Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 21:47, контрольная работа

Описание работы

Структура личности
Самосознание и самооценка личности. Основные тезисы
Воля и методы ее изучения. Основные тезисы
Имидж
Вековые и половые психофизиологические особенности личности и их учета в работе с людьми и управлении персоналом
Возрастные психофизиологические особенности

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Структура личности

 

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - Это набор наиболее стабильных и неизменных свойств, проявляемых  индивидуумами в разное время  в различных ситуациях, а также  иерархические отношения между  свойствами. Описание СЛ в психодиагностике зависит от принятой классификации свойств, или диагностических факторов. В лаборатории «Гуманитарные технологии» принято различать три широких класса свойств: способности, черты характера и мотивы. В структуре сложной, неоднородной личности недостатки темперамента (слабый тип нервной системы, например) могут быть компенсированы достоинствами характера (способностью к самоконтролю - к произвольной волевой регуляции), но в драматических ситуациях (условиях опасности и дефицита времени) обычная компенсаторная иерархия свойств может «отказать» и проявится слабый, пассивно-оборонительный стиль поведения, обусловленный темпераментом. В рамках мотивационной структуры принято выделять ведущий мотив, направляющий ведущую смыслообразующую деятельность (в деятельности профессионала им часто является интерес к предмету труда). и соподчиненные, второстепенные мотивы, неудовлетворенность которых работник может некоторое время «терпеть».S

Структура личности - основные части личности и способы  взаимодействия между ними. Структура  личности - то, из чего и как построена личность.  

Структуру личности обычно описывают метафорами Ядро и  Периферия личности, Семя, Стержень, Дом души.  

В структуре личности удобно выделять следующие (метафорические) части:

Ядро личности - то, что идет изнутри человека навстречу или против ожиданий окружающих и жизненных обстоятельств.

Периферия личности - инструментарий или обоз личности.

Обстоятельства жизни  личности - человеческое окружение  и жизненные обстоятельства.  

Между этими частями  могут быть разные взаимодействия: когда-то человеком управляют Обстоятельства, когда-то - человек сам управляет обстоятельствами своей жизни. Смотри Личность и обстоятельства

Практическая значимость  

Какая практическая значимость теоретических знаний о  структуре личности? - Исключительная значимость. Смотри Разнообразие работы с личностью

Нейрологические уровни  

Для описания структуры  личности (и работы по изменению  личности) удобно использовать нейрологические  уровни. Действительно, личность —  это, чем человек себя окружает. (уровень окружения) Что он делает и планирует делать. (уровень действий). И так далее, смотри Нейрологические уровни. 
 
 
 

Воля  и методы ее изучения. Основные тезисы

Большой вклад в  изучение вопроса внес Мясищев. Единого  определения воли нет.

   Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности по поведению, обеспечивающему достижение поставленной цели путем преодоления трудностей.

   Особая форма  активности возникла в трудовом  действии.

   Воля складывается  из двух моментов: а) внутренних (борьба мотивов), воля проявляется в большей степени, б) внешних (преодоление трудностей).

   Функции воли: 1) интеграция - внутренняя функция  (мобилизует все потенциалы психики); 2) регулирование - внешняя функция  (когда усилия носят коллективный характер).

   Из всех  психических явлений "произвольными"  могут быть внимание и память.

   Общий источник  воли - потребности человека.

   Структура  волевого акта:

   1. Возникновение  побуждения и постановка цели.

   2. Борьба мотивов,  проблема выбора.

   3. Принятие  решения. 

   4. Выполнение  действия.

   Волевые действия  бывают:

   1) Простые: 

   - постановка  цели 

   - исполнение 

   2) Сложные: 

   - осознание  цели - смутное влечение, желание,  мотив; 

   - планирование - намечение пути и средства

   - исполнение - связано с преодолением препятствия 

   Развите воли  в онтогенезе. Детство - больше  непроизвольной деятельности, волевое  усилие не развито. Школа - умение  блокировать мышечную деятельность  на уроке. Пубертат - подражание, ставят цели, но волевых усилий не хватает. Юношество - самостоятельная постановка целей и осознание усилий, которые нужны для преодоления препятствий.

   Волевые качества  личности: целеустремленность (умение  ставить и достигать цели), решительность  (быстрый и продуманный выбор цели, определение способов достижения), устойчивость (способность длительное время направлять и контролировать поведение), выдержка (самообладание), самостоятельность (собственная инициатива) и т.д.

   Методы исследования:

   1. Уровень  волевого усилия (частота пульса, время). Держать в вытянутой руке гантель (1 кг.): начинаю уставать, устал, очень устал, скоро не смогу.

   2. Методика  Розенбат, Мариной: максимальная  сила руки, потом удерживать на 1/3 больше - сколько сможет.

   3. Измерение темпа мышечных усилий (теппинг-тест): ставить точки в квадрат, 15 сек - в произвольной форме, 15 секунд - с максимальной скоростью.

   4. Удержание  ноги.

   5. Устойчивость  волевого усилия - устойчивость произвольного  внимания. 10 опечаток в серии слов. Найти из за время, точность. Что преобладает, чтение текста, поиск опечаток? Испытуемый собрался сразу или при повторном чтении?

