Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:09, реферат
Цель данной работы: ознакомиться с теориями личности в зарубежной психологии, сложившихся и получивших развитие на протяжении 20 века.
Задачи исследования: в ходе данной работы рассмотрены теории личности в рамках данного периода с точки зрения трех направлении - это психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология.
Введение………………………………………………………....с. 2
Теории личности и критерии её оценки………………………....с. 3
Психодинамические направления………………………………с. 5
Психодинамическая теория личности: Зигмунд Фрейд…………с. 5
Индивидуальная теория личности: Альфред Адлер…………….с. 8
Аналитическая теория личности: Карл Густав Юнг……………с. 10
Теория оперантного научения: Б.Ф. Скиннер………………….с. 11
Гуманистическая психология: Абрахам Маслоу……………….с. 13
Заключение. Сопоставление теорий……………………………..с. 15
Список литературы……………………………………………..с. 16
распоряжаться
своей жизнью. Она делает каждого
человека самоопределяющимся индивидуумом,
архитектором своей собственной жизни.
4.Социальная принадлежность индивидуума.
У каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес - врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.
5.Индивидуальная субъективность.
Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии их собственной «схемой апперцепции»; и мотивированы фиктивными целями - личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение.
Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности - служить
экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету и
для любого человека на пути изменений в сторону психологически более
здорового поведения.
В основе теории Адлера лежат следующие ключевые концепции и
принципы:
1.Чувство неполноценности и компенсация. Адлер полагал, что чувство неполноценности закладывается ещё в детстве. Появление раннего ощущения неполноценности означает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, стремление к совершенству и безупречности.
2.Стремление к превосходству. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека, устремлением человека к саморазвитию, росту и компетентности; стремление к превосходству (стремление к совершенству) является фундаментальным законом человеческой жизни
3. Стиль жизни. Индивидуальный стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые определяют неповторимую картину существования индивида. Все, что мы делаем, формируется и направляется нашим стилем жизни. Все психические процессы организованы в единое целое и приобретают значение контексте нашего стиля жизни.
Аналитическая
теория личности: Карл
Густав Юнг
К. Г. Юнг [11] возражал против того, что личность полностью определяется собственным опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Согласно юнговской теории личности индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет
присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и
физическому совершенству.
По его словам, каждый индивид появляется на свет "... с целостным личностным эскизом... представленным с самого рождения" и что "окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней [личности] заложено" [6].
У Юнга структура личности представлена в виде дерева, где индивидуальная структура личности (персона, эго, тень, анима или анимус, самость) представляют собой листок в кроне дерева, а ствол и корни - это архетипы коллективного бессознательного. Итак, структура личности по Юнгу: Персона Эго - Уровень сознания
Тень – Предсознание
Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) - Индивидуальное
Самость - Бессознательное
Эго-Уровень сознания
Анима - отвечает за связь с бессознательным в мужчине, за творческие порывы, озарения. Она ответственна за мифические настроения у мужчины и за черты, которые присущи традиционно женщинам (мягкость, кротость, слабость, капризность, например
Анимус
- ответственен за мужские качества,
мужскую ипостась в женской душе.
Мужественность, сила, непреклонность,
устойчивость у женщины - это все анимус.
САМОСТЬ - центр личности. Человек рождается с самостью, но не всем удается осознать её, понять и следовать ей. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность.
КОЛЛЕКТИВНОЕ
БЕСОЗНАТЕЛЬНОЕ - хранилище латентных
следов памяти человечества. В нем отражены
мысли и чувства, общие для всех человеческих
существ и являющиеся результатом нашего
общего эмоционального прошлого.
Теория оперантного научения: Б.Ф. Скиннер
С точки зрения научения, личность - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Скиннер [10] утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того, чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями.
Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное поведение, как ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним.
