Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 21:47, контрольная работа
Структура личности
Самосознание и самооценка личности. Основные тезисы
Воля и методы ее изучения. Основные тезисы
Имидж
Вековые и половые психофизиологические особенности личности и их учета в работе с людьми и управлении персоналом
Возрастные психофизиологические особенности
Структура личности
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - Это набор наиболее стабильных и неизменных свойств, проявляемых индивидуумами в разное время в различных ситуациях, а также иерархические отношения между свойствами. Описание СЛ в психодиагностике зависит от принятой классификации свойств, или диагностических факторов. В лаборатории «Гуманитарные технологии» принято различать три широких класса свойств: способности, черты характера и мотивы. В структуре сложной, неоднородной личности недостатки темперамента (слабый тип нервной системы, например) могут быть компенсированы достоинствами характера (способностью к самоконтролю - к произвольной волевой регуляции), но в драматических ситуациях (условиях опасности и дефицита времени) обычная компенсаторная иерархия свойств может «отказать» и проявится слабый, пассивно-оборонительный стиль поведения, обусловленный темпераментом. В рамках мотивационной структуры принято выделять ведущий мотив, направляющий ведущую смыслообразующую деятельность (в деятельности профессионала им часто является интерес к предмету труда). и соподчиненные, второстепенные мотивы, неудовлетворенность которых работник может некоторое время «терпеть».S
Структура личности
- основные части личности и способы
взаимодействия между ними. Структура
личности - то, из чего и как построена
личность.
Структуру личности
обычно описывают метафорами Ядро и
Периферия личности, Семя, Стержень,
Дом души.
В структуре личности удобно выделять следующие (метафорические) части:
Ядро личности - то, что идет изнутри человека навстречу или против ожиданий окружающих и жизненных обстоятельств.
Периферия личности - инструментарий или обоз личности.
Обстоятельства жизни
личности - человеческое окружение
и жизненные обстоятельства.
Между этими частями могут быть разные взаимодействия: когда-то человеком управляют Обстоятельства, когда-то - человек сам управляет обстоятельствами своей жизни. Смотри Личность и обстоятельства
Практическая значимость
Какая практическая значимость теоретических знаний о структуре личности? - Исключительная значимость. Смотри Разнообразие работы с личностью
Нейрологические уровни
Для описания структуры
личности (и работы по изменению
личности) удобно использовать нейрологические
уровни. Действительно, личность —
это, чем человек себя окружает. (уровень
окружения) Что он делает и планирует делать.
(уровень действий). И так далее, смотри
Нейрологические уровни.
Воля и методы ее изучения. Основные тезисы
Большой вклад в изучение вопроса внес Мясищев. Единого определения воли нет.
Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности по поведению, обеспечивающему достижение поставленной цели путем преодоления трудностей.
Особая форма
активности возникла в
Воля складывается из двух моментов: а) внутренних (борьба мотивов), воля проявляется в большей степени, б) внешних (преодоление трудностей).
Функции воли:
1) интеграция - внутренняя функция
(мобилизует все потенциалы
Из всех
психических явлений "
Общий источник воли - потребности человека.
Структура волевого акта:
1. Возникновение побуждения и постановка цели.
2. Борьба мотивов, проблема выбора.
3. Принятие решения.
4. Выполнение действия.
Волевые действия бывают:
1) Простые:
- постановка цели
- исполнение
2) Сложные:
- осознание цели - смутное влечение, желание, мотив;
- планирование - намечение пути и средства
- исполнение
- связано с преодолением
Развите воли
в онтогенезе. Детство - больше
непроизвольной деятельности, волевое
усилие не развито. Школа - умение
блокировать мышечную
Волевые качества личности: целеустремленность (умение ставить и достигать цели), решительность (быстрый и продуманный выбор цели, определение способов достижения), устойчивость (способность длительное время направлять и контролировать поведение), выдержка (самообладание), самостоятельность (собственная инициатива) и т.д.
