Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 02:04, контрольная работа

Описание работы

Б.Г.Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии. «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)».

Содержание

1. Понятие об индивидуальности и личности в психологии
2. Способности как проявление индивидуального в психике
3. Самосознание личности

Работа содержит 1 файл

Основы психологии и педагогики-ответы.docx

— 65.30 Кб (Скачать)

2.

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех выполнения той или иной деятельности и легкость (различия в динамике) овладения необходимыми  знаниями, умениями,навыками.Признаки понятия «способности»: Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.Во-вторых, способностями называются не всякиевообще индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.В-третьих, понятие “способность” не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данногочеловека.Способности и ЗУНы: Способности - это возможности по отношению к знаниям, умениям, навыкам. Превратится ли возможность в реальность  зависит от многих причин.Способности - проявляются в знаниях, умениях, навыках,  но к ним не сводятся. Способности не могут  быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.Способности обнаруживаются вдинамике приобретения знаний, умений, навыков. 

 

 

 

 

 

 

Способности и деятельность: Нет способностей ВНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В ней они:проявляются и

Формируются

Способности и задатки:Задатки - это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, строения мозга, органов чувств и движения, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.Индивидуально-психологические различия - это морфологические и функциональные  особенности мозга, корковых отделов анализаторов, особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга.

Врожденные особенности  головного мозга проявляются  в типологических особенностях человека. И.П. Павлов выделял 2 типологии людей:1.в  зависимости от типа ВНД (сильный - слабый). Например, сила нервных процессов  в сочетании с уравновешенностью  и подвижностью (живой тип) благоприятствует образованию волевых и коммуникативных  свойств, которые важны в организаторских  способностях.2.в зависимости от соотношения сигнальных систем. Например, преобладание 1 или 2 СС позволяет выделить три типа (по Павлову):1)-художественный-1СС;2)- мыслительный-2 СС;3) - смешанный -1 и 2 СС.  

УРОВНИ СПОСОБНОСТЕЙ: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.Способности делятся на: Потенциальные - не реализуется в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

Актуальные (реализованные) - относятся не только те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности, но и те, которые реализуются и развиваются в иных видах деятельности.

Специальные (профессиональные) способности - этовозможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности, определяющие успехи  человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Общие способности -это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук.   


 

Можно продолжить классификацию способностей на:

теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению и практические,лежащие основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков формирования качеств личности, итворческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений;

способности к общению, взаимодействию с людьми ипредметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д. 

Совокупность  общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку и обеспечивающих относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности - составляетОДАРЕННОСТЬ Особо высокий уровень проявления способностей обозначают понятиями “мастерство”, “талантливость”, “гениальность”. МАСТЕРСТВО -совершенство в конкретном  виде деятельности. . Мастерство - это когда “что делать” и “как делать”  - одновременно, т.е. нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее решения. Мастерство - это изменяющаяся и развивающая структура. "Нет предела совершенству".

Под ТАЛАНТОМ понимают высокий  уровень развития специальных способностей, их своеобразное сочетание,реализованных человеком в определенной области. Талант также проявляется и развивается в деятельности. Высшая степень творческих проявлений личности  называется“ГЕНИАЛЬНОСТЬЮ”-  высший уровень развития способностей выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в РЯДЕ областей деятельности.  

 

 

 

 

ПУТИ ВЫЯВЛЕНИЯ  СПОСОБНОСТЕЙ:

1.Устойчивость интереса.2.Успешность  и стабильность результатов в  новой ситуации при решении  новых задач, по отношению к  которым не были усвоены определенные  знания, навыки, умения, стереотипы  решения. 3.Способности решения - оригинальность, нестандартные решения  по отношению к стандартным  ситуациям.4. Готовность к труду, трудолюбие - как общая способность, работоспособность - воля, настойчивость, собранность, ответственность, заинтересованность.

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ.

1.  Раннее начало.

2.  Сензитивные периоды для развития способностей. (3-5 лет - речь, 5-7 лет - обучение чтению, физическим упражнениям, 12-16 лет математика...).

3.  Развитие личностных качеств - воли, работоспособности, настойчивости,  возможности самовоспитания и самосовершенствования....

4. Правильное обращение  с мотивацией - принуждение может  погасить спонтанную активность  ребенка и заглушить способность.

