздействие группы на отдельную личность.
На атмосферу в коллективе влияют характерные качества каждого из членов группы. Согласованность действий группы зависит от таких показателей, как молодость всех членов группы, при этом их умственные способности должны быть средними или высокими. Кроме того, группа должна также найти человека среди своих членов, который являлся бы лидером.
Существенное значение имеет и совместимость всех лиц коллектива. При выполнении любого задания все люди в группе должны общаться между собой, а значит, по характеру они должны быть похожие или в чем-то дополнять друг друга. Поэтому приветствуется набирать коллектив, каждый член которого наделен своим типом характера. Только в этом случае работа будет сделана без ссор и конфликтов. Определяет качество выполняемого задания и размер группы. В этом случае все зависит от того, насколько сложная работа реализовывается. Однако размер группы напрямик связан с взаимодействием всех ее членов. В маленьких группах поставленные задачи выполняются взаимно, а люди питают доверие друг другу больше. В больших группах члены коллектива могут просто обмениваться советами и не прийти к общему мнению. На плодотворность работы в коллективе влияет и четное или нечетное количество ее членов. Оптимальным в этом случае считается число пять. В группе поменьше всегда будет господствовать напряженная обстановка, в большей группе есть вероятность не услышать все мнения.
В
работе группы не последнее место занимает
ее сплоченность. Здесь определяющим является
отношение членов группы друг к другу.
Чем лучше люди относятся друг к другу,
тем больше единство группы, а значит,
и выполнение функций коллектива выше.
Сплоченность группы зависит от интереса
всех ее членов к заданию, от ранее успешно
выполненных заданий и от общей цели.
1.3 Положительное
воздействие общности на индивида
Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.
Можно
с некоторыми оговорками принять
тот факт, что человек как личность
есть продукт, результат многочисленных
остаточных групповых влияний, что
почти все (за исключением генетически
и физиологически обусловленных
особенностей) в его психологии и
поведении складывается и закрепляется
под влиянием участия в деятельности
различных социальных больших и
малых групп. Каждая из значимых (референтных)
социальных групп вносит свой вклад
в психологию и поведение личности,
и этот вклад отнюдь не является
однозначно положительным или
Рассмотрим
в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие
о положительном и
Положительное
влияние группы на формирование и
развитие личности состоит в следующем
(далее эти положения
В группе индивид встречается с людьми, которые для него основным источником духовной культуры. Отношения между людьми, складывающиеся в группа несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в эту тему групповых взаимоотношений. Группа является таким местом, где индивид отрабатывая свои коммуникативные умения и навыки. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя сохранять и укреплять все положительное в своей личности избавляться от отрицательного и недостатков.
Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.
Если
бы человеческий ребенок родился
и вырос не в обществе, среди
других людей, а в изоляции от них,
он никогда психологически и поведенчески
не превратился бы в человека. Об
этом свидетельствуют многие описанные
в научной и популярной литературе
факты, когда в силу трагически сложившихся
жизненных обстоятельств
Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современном человеке, от элементарных гигиенических навыков и пользования речью до нравственных ценностей и способностей различным видам деятельности. Чем больше разнообразя групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для Развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств. В особенности это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к человеку только в результате обучения и воспитания, через прямое межличностное групповое общение.
На
психологию индивида группа влияет через
систему складывающихся в ней
отношений, в частности – через
отношения иного индивида с остальными
участниками группы. Мы уже знаем
о том, что при разных отношениях
индивиды проявляют себя с различной,
положительной или
Нигде,
кроме группы, человек не в состоянии
усвоить речь и научиться пользоваться
ею. Ребенок научается
Важным
фактором индивидуального
Точность
и глубина отражения личности
в группе прямо зависят от открытости,
интенсивности и
Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.
Таким
образом, для развития индивида как
личности группа представляется незаменимой.
То же самое, и даже в еще большей
степени, касается высокоразвитого
коллектива. В жизни и деятельности
каждого отдельно взятого человека
он играет незаменимую положительную
роль, о чем много писали и говорили
такие известные педагоги, как
А.С. Макаренко, ВА. Сухомлинский и др. Однако
свою положительную роль в развитии личности
коллектив реализует лишь тогда, когда
не происходит его и ее (этой роли) идеологического
искажения, когда психологическая и педагогическая
теория коллектива не оказывается пред
метом политических манипуляций. К этому
вопросу мы еще специально вернемся во
втором томе учебника при рассмотрении
психологических проблем воспитания личности.
1.4 Отрицательное влияние группы на личность
Если о положительном воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеологизации психологи и педагоги об этих фактах предпочитали умалчивать. В этой связи мы уделим рассмотрению и анализу этих фактов несколько больше внимания, чем отведено на представление влияния группы на индивида в положительном свете. Особенно много данных о возможном отрицательном влиянии группы на индивида накоплено в социальной психологии малых групп, начало которой было положено исследованиями отечественных и зарубежных ученых, проведенными еще в начале XX в. Поначалу психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта исследования использовали большие социальные общности типа толпы и неорганизованной массы людей, и только затем внимание переместилось на изучение влияния малой группы на индивида. Французский исследователь Г. Лебон в книге под кратким названием «Толпа», опубликованной в 1895 г., попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г. Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но тем не менее в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. Ее подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями «обезличивание» и «деиндивидуализация». Было показано, что, когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название «обезличивание».