Методы исследования:
1. Уровень волевого усилия (частота пульса, время). Держать в вытянутой руке гантель (1 кг.): начинаю уставать, устал, очень устал, скоро не смогу.
2. Методика Розенбат, Мариной: максимальная сила руки, потом удерживать на 1/3 больше - сколько сможет.
3. Измерение темпа мышечных усилий (теппинг-тест): ставить точки в квадрат, 15 сек - в произвольной форме, 15 секунд - с максимальной скоростью.
4. Удержание ноги.
5. Устойчивость волевого усилия - устойчивость произвольного внимания. 10 опечаток в серии слов. Найти из за время, точность. Что преобладает, чтение текста, поиск опечаток? Испытуемый собрался сразу или при повторном чтении?
6. Дисциплинированность - волевая черта характера. Все задания просты, если внимательно слушать и выполнять. Может выполнять не очень сообразительный и не очень развитый умственно. Количественный показатель - число правильно выполнения задач. Качественный показатель - как работал: спокойно, уверенно или отвлекался, исправлял.
7. Время задержки дыхания, 1 из моделей изучения волевых реакций.
8. Опросник
Стамбуловой - изучение воли у
подростков (поведенческие проявления,
метод наблюдения, беседа, самооценка).
16.Самосознание и самооценка личности. Основные тезисы
Самосознание
принадлежит целостному
Самосознание
в психической деятельности
Образование
отношений формирующегося
Самопознание
- сложный многоуровневый проесс,
индивидуализированно
Человек познает окружающий мир, а вместе с тем и себя через активное взаимодействие с миром. Выделяют стадии формирования самопознания, связывая каждую из этих стадий с новой возможностью для субъекта отделения себя от других предметов, людей; с возможностью стать более самостоятельным и воздействовать на окружающий мир (у ребенка это связано с первыми манипуляциями с предметами, после - с ходьбой, затем - с появлением речи). На начальных этапах также особенно важны механизмы интериоризации знаний о себе других. Так, ребенок усваивает и использует в самопознании:
1. Ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;
2. Образ самого себя;
3. Отношение
к себе и оценку себя
4. Чужую самооценку (например, родительскую);
5. Способы регуляции поведения;
6. Уровень ожиданий и притязаний.
Самопознание - проесс динамический и никогда не завершающийся, так как, во-первых, происходит постоянное развитие самих познавательных способностей; во-вторых, изменяется и сам объект познания - личность: и в-третьих, всякое знание о себе самом уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав что-то о себе человек становится другим. Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией.
С самопознанием
тесно связана способность к
рефлексии. То есть
Итоговый продукт самопознания Я-образ или Я-концепция. По Роберту Бернсу Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой. При изучении Я-концепции традиционно выделяют несколько компонентов:
- "Я-реальное" и "Я-идеальное" (Роджерс, Фрейд, К.Левин);
- "Я-материальное" и "Я-социальное"; образ тела, "социальное Я", "когнитивное Я" и самооценка; - "Я настоящее", "Я динамическое", "Я фактическое", "Я вероятное" ...
Степень рассогласованности
отдельных компонентов
Структуры сознания на разных уровнях (самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация) могут:
1. мотивировать
определенную деятельность (что
может корениться в
2. участвовать в целеобразовании;
3. воспрещать те или иные действия;
4. детерминировать отношение к окружающим;
5. влиять на развитие тех или иных черт личности.
Самоконтроль
Эксперимент с зеркалом: 2 группы испытуемых: обычная и группа, которая помещается перед зеркалом; и тем, и другим испытуемым дают одинаковые задания; оказывается, что наиболее старательными и последовательными проявляют себя те, которые видели свое отражение в зеркале.
Человек не
часто прибегает к
Самосознание
- культурный феномен,
Саморегуляция
Тесно связана
с таким эмоциональным
Самооценка -
результат интегративной
самооценка = притязания / возможности.
Самооценка
является "стержнем" саморегуляции
на всех этапах ее