Психология личности

Автор: Елена Зайцева, 06 Ноября 2010 в 15:35, реферат

Описание работы

Социально-психологический климат - это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. Нормальная атмосфера этих отношений дает возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к работе и необходимый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.
Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть психологию развития малой социальной группы – коллектива;
- составить конфликтную ситуацию и предложить схему её решения.

Содержание

в в е д е н и е…………………………………………………………………..3
1. малая социальная группа как социально-психологическая характеристика организации……………4
2. составить конфликтную ситуацию и предложить систему её решения………………………………………………………8
з а к л ю ч е н и е……………………………………………………………14
с п и с о к л и т е р а т у р ы……………………………………………15

Работа содержит 1 файл

к р по психологии.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

О Г Л А В Л  Е Н И Е 

В В  Е Д Е Н И Е…………………………………………………………………..3

1. МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ  ГРУППА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ……………4

2. СОСТАВИТЬ  КОНФЛИКТНУЮ СИТУАЦИЮ И ПРЕДЛОЖИТЬ СИСТЕМУ ЕЁ РЕШЕНИЯ………………………………………………………8

З А К Л  Ю Ч Е Н И Е……………………………………………………………14

С П И С  О К   Л И Т Е Р А  Т У Р Ы……………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     В В Е Д Е Н И Е

     Социально-психологический климат - это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. Нормальная атмосфера этих отношений дает возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к работе и необходимый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.

     Выражая отношение работников к совместному  делу и друг другу, социально-психологическая  атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.

     Задачи  контрольной работы:

     - рассмотреть психологию развития  малой социальной группы –  коллектива;

     - составить конфликтную ситуацию  и предложить схему её решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Малая социальная группа как социально-психологическая характеристика организации

     Коллектив – высший уровень социально-психологического развития группы.

     Психология  группы, как и психология личности, возникает, изменяется, развивается, может  деформироваться. Это относится  к отдельным социально-психологическим  явлениям в ней и ко всей психологии групп.

     В психологической динамике группы, начиная с момента ее возникновения, обычно:

     - обнаруживаются признаки взаимоотношений,  мнений, настроений и других социально-психологических  явлений;

     - происходит столкновение появляющихся  мнений, желаний, намерений, действий у части членов, которое завершается выработкой общих, компромиссных взглядов и подходов либо возникновением конфликтов и противоборств, даже расколом и выходом из группы части ее членов;

     - выдвигаются лидеры – наиболее  активные члены, с харизматическими признаками личности, инициативно собирающие единомышленников, становящиеся центрами психологического притяжения других. Они проявляют себя как стихийно выдвигающиеся руководители. Если в группе есть официально назначенный руководитель, то между ним и лидером (лидерами) возникает либо взаимопонимание и сотрудничество, либо конкурентная борьба за влияние в группе. Если в стихийно сложившейся группе возникает несколько лидеров, то между ними происходит обычно психологическая борьба за руководство группой, приводящая к возникновению микрогрупп, каждая из которых идет за своим лидером;

     - со временем положение в группе  относительно стабилизируется. Страсти  на время утихают, психологические  столкновения и конфликты приводят  к выработке согласия. Установлению  норм отношений и поведения, появлению групповых обычаев и традиций, устоявшейся психологической атмосфере, ее жизни и функционированию;

     - возникшая относительно стабильность  не бесконечна. Она может быть  нарушена внешними и внутренними  причинами. Могут измениться окружающая группу среда, условия в обществе, требующие и определенных перемен в группе, которые из-за самоуспокоенности руководителей, лидеров зачастую не происходят или задерживаются, что вызывает недовольство членов группы. Нередко бывает, что в группе есть некая «психологическая червоточинка» - загнанность на периферию сознания частичное несогласие, сделанная частью членов группы, уступки во имя единства группы в начале ее существования. Она живет в глубине сознания, медленно, но верно подтачивая настроение сделавших уступку людей, подпитывается вольно или невольно подмеченными ими фактами жизни, которые подтверждают (как им кажется подтверждают) верность их прежнего мнения. Оценок и предложений. Организация вертикали управления группой. Особенно если она недемократична да еще реализуется субъектом управления с авторитарным стилем, содержит еще одну «червоточинку» - скрытое до поры до времени недовольство членов группы неравенством положения в группе, распределением прав, обязанностей, свобод, льгот и тд. В длительно существующей группе появляются и новые члены, порой не чувствующие ответственности за ранее достигнутые соглашения в группе, недовольные сложившимся положением дел радикально настроенные на перемены. Короче говоря, за внешним благополучием в сложившейся и тем более длительно существующей группе любого вида и масштаба существуют причины, требующие постоянного слежения за ее психологией и подвижками в ней. А также адекватного руководства, главным образом ориентированного на предупреждение и устранение внутренних противоречий в психологии группы и недовольства ее членов, поддержание и укрепление ее сплоченности и здоровой атмосферы.

