Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 08:54, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить сложившиеся в психологии представления о личности.
Задачи исследования:
- проблема личности в психологии.
- исторический анализ представления о личности в зарубежной и отечественной психологии.
- выделение содержания понятия личность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Общие характеристики личности…………………………………….5
2.Проблема личности в психологии. …………………………………...8
3. Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии ………………………………………………………….….11
Заключение ………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

психология личность.docx

— 46.95 Кб (Скачать)

     Содержание:

     Введение……………………………………………………………………3

     1. Общие характеристики личности…………………………………….5

     2.Проблема личности в психологии. …………………………………...8

    3. Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии ………………………………………………………….….11

     Заключение  ………………………………………………………………22

     Список  использованной литературы…………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     История исследований в области психологии личности уже более ста лет.

     Актуальность  данного исследования заключается, в том , что личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

     В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

     Биологическая основа личности охватывает нервную  систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические  особенности, процессы созревания и  развития организма.

     Социальное  «измерение» личности обусловливается  влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

     Из  всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных  концепций было выдвинуто, но ясный  и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

     Существенная  трудность состоит в том, что  между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним  видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

     Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются  попытки понять всю сложность  человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей  оказались тупиковыми, в то же время  другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку  большинство серьёзных недугов  человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей.

     Обьект исследования: личность как психологическое явление.

     Предмет исследования: основные теоретические  подходы к изучению личности.

     Цель  исследования: изучить сложившиеся  в психологии представления о  личности.

     Задачи  исследования:

     - проблема личности в психологии.

     - исторический анализ представления  о личности в зарубежной и отечественной психологии.

     - выделение содержания понятия личность.     
 
 
 
 
 

     1. Общие характеристики личности

     Личностью в психологии называют человека как  носителя сознания. Считается, что личностью  не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек  сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

     Личности  бывают разные - гармонично развитые и  реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при  этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

     Однако  понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический  аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных  связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого  из участников. «Психология личности и сущности человека».

     Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения  или субъект - субъектного отношения  наряду с субъект - объектным отношением, характерным для предметной деятельности. . «Психология личности»/. Асмолов А /М.,2001г. стр. 124

     Личность  каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание  психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его  отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих  интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

     Образ жизни как социально - философское  понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает, как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.

     Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает  общественно - практическое и полноценное  в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом  жизни человека.

     С нравственной точки зрения признаком  личностного развития человека выступает  его способность поступать по внутреннему убеждению в самых  сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с  обстоятельствами, но и противостоять  им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

     Велики  значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским  педагогом А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серьезностью, не отказывая воспитуемым в признании  возможности совершения ими тех  подвигов, о которых воспитатель  говорит как о высоких образах  достижения исключительных результатов в области производства, науки и техники, литературы и искусства. «Психология личности и сущности человека»/Орлов А.Б./М.,2002 г. стр. 76

     Нельзя  стать личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной  личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как  максимум, здесь можно получить только общие установки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Проблема личности в психологии.

       Человек — самое непостижимое  явление из всего существующего  в мире и наиболее интересный  предмет для себя самого. Он  представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой  субъективности возможно только  с позиций целостного, системного  и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно  утвердились три основные понятийные  категории, отражающие три аспекта  существования человека: «индивид»,  «личность», «индивидуальность». Наиболее  последовательно такое различение  проведено в работах А.Н.Леонтьева. 

     Человек как индивид предстает в своих  природных, биологических особенностях, т.е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и  неделимости. Познание человека как  индивида предполагает рассмотрение природных  основ его жизни, его психологии.

     Человек как индивид — это природное  существо, испытывающее так называемые органические потребности:в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А.Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек— есть принципиальная новизна в природе. Тело человека— культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека».

     Даже  человеческие органические потребности  принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными  предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном  отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек  может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для  достижения личностно значимых целей. В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

     Личность  — одна из базовых категорий психологической  науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно  в психологии в это понятие  вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается  термином «личность», проявляется уже  в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

     Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.

     Первый, наиболее очевидный смысл — несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет.

     Второй  — социальная типичность исполняемой  роли, ее открытость другим людям.

     Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью  устойчивых социальных ожиданий со стороны  ближайшего окружения, нашли отражение  в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных  социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек  должен вести себя по-разному в  разных ситуациях, т.е. выступать в  разных ролях. Однако личность— это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность — это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.

Информация о работе Психология личности