5. Создание условий - социальных, бытовых... 

7.  ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ

) ТЕОРИЯ НАСЛЕДОВАНИЯ  способностей.  Обучение в этом случае лишь ускорят проявление способностей. В доказательство сторонниками  этой  теории приводятся факты раннего проявления способностей, когда обучение и воспитание еще не являются определяющими. ТЕОРИЯ - ЗАВИСИМОСТЬ СПОСОБНОСТЕЙ ОТ МАССЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА. Еще одна точка зрения - особенности психики  целиком определяются качеством  ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.  У каждого человека можно сформировать любые способности. Каждый ребенок рождается одаренным. В зависимости от интеллектуальности программы одни люди в дальнейшем решают творческие задачи, другие - только репродуктивные. Сторонники данной теории в США  создают специальные центры “выращивания” одаренных детей.  ТЕОРИЯ ПАТОЛОГИИ ГЕНИАЛЬНОСТИ - состояния в момент творения. Ее сторонники придерживаются точки зрения, что гении – это люди, имеющие отклонения в психике.   

 

Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психическихпроцессов.Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Академик И.П. Павлов (“Учение о темпераменте”)изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга

ВОЗБУЖДЕНИЕ - это функциональная активность нервных клеток и центров коры головногомозга.ТОРМОЖЕНИЕ - это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможенияхарактеризуются тремя свойствами - силой, уравновешенностью и подвижностью.

СИЛА нервных процессов характеризует нервную систему человека точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.  

Сильная НС способна адекватно реагировать на увеличивающиеся (по силе) раздражители вплоть до “сверхсильного” (например, звук сирены). 

 

 

Слабость НС рассматривается в 3-х планах: биологическом., медицинском, психолого-педагогическом. С точки зрения биологии - неприспособленный к сред. В природе практически не встречается. Павлов слабыми не занимался - это инвалидный, нежизнеспособный тип.С точки зрения медицины - слабо приспособлены к болезнетворным влиянием, склонность к неврозам. Склонность к  частому применению медикаментозных средств.Психолого-педагогический взгляд - самый чувствительный, тонкая нервная организация, творческий тип личности.УРАВНОВЕШЕННОСТЬ  указывает на особенностисоотношения процессов возбуждения и торможения у человека, т.е. на сколько один нервный процесс перекрывается другим (без остатка).ПОДВИЖНОСТЬнервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим. Подвижность или инертность лежит в основе адаптации.Различныесочетания этих показателей (3 пары свойств   2-х нервных процессов) присущи различным типам ВНД человека. ВНД - совокупность устойчивых свойств НС - силы, уравновешенности и подвижности процессов  возбуждения и торможения,  характерное для данного индивидуума. 

И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.

1.  Живой. У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствуетсангвинический темперамент.2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.3. Спокойный.Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент.4. Слабый.Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.РАЗВИТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА.Повторим , что темперамент  ВРОЖДЕННЫЙ, но не наследственный. Доказательство - однояйцевые и разнояйцевые близнецы. Дети одних родителей – могут быть полностью противоположны. В целом тип темперамента в течение жизни сохраняется. Но свойства темперамента могут претерпевать изменения в результате воздействия различных условий:1.переживание психологических конфликтов.2.резкое ухудшение бытовых, материальных, социальных условий.3.тяжелые соматические болезни.дляформирования положительных свойств — смена обстановки, оздоровительные мероприятия, упорядочение труда и отдыха, спорт. 

   

3.

В жизнедеятельности человека огромное место занимает и решающую роль играет его самосознание, ведущая сторона  его сознания. 
 
Самопознание - первое условие мудрости, - писал К. Маркс, продолжая традиции со времен Сократа. Его девиз «познай самого себя» - актуален и поныне. 
 
В обыденном сознании субъект отождествляется с человеческим индивидом и тем самым навязывается ограниченный, метафизический, «натуралистический», «атомизироваиный» взгляд на субъекта, а рассудок, «здравый смысл» оперирует этим понятием в пределах повседневной деятельности человека, удовлетворяя потребность в налаживании простых отношений людей в рамках определенной узкой общности: семья, первичный, основной коллектив, региональная общность, профессиональная группа и т.д. Диалектический разум обязан «доходить» до всеобщих «предельных» понятий, категорий философии, обобщая общеисторическую практику человека, развитие сознания, достижения наук. Субъект и есть важнейшая категория философии, обозначающая общественного, совокупного (социального) человека в его отношении к объекту деятельности. Именно социальность, т.е. совокупность всех общественных отношений людей как материальных, так и духовных, является определяющим основанием признания субъекта как субъекта. 
 
