Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 21:47, контрольная работа

Описание работы

Структура личности
Самосознание и самооценка личности. Основные тезисы
Воля и методы ее изучения. Основные тезисы
Имидж
Вековые и половые психофизиологические особенности личности и их учета в работе с людьми и управлении персоналом
Возрастные психофизиологические особенности

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

   Достаточно  высокий уровень развития саморегулирования  поведения, который объективно  выражается в тонкости, дифференцированности  и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений, соответствует зрелому состоянию развития самосознания в целом: адекватной самооценке, а также ориентации на самооценку, а не на оценку другими. Самооценка - на начальных этапах результат интериоризации оценки себя другими - впоследствии эмансипируется от оценок окружающих и все более приобретает значение внутреннего регулятора поведения.

   Можно выделить 2 уровня саморегулирования: 

   1. Тактический  - саморегулирование, имеющее четкие временные границы, осуществляющееся в процессе конкретного поведенческого акта;

   2. Стратегический - этот уровень скорее можно  назвать самоорганизацией - процесс,  растянутый во времени, обеспечивающий  координацию всей личности в  целом, связанный с планированием личностных изменений, с самовоспитанием личности. Этот процесс также обеспечивает соподчинение мотивов на протяжении всей жизни, построение иерархии мотивов и решение конфликтов между индивидными и социальными мотивами и мотивами духовными, индивидуальными в пользу последних.

69. имидж

Имидж (от англ. image - «образ», «изображение») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается (пропагандой, рекламой) с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые. 

Имидж объекта —  это мнение рационального или  эмоционального характера об объекте (человеке, предмете, системе), возникшее в психике группы людей на основе образа, сформированного в их психике в результате восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта. 

Деловой имидж специально проектируется в интересах человека или фирмы с учетом особенности деятельности внутренних и внешних качеств.

Имидж – это целостный  образ, слагаемый из многих факторов. Над его созданием работают психологи, специалисты PR, рекламисты, протоколисты, социологи, хореографы, стилисты, визажисты, продюсеры. Когда говорят об имидже человека, то имеют в виду: 

имидж среды (как  выглядит его офис, кабинет, автомобиль); 

овеществленный имидж (предметы, которые он создал и которыми пользуется: написанное письмо, визитная карточка, подарки и цветы, которые вручает); 

вербальный имидж (от лат. verbalis — «словесный»; это его манера говорить и писать); 

кинетический имидж (невербальные средства общения: жесты, мимика и телодвижения); 

габитарный имидж (от лат. habitus — «внешний»; включает костюм, прическу, аксессуары, и др.); 

ментальный (мировоззренческие  и морально-этические установки, социальные стереотипы); 

фоновый имидж. Фоновый  имидж может быть дистантно-опосредованным и контактно-непосредственным. Дистантно-опосредованный фоновый имидж — это те сведения, которые получают люди не от нас самих, а извне: из mass media (СМИ), по «сарафанному радио» и другим источникам. Эта информация не только дополняет содержанием ваш образ, но и оказывает несомненное влияние на то, в каком свете вы будете восприняты окружающими. Образ, отраженный в сознании людей, или впечатление, которое вы производите, также называют словом «имидж». Факты, послужившие для создания дистантно-опосредованного фонового имиджа, могут быть не обязательно правдивыми: вымыслы, заведомая ложь, сплетни. Однако преувеличения ваших достоинств бывают не менее опасны, чем клевета. Иногда трудно соответствовать тем ожиданиям, которые сложились у людей на основании излишне восторженных отзывов. Вступая в контакт, вы должны быть готовы то ли нейтрализовать, то ли утвердить создавшееся о вас мнение. 

К контактно-непосредственному  фоновому имиджу можно отнести тех  людей, в обществе кого вы находитесь. Они также несут о вас определенную информацию. Вспомните фразы: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Окружение делает короля», «Птицы с одинаковым опереньем летают вместе», «С кем поведешься, от того и наберешься». Таким образом, свой персональный имидж формируете не только вы сами, но и ваши родственники, домочадцы, сотрудники, партнеры по бизнесу.  

Имидж – важная составная  часть работы людей публичных  профессий: манекенщиц, фотомоделей, ведущих  шоу–программ, артистов, политиков, преподавателей, бизнесменов. Их имидж, безусловно, отражает реальное положение вещей, но во многом и не совпадает с действительностью.

Можно выделить пять уровней  конфликтов в организации: внутри личности (связанные  с противоречиями между «хочу», «могу» и «надо» в человеке), между личностями (на профессионально-производственной, социальной и эмоциональной почве), внутри группы, между группами, внутри организации. Эти уровни тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить индивида чувствовать себя агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым личностный конфликт. 

Источниками конфликта  могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности и т.д.  

Путями разрешения конфликтов могут быть сила, власть, убеждение, сотрудничество, компромисс, уход от конфликта, привлечение третьей силы, ведение игры и т.п.  

Существуют следующие  стратегии поведения в конфликте:

1) уход от взаимодействия;

2) сглаживание;

3) борьба;

4) сотрудничество  и решение проблемы;

5) поиск компромисса. 