     Оценка  качественного состояния психологии групп, социально-психологических явлений  и процессов в ней базируется на соотнесении обнаруживаемого с идеальными (желательными) характеристиками, выражающими степень цивилизованности, социальной благоприятности. Соответствия здоровым интересам людей и потребностям их индивидуального развития и развития общества. Степень соответствия различается по уровню социально-психологического развития психологии группы и социально-психологических изменений в ней. Есть три уровня:

     - низкий – практически полное  несоответствие желаемому и потребному

     - средний

     - высокий – совпадающее или  максимально близкое к идеалу, состояние психологии группы.

     Каждому из них свойственны особое содержание. Качество психологии коллектива и ее компонентов. Для высокого уровня социально-психологического развития групп характерны деловая  активность и острая психологическая нацеленность на качественное решение главной задачи, ради которой создана существует она сама. Группа сплочена, в ней здоровые (в социальном плане и психологическом плане) взаимоотношения, традиции, нормы поведения, обычаи, отношения коллективизма (в поведении реализуется понимание членами группы совпадения личных целей и интересов с целями и интересами всей группы и большинства других ее членов, за рубежом это часто называют корпоративностью), долга и ответственности перед ними. Солидарности, взаимной благожелательной требовательности, сотрудничества, уважения, товарищества, поддержки, помощи. Чувство чести группы, соблюдение чести, доброго имени, авторитета в психологии такой группы – не фикции, действенные регуляторы поведения ее членов.

     В группе низкого уровня социально-психологического развития наблюдаются разобщенность, конфликты, раздоры, склоки, факты нарушения дисциплины, моральных и даже правовых нормы. Работа не спорится. Слабо развиты чувства групповой и личной ответственности, чувство чести группы в ее психологии отсутствует.

     Среднему  уровню социально-психологического развития группы свойственны промежуточные  между высшим и низшим уровнями характеристики, смешанные явления, присущие первому  и второму.

     Группу  людей, занимающуюся общественно и лично значимой деятельностью, отличающуюся высоким уровнем социально-психологического развития, благоприятной для решаемых задач и ее членов социально-психологической атмосферой, принято называть трудовым коллективом. В психологии коллектива реализуются все потенциальные возможности, заложенные в психологии любой группы, для успешной жизни. Деятельности и личного роста человека. Нахождение человека в коллективе – это нахождение в максимально благоприятной для него социально-психологической микросреде. Поэтому вся работа с группой должна быть ориентирована на психологическое превращение ее в коллектив. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. СОСТАВИТЬ КОНФЛИКТНУЮ СИТУАЦИЮ

И ПРЕДЛОЖИТЬ СИСТЕМУ  ЕЁ РЕШЕНИЯ 

     В крупной оптовой фирме ООО «Гильдия», занимающейся продажей продуктов питания и алкогольной, за последнее время было открыто несколько филиалов в городах области.

     Продажи в филиалах компании были организованы по системе кросс-док. Данная система  предусматривает организацию в  открытых филиалах разветвленной торговой сети, охватывающей большинство магазинов и торговых точек города. После сбора торговыми представителями заказов магазинов по прайс-листу, происходит их обработка в офисе филиала и пересылка в электроном виде в головной офис компании. В головном офисе заказы филиалов преобразуются в накладные и поступают на склад. В ночное время склад отбирает заказы клиентов филиалов компании и осуществляет их загрузку в машины. После этого загруженные машины отправляются в филиалы и доставляют товар клиентам.

     Применение  системы кросс-док оправдывалось экономически, поскольку позволяло увеличить товарооборот за счет региональных клиентов, причем открытие филиалов не требовало оборудования там складских помещений, не влекло за собой значительного увеличения товарных остатков, делало не нужным дополнительный складской, ревизорский, охранный персонал и т.п.