Человек вне общественных отношений, социальности, «или ангел, или зверь». А.И.Герцен писал: «Отнимите у человека социальное и вы получите свирепого орангутанга». Субъект это обобществленный Человек, целостное человечество, сообщество индивидов, человеческий род на Земле, обживающий земную и теперь уже космическую природу. Он - геокосмическое образование, явление. Самосознание и начинается с того, что человек в сознании отделяет себя от природы, выделяет самого себя практически, в чувствах, мыслях из природы, противопоставляет себя, приспособляясь к природе, формирует внутренний духовный мир. Но это духовное формирование только и возможно, если человек имеет рядом с собой другого человека, других людей, с которыми налажены многообразные отношения. Эти субъективно-субъектные отношения и лежат в основе отношения к природе, 
 
Совокупность «субъект - человечество» является носителем родового общечеловеческого сознания и самосознания. Родовое самосознание - не выдумка философов, а реальное понятие, обозначающее качественно своеобразное состояние субъектно-субъектных отношений. Все индивиды, объединения, государственные общности - субъекты деятельности могут и должны осознать родовые истины бытия, положить их в основу как реальные императивы практической жизни: право на жизнь и ее защиту, позитивная свобода, неприменение насилия, вооруженной силы для разрешения противоречий и т.д. 
 
Жить по рассудку и разуму, по совести, гуманности, человечно, утверждая себя в мире, сознавая господство истины, добра и красоты в человеке - идеал человеческой человечности в каждом самосознающем субъекте. 
 
Еще Ф.Бэкон утверждал, что «человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти способ, с помощью которого он сможет разумно и умело показать, проявить себя и в конце концов изменить и сформировать». 
 
Вместе с тем, по разным основаниям формационно, исторически, регионально, цивилизационно мы можем выделить качественное своеобразие субъектов-носителей самосознания, соответственно объективным критериям выделения людей. Сознание и самосознание античной цивилизации отличается от сознания и самосознания феодальной эпохи в Европе, а последнее - от буржуазной эпохи. Отдельно следует выделить субъектов-носителей самосознания по этническим, национальным критериям. 
 
Мы можем выделять и других субъектов деятельности и, соответственно, выделить индивида - «Я» - носителя собственного индивидуального самосознания, отражающего индивидуальное существование, свое бытие. «Индивид - Я» - исторический субъект, результат общественной жизни, результат выделения самого себя из окружающей природной и общественной среды. Это выделение себя позволяет человеку ощущать, представлять, понимать себя субъектом-носителем своих физических, психических, умственных состояний, действий, отношений и процессов. 
 
Я - формируется в социальной среде, в деятельности и общении при посредстве языка, речи. 
 
Индивидуальное существование, практическая деятельность индивида - лишь часть, момент, элемент, компонент, дополнение и проявление общественного бытия. И его самосознание - есть момент, элемент общественного самосознания, самосознания той общности, к которой он принадлежит (политик - политическое самосознание; экономист - экономическое самосознание, управленец - самосознание управленческой сферы, вплоть до самосознания профессионалов: учителя, врача, инженера, рабочего, земледельца, спортсмена, ученого и т.д.). 
 
Если еще более дифференцирование анализировать категорию субъекта самосознания, то можно выделить и такие моменты, как: субъект познания, субъект практики, субъект управления. При всей их специфике - все эти подразделения, конечно, условны. Они и едины, и раздельны, относительно самостоятельные сферы жизнедеятельности человека, могут существовать вместе и относительно отдельно. 
 
Самосознание: субъективная форма объективного мира. Самосознание по своей сущности - есть социальное явление, есть отражение человеком собственного бытия. «Бытие - практично» - утверждал еще Л. Фейербах. Именно общественная практика как материальная деятельность субъекта, является основой познания мира и самого себя во всех измерениях - физических, биологических и социальных, экономических, политических, коммуникативных, бытовых. 
 