   6. Дисциплинированность - волевая черта характера. Все  задания просты, если внимательно  слушать и выполнять. Может  выполнять не очень сообразительный и не очень развитый умственно. Количественный показатель - число правильно выполнения задач. Качественный показатель - как работал: спокойно, уверенно или отвлекался, исправлял.

   7. Время задержки  дыхания, 1 из моделей изучения волевых реакций.

   8. Опросник  Стамбуловой - изучение воли у  подростков (поведенческие проявления, метод наблюдения, беседа, самооценка). 

16.Самосознание и самооценка личности. Основные тезисы

   Самосознание  принадлежит целостному субъекту  и служит ему для организации его собственной деятельности, его взамимоотношений с окружающими и его общения с ними.

   Самосознание  в психической деятельности человека  выступает как сложный процесс  опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного Я.

   Образование  отношений формирующегося человека  к самому себе является наиболее  поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности.

   Самопознание - сложный многоуровневый проесс, индивидуализированно развернутый  во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ.

   Человек познает  окружающий мир, а вместе с  тем и себя через активное  взаимодействие с миром. Выделяют стадии формирования самопознания, связывая каждую из этих стадий с новой возможностью для субъекта отделения себя от других предметов, людей; с возможностью стать более самостоятельным и воздействовать на окружающий мир (у ребенка это связано с первыми манипуляциями с предметами, после - с ходьбой, затем - с появлением речи). На начальных этапах также особенно важны механизмы интериоризации знаний о себе других. Так, ребенок усваивает и использует в самопознании:

   1. Ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;

   2. Образ самого  себя;

   3. Отношение  к себе и оценку себя родителями;

   4. Чужую самооценку (например, родительскую);

   5. Способы  регуляции поведения; 

   6. Уровень  ожиданий и притязаний.

   Самопознание - проесс динамический и никогда не завершающийся, так как, во-первых, происходит постоянное развитие самих познавательных способностей; во-вторых, изменяется и сам объект познания - личность: и в-третьих, всякое знание о себе самом уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав что-то о себе человек становится другим. Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией.

   С самопознанием  тесно связана способность к  рефлексии. То есть способность  осознавать не только "что я мыслю, ощущаю, вспоминаю", но и "что это именно я мыслю, ощущаю и вспоминаю", Я условно разделяется на Я-действующее и Я-рефлексирующее.

   Итоговый  продукт самопознания Я-образ  или Я-концепция. По Роберту  Бернсу Я-концепция - это совокупность  всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой. При изучении Я-концепции традиционно выделяют несколько компонентов:

   - "Я-реальное" и "Я-идеальное" (Роджерс, Фрейд,  К.Левин);

   - "Я-материальное" и "Я-социальное"; образ тела, "социальное Я", "когнитивное Я" и самооценка; - "Я настоящее", "Я динамическое", "Я фактическое", "Я вероятное" ...

   Степень рассогласованности  отдельных компонентов обуславливает  психическое здоровье, устойчивость, мотивацию, связано с процессами  саморегуляции. 

   Структуры сознания на разных уровнях (самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация) могут:

   1. мотивировать  определенную деятельность (что  может корениться в представлении  об "идеальном Я", может быть  результатом расхождения "Я  настоящего" и "Я будущего");

   2. участвовать  в целеобразовании; 

   3. воспрещать  те или иные действия;

   4. детерминировать  отношение к окружающим;

   5. влиять на  развитие тех или иных черт  личности.

   Самоконтроль 

   Эксперимент  с зеркалом: 2 группы испытуемых: обычная и группа, которая помещается перед зеркалом; и тем, и другим испытуемым дают одинаковые задания; оказывается, что наиболее старательными и последовательными проявляют себя те, которые видели свое отражение в зеркале.

   Человек не  часто прибегает к самоконтролю, во-первых, потому что многие поведенческие акты регулируются автоматически и, во-вторых, человек часто бывает неудовлетворен собственной самооценкой. Самосознание включается только тогда, когда этого невозможно избежать, например, в условиях рассогласования правил и норм с поведением, или когда требуется внимательное отношение к себе.

   Самосознание - культурный феномен, позволяющий  сохранять постоянство собственного  поведения и испытывать чувство  ответственности за социальные  ценности, усвоенные индивидом. В рамках концепции "объективного самосознания" оно рассматривается как сличение совершаемого поведения или поведения, требуемого ситуацией, с представлениями о самом себе. Способность к самоконтролю сопряжена с волевым усилием над собой.

   Саморегуляция

   Тесно связана  с таким эмоциональным компонентом  самосознания, как отношение к  себе, самоуважение и самооценка.

   Самооценка - результат интегративной работы  в сфере самопознания с одной  стороны, и в сфере эмоционально-ценностных  самоотношений, с другой. Самооценка - непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потрености и притязания человека и его возможности.

   самооценка = притязания / возможности. 

   Самооценка  является "стержнем" саморегуляции  на всех этапах ее осуществления,  включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения.

Информация о работе Психология личности