Для разрешения организационных  конфликтов широко используются так называемые структурные методы управления конфликтом внутри организации. Эти методы связаны с использованием изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта. В группу этих методов входят:

– методы, связанные  с использованием руководителем  своего положения в организации (приказ, распоряжение, директива и  т.п.);

– методы, связанные  с «разведением» частей организации  – участников конфликта («разведение» их по ресурсам, целям средствам и т.д.) или снижением их взаимозависимости (дифференциация и автономизация подразделений);

– методы, связанные  с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих);

– методы, связанные с введением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий заместитель, куратор или координатор и т.п.);

– методы, связанные  со слиянием разных подразделений и  наделением их общей задачей (например, объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала, призванный заниматься развитием каждого отдельного работника в плане его роста, а не только расчетно-учетными функциями). 

Если конфликтная  ситуация находится под контролем  руководства, то такие конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее. Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию. 

Если ситуация выходит  из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер. Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности  сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон. 

Термин «стресс» в настоящее время стал одним  из самых популярных и превратился  в источник вполне оправданного беспокойства руководителей компаний. Стресс — адаптивная реакция, опосредованная индивидуальными различиями и/или психологическими процессами, которая является ответом на любое внешнее воздействие, ситуацию или событие, предъявляющие к человеку повышенные требования психологического и/или физического характера.  

Стресс на рабочем  месте может быть вызван высоким  уровнем требований и низким уровнем  контроля над процессом труда. Он связан прежде всего с изменениями, которые вызывает взаимодействие людей и их работы. Стресс — это результат взаимодействия человека и внешней среды. Он охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Различают рабочие и нерабочие факторы, которые могут являться источниками стресса. 

Существует несколько  путей управления стрессом. Можно  изменить объективную реальность, чтобы  удалить стрессовый фактор, или изменить психологическое окружение, в котором находится человек. В других случаях можно изменить стрессовые симптомы таким образом, что они не будут иметь долгосрочного эффекта. Выделяют организационные и индивидуальные методы управления стрессом. Организационные методы включают: оздоровительные программы для сотрудников; изменение рабочего окружения и т.д. К индивидуальным методам относят: психологический (изменение окружения, в котором существует стресс; изменение познавательной оценки окружения; изменение поведения для изменения окружения) и физиологический методы (улучшение физического состояния человека с целью повышения эффективности борьбы со стрессом).

8. . Вековые и половые  психофизиологические  особенности личности  и их учета в  работе с людьми  и управлении персоналом.

Кроме отмеченных выше генетически обусловленных индивидуальных психофизиологических отличий для организации здорового образа жизни необходимо принимать во внимание и те особенности психики, которые специфичны для мужчин и женщин и определяются как половой диморфизм. Диморфизм —многоаспектное явление, которое затрагивает морфологическую и биологическую основу организма, его психологический объект и все особенности жизнедеятельности человека в обществе. 

Существует мнение, что женский мозг и соответственно психика организованы более гармонично, для мужского же мозга характерна большая латерализация функций, когда левое полушарие головного мозга несколько крупнее и больше загружено. 

Широкая норма реакции, характерная для женщин, обеспечивает большую пластичность повеления и более высокую восприимчивость к воспитанию и обучению. Женщины лучше адаптируются к существующим условиям, поэтому они предпочитают решать задачи не новые, но требующие совершенствования, доводки. В норме женщины и девочки более управляемы и покладисты. С этим связано и то обстоятельство, что женщины лучше работают на конвейере, меньше делают ошибок. Даже женский почерк отличается большей правильностью, единообразием, точностью но сравнению с мужским. Женщины превосходят мужчин по вербальным тестам, кратковременной памяти, но проигрывают в пространственно-зрительных способностях. Мужчины лучше ориентируются в геометрических представлениях, превосходят женщин в шахматах, музыкальной композиции и различных видах творческой деятельности. Вообще мужчины лучше чувствуют себя в поисковой активности, нахождении нового решения. Однако, когда найденное закрепляется и совершенствуется, преимущества приобретают женщины. 

Описанные отличия  отражают общие особенности, присущие большинству представителей пола, индивидуальные же психофизиологические особенности могут перекрывать половые различия. Так, хотя вербальные способности женщин выше, чем у мужчин, но некоторые мужчины могут превосходить большинство женщин по этим характеристикам. Также известно немало примеров превосходства некоторых женщин над мужчинами в математике, шахматах и т.д. 

Психофизиологические  отличия между мужчинами и  женщинами связаны с различиями в анатомо-физиологических особенностях мозга представителей каждого из полов. Это и обусловливает то, что у женщин, как правило, более выражена эмоциональная сфера, тесно сцепленная с правым полушарием. По-разному женщины и мужчины переносят травмы головного мозга (особенно это заметно при повреждениях тех областей мозга, которые связаны с функциями речи). При обучении иностранным языкам у мужчин и женщин в процесс вовлекаются не вполне одинаковые нейронные ансамбли. 

Различные функциональные особенности мозга мужчин и женщин формируют и соответствующую  психику. Различия психики мужчин и  женщин не противоречат, а, исходя из социально-биологического предназначения каждого из полов, дополняют друг друга (то есть это фактически отражение лево- и правополушарного взаимодействий, гармонизирующих взаимоотношения между полами). Вот почему развитие с помощью тренировок дополнительных особенностей психики, обычно присущих противоположному полу, позволяет увеличить возможности психики каждого человека и оптимизировать индивидуальные отношения между представителями обоих полов. 

Информация о работе Психология личности