Каждый человек постепенно осуществляет мыслительную операцию по самоопределению себя в тех или иных условиях жизнедеятельности, в практическом поведении, выделяет себя как практического носителя определенной активной позиции по отношению к объективному миру и другим людям, к различным сферам жизни. Всеобщность состоит в том, что все люди обладают самосознанием. Самосознание не только всеобще, но и специфично, детерминировано самим конкретным специфичным носителем, условиями деятельности, местом и временем, целями и задачами действий и т.д. 
 
В практической деятельности человека в неразрывном единстве фактически функционируют две стороны - осознанное отношение к миру, к предметам, явлениям внешнего мира и осознанное отношение к самому себе и через это отношение реализуется сознательное отношение к миру. 
 
Человек целеустремлен не только внешне, но обращен к самому себе, к собственным знаниям, проводит операции саморегулирования, осуществляет оценку всей ситуации и самооценку своих способностей. Эта «работа» целостного самосознания человека одновременно связывает воедино чувственное и рациональное, - ощущения, восприятия, представления, закрепленные опытом, практикой, и понятия, суждения. 
 
Нельзя разорвать, разделить сознание и самосознание, так как они функционируют вместе, синхронно, одновременно проявляются, взаимопроникают в едином акте действия человека. 
 
Нельзя знать о предмете что-то, не отличая себя от него, но нельзя отличить себя от него, не относясь к себе как к тому, кто знает (хочет знать) нечто об этом предмете. Нельзя обладать сознанием, не обладая самосознанием, не будучи для себя тем, что мы называем «Я»; не чувствуя (осмысленно) себя способным что-то сделать для того, чтобы, знать. 
 
В целом необходимо различать психологический уровень самосознания человека и логико-теоретический, рациональный, разумный уровень. Это разновременные, качественно различные этапы и уровни самосознания человека. Именно с концепцией «Я» человек входит в сознательную, осмысленную жизнь. 
 
В зарубежной литературе принят термин «Я - концепция», означающий «совокупность всех представлений индивида о себе». Описательную составляющую Я-концепции называют образом Я; составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, самооценкой; совокупность частных самооценок определяется как принятие себя; поведенческие реакции, вызванные образом Я и самоотношением, образуют поведенческую составляющую Я-концепции. 
 
Уровни самосознания следует выделять и по такому критерию, как осознание степени своей «обобществленности», «вписанности» своего «Я» в ту общность, в жизнедеятельности которой он принимает участие или отождествляет себя с данной сферой жизни. Конечно, осознание своего места и значения в семейных и родственно-семейных отношениях осуществляется раньше всего, а затем уже достраивается самосознание до понимания и других отношений - самосознание себя как школьника, как затем работника определенной сферы жизни, как члена сообщества рабочих или крестьян, или интеллигенции и т.д. Чем больше «Я» переходит к разным «Мы», тем полнее ревизуется сознание гуманности, самотождественности с человечеством. Будучи субъектом одновременно познания, практики, управления состоявшийся человек все более склонен ориентировать свою деятельность на самопознание, на самоутверждение и саморегулирование, самоуправление в системе общественных систем, на координацию и субординацию своих действий, поведения, жизнедеятельности. 
 
В данном отношении человек разрешает многочисленные противоречия, в известной степени, осознаваемые им и регистрируемые в самосознании: противоречия материального и идеального, духовного порядка; экономического и политического состояния; социального и биологического; личного и общественного; коллективного и индивидуального, сознательного и стихийного; эмпирического и теоретического; психологического и физиологического и т.п. Один из высших критериев сформированное™ самосознания человека заключается в степени и уровнях, в формах сознания тех противоречий», которые разрешают субъекты деятельности. 
 
Самосознание концентрирует в себе познанное человеком человека, его результаты на различных уровнях и в формах познания. 
 
Можно выделить как бы «зоны», «поля», «сферы», «слои» самосознания. 
 
Первая зона - это то, что я знаю о себе только я сам. (Интроспективная зона, фактор самосовершенствования, интро- вертная форма). 
 
Вторая зона - то, что знают и видят другие, но и я сам вижу и знаю тоже. 
 
Третья - что недоступно ни мне, ни другим (зона активного или пассивного поиска, снятия иррационального, обнаружения интуитивного). 
 
Четвертая зона - я сам не замечаю, но другие во мне это видят. (Для меня форма адаптации, снятия для меня моего трансцендентного). 
 
