Психология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:40, реферат

Описание работы

Эта тема хорошо разработана, и очень актуальна, так как очень важно знать структуру межличностных отношений в группе (социометрия) и восприятия членов этой группы друг друга (биполяризация), что бы решать проблемы сплоченности группы, для достижения высоких результатов. Целью этой работы является изучение и диагностика межличностных и межгрупповых отношений, выявления структуры межличностных отношений и особенностей восприятия и понимания людей друг с другом в группе.

Содержание

Введение

1.Личность в группе

1.1 Понятие личности в психологии

1.2 Влияние группы на личность

1.3 Положительное влияние группы на индивида

1.4 Отрицательное влияние группы на личность

2. Психология межгруппового взаимодействия

2.1 Понятие социальной группы, общества и межгрупповых отношений

3. Заключение

4. Литература

Работа содержит 1 файл

реферат психология.docx

— 50.67 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение

     1.Личность  в группе

     1.1 Понятие личности в психологии

     1.2 Влияние группы на личность

     1.3 Положительное влияние группы  на индивида

     1.4 Отрицательное влияние группы  на личность

     2. Психология межгруппового взаимодействия

     2.1 Понятие социальной группы, общества и межгрупповых отношений

     3. Заключение

     4. Литература 
 

     Введение

        В отечественной психологии существуют свои традиции исследования малой группы. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60–70-е годы в нашей стране, концентрировалась вокруг двух главных проблем: коллектив – личность и малая группа – личность.

     Чем объясняется постоянный интерес  к малой группе? Во-первых, малая  группа выступает важнейшим фактором изучения в психологии личности, во-вторых, исследования малой группы дают возможности  в постановке строго контролируемого  эксперимента, в-третьих, изучение малой  группы позволяет понять процессы, протекающие в больших социальных общностях, в-четвертых, запросы практики связаны с коллективным характером человеческой деятельности. Психология малых групп в настоящий момент представляет собой разработанную  область научного знания, включающую в себя различные феноменологические, динамические и структурные аспекты. Социальные группы не существуют вне  времени и пространства.

     Эта тема хорошо разработана, и очень  актуальна, так как очень важно  знать структуру межличностных  отношений в группе (социометрия) и восприятия членов этой группы друг друга (биполяризация), что бы решать проблемы сплоченности группы, для  достижения высоких результатов. Целью  этой работы является изучение и диагностика  межличностных и межгрупповых отношений, выявления структуры межличностных  отношений и особенностей восприятия и понимания людей друг с другом в группе. 
 
 
 

1.Личность в группе

1.1 Понятие личности  в психологии

      Личность – система социально  значимых качеств индивида, мера  овладения им социальными ценностями  и его способность к реализации  этих ценностей. Если понятие  индивида включает в себя общие  качества homo sapiens – представителя  человеческого рода как биологического  вида, то понятие личности связано  с понятием индивидуальности  – с творческим преломлением  в индивиде общесоциальных качеств  с неповторимой системой отношений  конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями  социального взаимодействия. Как  личность человек характеризуется  уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания  с общественным сознанием, которое,  в свою очередь, определяется  уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются  возможности данного человека  к участию в общественных отношениях. Существенной стороной личности  является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе  и своим общественным и трудовым  обязанностям. Личность характеризуется  уровнем осознанности своих отношений  и их устойчивостью. В личности  существенна не только ее позиция,  но и способность к реализации  своих отношений. Это зависит  от уровня развития творческих  возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых  и интеллектуальных качеств. Человек  не рождается с готовыми способностями,  интересами, характером и т.п.  Эти свойства формируются при  жизни человека, но на определенной  природной основе. Наследственная  основа человеческого организма  (генотип) определяет его анатомо-физиологические  особенности, основные качества  нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности – благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески – ми, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности – это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интереса – ми. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных). Понять личность – это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена. Различаются личности социализированные – адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные – девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения – маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями – «слабыми местами» в психической саморегуляции). Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы. Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.). Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях – толерантна, способна к адекватным действиям. Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам. В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна – способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности – ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам. Автономность личности – это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. 

1.2Влияние  группы на личность

        Ежедневно каждый человек пребывает во взаимодействии с другими людьми. Такие общественные взаимосвязи необходимы для того, чтобы следовать неким поставленным задачам, относящимся к трудовой или семейной жизни. Поэтому люди постоянно стремятся объединяться в группы для наиболее плодотворного решения вопросов и проблем. Однако поведения человека в обществе или отдельной группе зависит не только от сформировавшейся ситуации, но и от психологических особенностей всех членов группы. В психологии существует несколько критериев, определяющих воздействие группы на отдельную личность.

     На атмосферу в коллективе влияют характерные качества каждого из членов группы. Согласованность действий группы зависит от таких показателей, как молодость всех членов группы, при этом их умственные способности должны быть средними или высокими. Кроме того, группа должна также найти человека среди своих членов, который являлся бы лидером.

