Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:09, реферат

Описание работы

Цель данной работы: ознакомиться с теориями личности в зарубежной психологии, сложившихся и получивших развитие на протяжении 20 века.
Задачи исследования: в ходе данной работы рассмотрены теории личности в рамках данного периода с точки зрения трех направлении - это психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология.

Содержание

Введение………………………………………………………....с. 2
Теории личности и критерии её оценки………………………....с. 3
Психодинамические направления………………………………с. 5
Психодинамическая теория личности: Зигмунд Фрейд…………с. 5
Индивидуальная теория личности: Альфред Адлер…………….с. 8
Аналитическая теория личности: Карл Густав Юнг……………с. 10
Теория оперантного научения: Б.Ф. Скиннер………………….с. 11
Гуманистическая психология: Абрахам Маслоу……………….с. 13
Заключение. Сопоставление теорий……………………………..с. 15
Список литературы……………………………………………..с. 16

Работа содержит 1 файл

психология личности.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

          Содержание:

Введение………………………………………………………....с. 2

Теории личности и критерии её оценки………………………....с. 3

Психодинамические направления………………………………с. 5

Психодинамическая теория личности: Зигмунд Фрейд…………с. 5

Индивидуальная  теория личности: Альфред Адлер…………….с. 8

Аналитическая теория личности: Карл Густав Юнг……………с. 10

Теория оперантного  научения: Б.Ф. Скиннер………………….с. 11

Гуманистическая психология: Абрахам Маслоу……………….с. 13

Заключение. Сопоставление  теорий……………………………..с. 15

Список литературы……………………………………………..с. 16 

Введение

     Психология  личности - одна из важных, обширных и  особо спорных тем в психологии. В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Как сказал знаменитый швейцарский психолог и психиатр К. Г. Юнг «великие и таинственные дела творятся вокруг того, что называют "личностью". Все, что можно об этом сказать, всегда на удивление неудовлетворительно и всегда чревато тем, что дискуссия заглохнет в чрезмерной, столь и пустой болтовне. Даже понятие "личность "в обычном словоупотреблении столь расплывчатое и с таким трудом поддающееся определению слово, что едва ли найдутся двое, которые вкладывают в него один и тот же смысл». [6].

      Таким образом, имеют место различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми.

     Цель  данной работы: ознакомиться с теориями  личности в зарубежной психологии, сложившихся и получивших развитие  на протяжении   20 века.

      Задачи  исследования:  в ходе данной работы рассмотрены теории личности в рамках данного периода с точки зрения трех направлении - это психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология.

     .

 

     

Теории  личности и критерии ее оценки.

     Для дальнейших рассуждений следует уточнить, что понимается под термином личность. Что такое "личность"? Ответ на этот вопрос люди искали на протяжении многих тысячелетий. Возможны два варианта направлений поиска ответов.

     Первый - это поиск тех отличий, которые позволяют различить, отделить одного человека от другого. На этом пути мы получим наборы методик, наборы сведений, характеристики, совокупность которых, в результате их применения, даст возможность описать отдельного конкретного человека через набор уникальных параметров, только этому конкретному человеку присущих. Другими словами, мы получим совокупность характеристик, которые обладают той же самой степенью индивидуальности, как и уникальное имя человека.

     Второй  путь - это поиск таких характеристик, которые объединяют разных индивидуумов в некие классы. То есть нахождение таких характеристик, которые являются общими для целого класса, для некоторой совокупности людей.

      Чаще  всего личность определяют как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К. Маркс, главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество».

       В словаре Артура Ребера [2] написано, что личность - «один из классических «заголовков главы» в психологии. То есть термин настолько сложный для определения и имеющий настолько широкую область употребления, что мудрый автор использует его как название главы и затем свободно пишет об этом, не принимая себя никакой ответственности за определения, если они и представлены в тексте. Значение этого термина для

 

        

каждого автора имеет тенденцию быть окрашенным его теоретической предрасположенностью и эмпирическими инструментами, используемыми для оценки и проверки теории».

       Однако  большинство теоретических определений  личности содержат следующие общие  положения [10, с.24]:

       1. В     большинстве     определений     подчеркивается     значение 
индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены 
такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от 
всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества 
или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно 
только путем изучения индивидуальных различий.

       2. В большинстве определений личность предстает в виде некоей 
гипотетической   структуры   или   организации.   Поведение   индивидуума, 
доступное  непосредственному  наблюдению,  по  крайней  мере  частично, 
рассматривается   как   организованное   или   интегрированное   личностью. 
Другими   словами,   личность   —   абстракция,   основанная   на   выводах, 
полученных в результате наблюдения за поведением человека.