Дифференциация зон самосознания заканчивается в предметных актах, в действиях, когда они, зоны, «проявившись», «угасают» в результатах данной деятельности, чтобы затем, заново проявиться как процесс духовной жизни человека. 
 
Важнейшей стороной самосознания выступает оценка и самооценка самого себя, всех своих состояний, возможностей, потенций, уровней, форм личного бытия, отношений, связей и т.п. Оценивающая деятельность, самооценка, конечно, тоже род познания, но имеющий свои особенности, так как здесь действуют иные критерии отношения и самоотношения субъекта. 
 
Оценка и самооценка самого себя, своих дел, чувств, и мыслей связаны с тем, какие выбраны, сформированы человеком ценности в его сознании, какой смысл вкладывает человек в свою жизнь, в свои дела, какими идеалами, образцами жизни обладает и ориентируется на них, какие выбраны цели, ориентиры в жизни, деятельности, насколько они выполнимы, достижимы. В конце концов, это сказывается на оптимистическом или пессимистическом настрое сознания и самосознания человека, на чувствах самоудовлетворения или неудовлетворенности собой, на чувствах и нормах уравновешенного, здравого, разумного поведения или поведения непредсказуемого, неуравновешенного, безрассудного, импульсивного, экстремального, от которого (поведения) страдает и сам субъект. 
 
Важен самоанализ, самооценка жизни, деятельности, поведения, собственных мыслей, чувств, строгий самоконтроль во всем, чтобы оптимально раскрылись в человеке все творческие сущностные силы, как предметно-материальные, биологические, так и социальные, духовно-культурные. «Постыдно умереть, не изведав всех сил духовных и телесных» - говорилось в кругу Сократа. 
 
Самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация, самоуправление всегда выступают как функции самопознания и самосознания человека. Однако здесь важно осознание как внешних условий, обстоятельств самореализации, детерминирующих поведение личности, так и осознание внутренней субъектной духовной организованности, постоянно, с необходимостью, обязанной «вписывать» себя, «встраивать» себя в систему действующих, повелевающих, координационных и субординационных связей, отношений. 
 
Самосознание - не просто свойство человека, субъекта, а сущностное качество отношений общества в целом, народов, людских массивов к людским массивам, классов к классам, наций к нациям, регионов к регионам и т.д. Это - условие и качество самоотношения субъекта к самому себе и к окружающему миру. Оно носит обобщенный, социальный, системный, волевой, действительный характер. Разве, к примеру, гитлеризм не привел к тому, что миллионы немцев качественно изменили самоотношение и самосознание и включились в мировую авантюру, которая была сокрушена, и еще раз доказано в истории: ложная самоидентификация, самотождествленность, искаженное, субъективистское самосознание приводят к краху. 
 
Преувеличение, абсолютизация внешних детерминант деятельности субъекта, приводит к субъективистскому конформизму, к субъективной тенденции в понимании себя, своего места и роли, к снижению творческого потенциала в деятельности разума. И, напротив, чрезмерное преувеличение сил и возможностей субъекта, своего разума, принижение, незнание внешних детерминант деятельности приводит к. волюнтаризму, авантюрному субъективизму, к ущербному самосознанию, неспособному правильно реализовать самого себя. 
 
Самосознание - не изолированное, только индивидное, только субъективное, но обобществленное, общественное, коллективное, согласованное, объективированное в определенной форме, хотя бы в личной материальной форме, в речи, языке. С помощью языка, речи, памяти в моем сознании со мной общаются и я с ними, - не только с ныне живущими, но и с моими предками, которых я знал и не знал лично, но мне о них известно по свидетельству других. 
 
Однако бесспорно - самосознание носит личностный характер, индивидуализировано, дискретно и поэтому в нем отражаются, концентрируются прежде всего личные связи, отношения, личные практические действия, опыт, личные переживания, чувства, восприятия, представления, обобщения собственных знаний и т.д. 
 
Самосознание в структуре сознания и механизм его действия. Мы уже выяснили кратко, что самосознание «структурировано», состоит из элементов, сторон, уровней, форм, состояний. Но следует еще раз подробнее раскрыть самосознание в структуре дознания, определить приоритетные, «частные» самосознания субъекта, их неодинаковую роль в жизнедеятельности, самоутверждении личности. 
 