     Существенное значение имеет и совместимость всех лиц коллектива. При выполнении любого задания все люди в группе должны общаться между собой, а значит, по характеру они должны быть похожие или в чем-то дополнять друг друга. Поэтому приветствуется набирать коллектив, каждый член которого наделен своим типом характера. Только в этом случае работа будет сделана без ссор и конфликтов. Определяет качество выполняемого задания и размер группы. В этом случае все зависит от того, насколько сложная работа реализовывается. Однако размер группы напрямик связан с взаимодействием всех ее членов. В маленьких группах поставленные задачи выполняются взаимно, а люди питают доверие друг другу больше. В больших группах члены коллектива могут просто обмениваться советами и не прийти к общему мнению. На плодотворность работы в коллективе влияет и четное или нечетное количество ее членов. Оптимальным в этом случае считается число пять. В группе поменьше всегда будет господствовать напряженная обстановка, в большей группе есть вероятность не услышать все мнения.

     В работе группы не последнее место занимает ее сплоченность. Здесь определяющим является отношение членов группы друг к другу. Чем лучше люди относятся друг к другу, тем больше единство группы, а значит, и выполнение функций коллектива выше. Сплоченность группы зависит от интереса всех ее членов к заданию, от ранее успешно выполненных заданий и от общей цели. 

1.3 Положительное воздействие общности на индивида 

     Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях  личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение  индивида. Часть изменений, порождаемых  психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.

     Можно с некоторыми оговорками принять  тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что  почти все (за исключением генетически  и физиологически обусловленных  особенностей) в его психологии и  поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и  малых групп. Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад  в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь  свидетельствует наличие у людей  множества достоинств и недостатков, большую часть которых они  приобрели в группах.

     Рассмотрим  в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие  о положительном и отрицательном  влиянии группы на индивида.

     Положительное влияние группы на формирование и  развитие личности состоит в следующем (далее эти положения раскрываются подробнее):

     В группе индивид встречается с  людьми, которые для него основным источником духовной культуры. Отношения  между людьми, складывающиеся в группа несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые  усваиваются личностью, включенной в эту тему групповых взаимоотношений. Группа является таким местом, где  индивид отрабатывая свои коммуникативные  умения и навыки. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую  ему правильно воспринимать и  оценивать себя сохранять и укреплять  все положительное в своей  личности избавляться от отрицательного и недостатков.

     Группа  снабжает индивида системой положительных  эмоциональных подкреплений, необходимых  для его развития. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими  ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и  практически в каждой группе он встречает  таких людей.

     Если  бы человеческий ребенок родился  и вырос не в обществе, среди  других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные  в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся  жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего  возраста лишенными возможности  общаться с развитыми, культурными  людьми, жили в физической или психологической  изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки как  в психологическом, так и в  поведенческом развитии детей.

     Только  через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современном человеке, от элементарных гигиенических навыков  и пользования речью до нравственных ценностей и способностей различным  видам деятельности. Чем больше разнообразя  групп, активным участником которых  становится индивид в процессе его  жизни, тем больше у него возможностей для Развития, приобретения разнообразных  ценных человеческих качеств. В особенности  это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к  человеку только в результате обучения и воспитания, через прямое межличностное  групповое общение.

     На  психологию индивида группа влияет через  систему складывающихся в ней  отношений, в частности – через  отношения иного индивида с остальными участниками группы. Мы уже знаем  о том, что при разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения  преимущественно положительного влияния  группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения  в ней были благоприятными.

     Нигде, кроме группы, человек не в состоянии  усвоить речь и научиться пользоваться ею. Ребенок научается разговаривать  только благодаря тому, что все  в семье, где он родился, говорят  на родном языке. И не просто говорят, а постоянно, чуть ли не с первых дней рождения обращаются к нему на языке, требуют ответной реакции  и всячески ее поощряют. Стимулирование языкового развития индивида со стороны группы происходит и дальше. Установлено, что между уровнем владения языком и участием индивида в деятельности различных групп существует прямая зависимость.

     Важным  фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного  общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вернее – разными зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое «Я».

     Точность  и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.

     Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду необходимы соответствующие  стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.

     Таким образом, для развития индивида как  личности группа представляется незаменимой. То же самое, и даже в еще большей  степени, касается высокоразвитого  коллектива. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную  роль, о чем много писали и говорили такие известные педагоги, как  А.С. Макаренко, ВА. Сухомлинский и др. Однако свою положительную роль в развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и ее (этой роли) идеологического искажения, когда психологическая и педагогическая теория коллектива не оказывается пред метом политических манипуляций. К этому вопросу мы еще специально вернемся во втором томе учебника при рассмотрении психологических проблем воспитания личности. 

1.4 Отрицательное влияние группы  на личность

       Если о положительном воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеологизации психологи и педагоги об этих фактах предпочитали умалчивать. В этой связи мы уделим рассмотрению и анализу этих фактов несколько больше внимания, чем отведено на представление влияния группы на индивида в положительном свете. Особенно много данных о возможном отрицательном влиянии группы на индивида накоплено в социальной психологии малых групп, начало которой было положено исследованиями отечественных и зарубежных ученых, проведенными еще в начале XX в. Поначалу психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта исследования использовали большие социальные общности типа толпы и неорганизованной массы людей, и только затем внимание переместилось на изучение влияния малой группы на индивида. Французский исследователь Г. Лебон в книге под кратким названием «Толпа», опубликованной в 1895 г., попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г. Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но тем не менее в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. Ее подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями «обезличивание» и «деиндивидуализация». Было показано, что, когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название «обезличивание».

Информация о работе Психология малых групп