       3. В     большинстве     определений     подчеркивается     важность 
рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума 
или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном 
процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, 
включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный 
опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

       4. В    большинстве    определений   личность   представлена   теми 
характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. 
Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и 
меняющихся   ситуациях;   она   обеспечивает   чувство   непрерывности   во 
времени и окружающей обстановке.

 

Психодинамические направления.

     Психодинамические направления берут начало в теории 3. Фрейда. Затем следуют теории коллеги Фрейда А. Адлера и его ученика К. Г. Юнга. Карен Хорни, Эрих Фромм, Г. Салливен - представители неофрейдизма, отличались интересом к социальным факторам развития. Эрик Эриксон и его эго-теория личности также являются результатом развития психоанализа. Еще один представитель психодинамического направления - Вильгельм Райх с его теорией сексуальной экономии. Таким образом, видим сколь многочисленно это направление, поэтому рассмотрим в рамках него несколько теорий: теорию родоначальника направления 3. Фрейда, теорию А.Адлера и К.Г. Юнга.

        Теория личности: Зигмунд Фрейд.

      Зигмунд Фрейд [8, 9] выдвинул психодинамическую  теорию личности, основная мысль которой состоит в том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.

По мнению Фрейда, тело человека - это основной источник душевного опыта. Все события душевной жизни имеют телесную причину, они взаимосвязаны, одно является причиной другого. Если мы не можем выявить эту взаимосвязь, значит она от нас скрыта, но все равно есть. Она состояла из сознания, предсознания и бессознательного.

 В течение долгого времени Фрейд применял топографическую модель организации личности.

       Область сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. Фрейд говорил, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Более того, определенное содержание осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы.

      Область предсознателъного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

     Бессознательное — это самая глубокая и значимая область человеческой психики. Бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных побуждений, а также эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Этот неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование. Фрейд выявил пути проникновения в бессознательное: это анализ сновидений, ошибочных действий, оговорок, описок, анализ свободных ассоциаций, анализ продуктов творческой деятельности [8].

     Позднее Фрейд предложил структурную модель психики, состоящую из ид, эго и суперэго.

     • Ид (оно) означает инстинктивные и врождённые аспекты личности; располагается в бессознательном слое; играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека.

     Таким образом, ид - это все прирожденное, 
совокупность инстинктов, потребностей, привязанных к телу, а также резервуар энергии для всей личности. Функционирует ид в соответствии 
с   принципом   удовольствия. Ид    -    «неразборчив»    в    способах 
удовлетворения потребностей. Следовательно, нужен компонент, который 
будет отвечать за связь с реальностью. Такой компонент называется эго. 
Фрейд выделил две основные группы инстинктов, совокупность которых 
 
 

       
представлена в ид - это инстинкт жизни и смерти.

       Инстинкт  жизни - эрос — включает все базовые потребности человека, которые работают на сохранение и поддержание жизни организма, потребности в продолжении рода, сексуальные потребности. Энергия либидо ответственна за реализацию инстинкта, зовущего к жизни.

       Инстинкт  смерти - танатос - это агрессивные, разрушительные потребности, как по отношению к другим, так и по отношению к себе. Энергия мартидо ответственна за реализацию инстинкта, зовущего к смерти.

       Таким образом, ид - это совокупность эроса  и танатоса в противоборствующем состоянии.

      ЭГО (Я) - это компонент психического аппарата, ответственный за 
принятие решений; является врожденной и располагается как в сознательном 
слое,  так  и  в  предсознании.   Эго  отвечает  за  связь  с  реальностью  и 
функционирует    по    принципу   реальности.

            Суперэго (сверх - Я) - морально - этическая сила личности (система ценностей, норм и этики); не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием суперэго. Суперэго подчиняется принципу должествования.

     При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий

      Согласно  Фрейду, любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение - их действия служат цели уменьшения этого напряжения. 

        Индивидуальная теория  личности: Альфред  Адлер.

      Адлер [1] подчеркивал социальные детерминанты личности. С точки зрения Адлера, человек существо не сексуальное (как у Фрейда), а

социальное. Ребенок уже появляется на свет как общественное существо с интересом к людям.

    Основными тезисами индивидуальной психологии Адлера являются:

    1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое.

      Индивидуум  представляет собой неделимое целое  как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. Главное для Адлера - доказать это единство в каждом индивидууме.

    2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству. 
    Цели, которые люди ставят перед собой, а также пути их достижения
    дают понимание того, какое значение они придают своей жизни. Достигая намеченных целей, люди не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

    3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое. 
    Люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность

Информация о работе Психология личности