Главное в концепции Скиннера - оперантное поведение. Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. Собственно, Это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Скиннер боролся с использованием аверсивных методов (особенно наказания) в контроле поведения и придавал особое значение контролю посредством позитивного подкрепления.
Итак, Скиннер утверждал,
что поведение детерминировано, предсказуемо
и контролируется окружением. Он категорически
отвергал идею о внутренних «автономных»
факторах в качестве причины действий
человека и пренебрегал физиолого-генетическим
объяснением поведения.
Гуманистическая
психология: Абрахам
Маслоу
Маслоу [3, 4] всю свою психологическую работу связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию. Он настаивает, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь. Маслоу - один из основателей гуманистической психологии, которая выступила как альтернатива психоанализу и бихевиоризму.
В основе гуманистической теории личности лежат мотивационные процессы. Таким образом, Маслоу выстраивает пирамиду потребностей, начиная от физиологических и заканчивая потребностями самоактуализации.
В центре теории Маслоу лежит понятие самоактуализации -потребности личного совершенствования каждого человека. Маслоу
характеризует самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Самоактуализация - это высший уровень в иерархии потребностей человека. На этом уровне человек добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.
Самоактуализация - это совсем не выражаться через творческие усилия, направленные на создание произведений искусства. Специфические формы самоактуализации очень разнообразны. По Маслоу, именно на этом, высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.
Описание самоактуализации подразумевает, что человек выявляет в себе некие характеристики, на которые он опирается и которые он рассматривает как своего рода "систему отсчета" для своей жизни, для личных и социальных событий, для своей деятельности.
По мнению Маслоу самоактуализации достигает 1% людей. Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по отношению к физиологическим потребностям и потребностям безопасности, уважения и др. Процесс самоактуализации может быть ограничен:
негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивном поведении,
социальными влияниями и групповым давлением, которое часто действует против наших вкусов и суждений,
- внутренними защитами, которые отрывают нас от самих себя.
Таким образом:
Заключение
Совершенно очевидно, что психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология кардинально различаются во взглядах на подходы к изучению личности. Психоанализ придает большое значение бессознательным процессам; бихевиористы считают, что никакого бессознательного нет, а есть только поведение и на него можно влиять определенными стимулами. Гуманистическая психология полагает, что человек сознателен и свободен в своем выборе.
Существенно расходятся взгляды и на стратегии воздействия на личность и на движущую силу развития личности.
Фрейд считает, что человеком движет противоборство двух инстинктов жизни и смерти, доминирующую роль играет бессознательное, а движущая сила развития - сексуальная энергия.
Адлер считает, что человеком движет стремление к превосходству и уже с рождения заложен социальный интерес. Если у Фрейда существует конфликт между человеком и обществом из-за несовпадения их интересов, то
у Адлера этого конфликта просто не может быть при здоровом варианте развития.
Юнг
считает, что в основе личности лежит
коллективное бессознательное и архетипы,
энергия либидо представляет собой не
только сексуальную энергию - это вся творческая
жизненная сила человека, движущей силой
развития является стремление к индивидуализации,
к раскрытию собственной самости.
Скиннер отрицал все внутренние факторы личности, как будто человек - безвольное существо, полностью подчиненное влиянию окружающей среды. Он рассматривает научение и опыт в качестве основных кирпичиков личности. Развитие личности происходит при помощи подкрепления.
Маслоу же рассматривает человека изначально как существо положительное и созидательное, стремящееся к росту, саморазвитию, самоактуализации.
Таким образом, психоанализ и бихевиоризм явились результатом кризиса психологии сознания. А гуманистическая психология выступила как третья сила, альтернатива первым двум направлениям.
Итак, для раскрытия цели данной работы мы ознакомились с некоторыми теориями личности в зарубежной психологии, их историей и развития в современности.
Для
этого были рассмотрены 3 основных направления
теории личности в зарубежной психологии
на протяжении 20 века: - это психоанализ,
бихевиоризм и гуманистическая
психология.