Общественное самосознание в целом существует как осознание человеком общества как такового, во всем многообразии его бытия. Но эта абстракция конкретизируется в цивилизованном определении, в формационном отношении, эпохальном, в периодическом отношении к истории, в региональном плане, этническом. Уже здесь мы видим специфику каждого из оснований для определения особенного состояния, уровня, форм проявления самосознания людей. 
 
Каждая из форм общественного сознания (политическое, правовое сознание, экономическое и др.) одновременно включает в себя специфическую форму данного самосознания и может функционировать только при достаточно высокой развитости специального, «отраслевого», специализированного, профессионализированного самосознания. Что сможет сделать в экономике человек, не знающий законов экономики и своего места, роли, условий, не имеющий своих собственных знаний, опыта, навыков, не выработавший самооценки, самоконтроля, самоуправления и т.д. Только грамотный человек и профессионал, обладающий знанием и самосознанием, самооценкой, в состоянии эффективно вести дело, производство, обмен, распределение и т.д. Причем, сам специалист осознает себя в дифференцированных функциях, диктующих ему его собственное поведение. 
 
Огромное значение имеет, политическое самосознание субъектов - общества, классов, наций, народности, этнических групп, слоев, коллективов, партий, союзов, объединений, организаций, государственных учреждений, индивидов. Уже, согласно денной структурной разделенное™ субъектов, политическое сознание разделено на специфические стороны, элементы, состояния политического самосознания, решающего проблемы властных отношений в обществе, государственного понимания деятельности всех субъектов политических институтов, партий, организаций. 
 
Важным структурным элементом самосознания и моментом функционирования самосознания субъекта выступает научное сознание и самосознание человека. Самосознание науки, например, «математика о математики», разрабатывается не только в «науке о науке», метанауках, но и в философии науки, психологии науки, социологии науки, в науке о языке и др. Важнее всего, в данном случае, - наука о самосознании, теоретические проблемы самосознания, философия самосознания, теория культуры самосознания, разработка научных концепций самосознания и обоснование научных принципов самосознания субъекта. 
 
Проблема научного, истинного знания и осознания субъектом этого знания настолько велика и значима, что даже само знание определяется через осознание человеком истины. Знание - есть результат познавательной деятельности человека и осознания истины. Есть субъективная сторона истины. 
 
Способность человека отчетливо, научно ставить, формулировать и излагать вопросы, проблемы и осуществлять реальные попытки их научного решения невозможны без ясного и честного научного познания самого себя. Нельзя впадать в самообман, третируя науку о человеке, одновременно провозглашая себя знатоком человеческих дел, человеческих чувств, мыслей. Здесь речь идет именно о научном самосознании субъекта. 
 
Философия и есть теоретическое самосознание человека, высший уровень всей отражательной деятельности человечества и познания мира, и его практического изменения, итог самопознания человека. 
 
Мы должны различать истинную рефлексивную деятельность, когда ее путь и результаты соответствуют предметам, и ложную рефлексию, когда и процесс самоотражения, и его результаты искажены, деформированы, не соответствуют, в силу тех или иных причин, предметам, объектам. В последнем случае возникает отчужденное самосознание, дающее неправильные ориентиры деятельности. Заблуждения могут приводить только к дальнейшим заблуждениям, они проявятся как субъективизм, волюнтаризм, как ограниченное, софистическое, эклектическое, ложное мышление. Наиболее глубокие, заблуждения касаются принципов мышления, фундаментальных исходных положений, концепций, оснований теории. 
 
Именно поэтому должно быть строгое научное понимание и процесса, и результатов познания, самопознания, проверка того, что познано, что знаешь о самом себе, чтобы не возник разрыв между образом самого себя, который человек создает в разных формах самосознания, и реальным человеком, его делами, его сознанием, 
 
Этот разрыв может стимулироваться различными причинами, главным образом субъективного порядка. Его возможность особенно велика как раз на стадии «развернутого явного самопознания в виде саморефлексии». (Т.Е. Соколова. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. Отсюда проистекает принцип принципиальности субъекта в мышлении, познании, деятельности, на практике, в поведении, т.е. осознание научных принципов человеком и действия в соответствии с ними. Это - принципы самоутверждения человека. В данном случае можно говорить о важнейших принципах материалистического понимания мира и человека, о принципах диалектики, всеобщих и общих законах науки. Принципы самосознания, саморефлексии субъекта однозначны, отражают одну объективную реальность, сущность объекта, предмета, выявляют объективную истину (через ряд относительных истин, почему и не может быть монополии на истину). Они проверены общественной практикой, совокупными исследованиями в науке, в историческом развитии знания и самопознания человека, в функционировании интеллекта. 
 