     Однако, при всех своих преимуществах  это административно- управленческое решение требовало очень серьезной  организации и как следствие  было чревато серьезными проблемами. Поскольку система кросс-док опробывалась впервые, трудно было избежать узких мест в работе. 
Возникли трудности с распечаткой и продвижением накладных, оформлением сертификатов и качественных удостоверений, оперативным сбором и проверкой заказов, правильной и аккуратной загрузкой их в машину, поисками надежных и недорогих посредников в доставке товара в филиалы, дополнительной оплатой за работу в ночную смену и сверхурочных и т.д. Большинство из этих проблем удалось решить быстро за счет гибкости администрации, набора дополнительных сотрудников и профессионализма работников отдела товародвижения. Однако, другая часть трудностей не была решена так быстро.

     Первые  недели работы показали, что основная нагрузка по работе с филиалами в  компании легла на два подразделения - склад, являвшийся структурным подразделением отдела товародвижения, и торговый зал (операторы, выбивавшие накладные), являвшийся структурным подразделением отдела продаж. Работа торгового зала и склада с кросс-доками происходила в ночное время, когда управляющие отделами товародвижения и продаж естественно не могли присутствовать на рабочих местах и оперативно решать возникающие проблемы. В результате, во многих случаях для решения возникших вопросов приходилось звонить в ночное время руководителям отделов или же они оставлялись до утра. Все это не могло не сказаться отрицательно на производительности труда, много рабочего времени терялось на бесконечные согласования и споры. На этом фоне между работниками склада и торгового зала начались трения, которые вскоре вылились в конфликтную ситуацию.

     В частности, персонал склада с увеличением  объема продаж часто не успевал вовремя отобрать заказы и отправить их в филиалы. График отгрузки кросс-доков срывался, ночная смена склада была вынуждена работать сверхурочно. Обстановка в коллективе накалялась, поскольку нередко руководство несправедливо обвиняло работников склада в нерасторопности. Главной причиной срыва графика отгрузок склад считал неудовлетворительную работу торгового зала, который не обеспечивал бесперебойного и своевременного поступления накладных на склад. Это приводило к тому, что первую половины ночи смена работала не в полную силу, а иногда и простаивала, а на вторую половину ложилась основная нагрузка. В результате чего смена не успевала вовремя собрать и отправить все заказы и оставалась до 10, 12 и даже до 13 часов. 
Торговый зал в свою очередь объяснял сбои в оформлении накладных техническими трудностями (плохая работа электронной почты, компьютеров, принтеров и т.д.). Кроме того коллектив торгового зала считал, что склад не имеет права вмешиваться в их работу (торопить, напоминать, требовать и т.п.), поскольку они относится к другому структурному подразделению (отдел продаж) и не подотчетны складу. По их мнению, вмешательство в дело "не специалистов" только затягивало процесс оформления накладных и их советы и предложения были совершенно не профессиональны и не уместны.

     Возникшая конфликтная ситуация явилась серьезной  проблемой для фирмы «Гильдия». Для того, чтобы решить эту проблему и нейтрализовать негативные последствия конфликта, необходимо было проанализировать возникшую ситуацию.

     Анализ проблемы показал. что конфликт изначально является вполне предметным и функциональным, то есть по сути способствовал принятию обоснованных решений и развитию взаимодействия между структурными подразделениями фирмы. Если к нему отнестись серьезно и разобрать взаимные претензии, то вполне можно было разработать правильную стратегию управления, позволившую бы увеличить производительность труда этих отделов. Персонал торгового зала и склада в абсолютном большинстве болел за дело, хотя и у них наблюдались значительные различия в понимании целей, задач и вариантов их решения. 
Однако, в случае игнорирования проблемы, она имела вполне реальные шансы приобрести элементы деструктивности и беспредметности. Другими словами накопление отрицательных эмоций, обид, враждебности могло привести к обострению конфликта, в результате чего конфликтное взаимодействие стало бы не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. За сравнительно небольшой промежуток времени ранее довольно ровные отношения начали портится, наблюдались элементы взаимной раздражительности и нетерпимости.

Информация о работе Психология личности