Человек осуществляет самоанализ, как правило, в свете того или иного идеала личности и тех ценностей, которые выражают его тип отношения к другим людям. Когда человек смотрит на себя как бы со стороны, анализирует свою жизнь, деятельность, опыт, размышляет над своим отношением к делу, к людям, к жизни, стремится объективно, без самооправдания заглянуть в субъективные тайны собственной жизни и сознания, он, волей-неволей, желает как бы реализовать, утвердить, заново «обосновать себя», закрепить собственные принципиальные ориентиры жизни, что-то подвергнуть собственному суду совести, строгой самооценке и что-то отвергнуть, преодолеть. Саморефлексия - великая сила саморегуляции, самоутверждения человека, в результате которой происходит качественное изменение, совершенствование, развитие сознания личности и самой личности. 
 
Роль самосознания личности можно рассматривать в разных аспектах, на разных уровнях, но важнее всего, в нашем случае, выяснение роли самосознания, главным образом, для самосознающего индивида. 
 
И здесь выступает глобальный аспект, глобальное отношение к себе в виде самоприятия или самоотвержения, самоотрицания. В определенные исторические эпохи развития общества может быть разное соотношение этих контрарных самоотношений и на определенных этапах онтогенеза - тоже. Например, ребенок не способен органически на самоубийство, а сегодня самоубийство стало во всех слоях почти массовым - более 60 тыс. в год. Уровни самоприятия или самоотрицания детерминируются многими факторами общественной и личной жизни людей. 
 
Уровень самосознания, его роль определяется также степенью отчетливости, ясности, определенности образа «Я», его «объемности», его субъективной значимости для личности. Этот параметр характеризует как уровень развитости рефлексии, так и содержание образа «Я» в зависимости от субъективной значимости тех или иных качеств. Во всяком случае, развитое и объективное самооценивающее мышление и осознание качеств повышает эффективность самосознания, делает его более творческим, действенным. 
 
Уровень самосознания и его роль зависит в значительной мере от степени внутренней цельности, последовательности образа «Я», как следствие разрешения противоречия между реальным и идеальным образом «Я», следствие противоречивости или даже несовместимости отдельных его качеств. 
 
В связи с этим измерением уровня самосознания, правы те исследователи, которые развертывают концепцию «личностного смысла Я». Будучи соотнесенными с мотивами и целями субъекта в его реальной жизнедеятельности, качества его личности могут обладать «нейтральностью» или личностным смыслом; последнее определяется тем, насколько они препятствуют или благоприятствуют реализации жизненных замыслов субъекта. Отдельные качества или одна и та же черта могут приобретать также конфликтный личностный смысл, ввиду вовлеченности субъекта в различные, иногда «перекрещивающиеся» деятельности. «Переходя в сознание, личностный смысл выражается в значениях, т.е. когнитивно, например, в констатациях черт (умелый, ловкий, неловкий, терпеливый и т.д.) и в переживаниях - чувстве недовольства собой или гордости за достигнутый успех». 
 
Итоговым измерением самосознания личности является мера самоприятия, положительное или отрицательное общее отношение к себе, установка «за» или «против» себя, причем не только на уровне эмоционально-ценностного самоотношения, но и рассудочно-разумного. Каждый человек выступает в роли судьи по отношению к самому себе, это - суд совести, чести, порядочности, человеческого достоинства, долга, обязанности, прав личности, уважения. Следует жить в полном согласии с самим собой, чтобы исполнить свое позитивное, творческое предназначение в мире, чтобы реализовать себя созидательно, чтобы люди сказали: «Вот, Человек, он являлся и этот мир не зря!» 
 
 
 
 
Список использованных источников 
1. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека / Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. - М., 1998. 
 
2. Бердяев Н.А. О человеческой свободе и духовности / Бердяев Н.А. - М., 1999. 
 
3. В.И. Стрюковский Основы философии: Учебное пособие / В. И. Стрюковский - Ростов-на-Дону, 2005 
 
4. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.


Информация о работе Психология личности