Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 02:04, контрольная работа

Описание работы

Б.Г.Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии. «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)».

Содержание

1. Понятие об индивидуальности и личности в психологии
2. Способности как проявление индивидуального в психике
3. Самосознание личности

Работа содержит 1 файл

Основы психологии и педагогики-ответы.docx

— 65.30 Кб (Скачать)

Тема 7. Психология личности

План

1. Понятие об индивидуальности  и личности в психологии

2. Способности как проявление индивидуального  в психике

3. Самосознание личности

 

1.

В психологии личность изучается  разными отраслями психологической  науки. Это обусловлено многоплановостью  проявлений личности, что требует разноуровневого психологического анализа.

Б.Г.Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии. «Проблема личности, являясь одной  из центральных в теоретической  и прикладной психологии, выступает  как исследование психических свойств  и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в  различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения  и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)».

Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик, принято называть индивидуальность личности. Совершенно очевидно, что личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку) при тяжёлых психических заболеваниях.

Являясь по своей природе  социальным образованием, личность, тем  не менее, несёт на себе отпечаток  биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые  условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека.

Индивидуальность  личности складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т.д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т.д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать каксовокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

По мнению Б.Г.Ананьева, компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых отношений и др.) и субъекта деятельности (совокупность деятельностей и меры их продуктивности). Каждая из этих групп  человеческих свойств выступает  открытой внешнему миру, общественной жизни. В каждой из подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) имеются  индивидуальные различия, которые можно  рассматривать с точки зрения уникальности и неповторимости. Но такие индивидуальные различия не могут  быть критериями индивидуальности как  целостного образования, так как  индивидуальность — не только открытая внешнему миру система, но и система  закрытая, со сложной структурой внутреннего  мира. В этой структуре формируется  взаимное соответствие потенциалов  и способов их проявлений, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются ценности, притязания и  самооценка.

В индивидуальности интегрируются  три формы развития:

  • основная форма развития индивидных свойств — онтогенез;
  • основная форма развития личностных свойств — жизненный путь человека в обществе
  • форма развития субъектных свойств — история производственной деятельности человека в обществе, в частности история формирования его профессиональной деятельности.

Индивидные, личностные и субъектные свойства не совпадают в возрастном развитии. Индивидуальность генетически  формируется позже, являясь результирующей противоречивой динамики развития, взаимодействия и взаимопроникновения целостной  системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути. Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному  развитию, исчисляясь в биографо-исторических датах и событиях личной жизни.

Изучение индивидуальности требует  рассмотрения ее как многомерной  системы, развитие и формирование которой  подчиняется определенным законам. Важным индикатором человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека. Одно из возможных  проявлений активности индивидуальности — поступки человека. Это могут  быть поступки гражданского характера (отражающие отношение человека к  своему долгу гражданина), коммуникативные (отражающие отношения в сфере  общения), трудовые (в форме различного рода профессиональных действий). «Вызревание» поступков происходит в сфере  переживаний личности, в результате активной внутренней работы.

Период между вызреванием поступка и его действенным проявлением  может быть различным, а иногда и  не получить внешнего проявления. Поступки человека могут проявляться как  устойчивый стиль поведения. Такая  индивидуальность выступает как  организатор и преобразователь  обстоятельств современной ему  среды, способная создавать новые  обстоятельства жизни. Низкая активность тоже становится устойчивой характеристикой индивидуальности. При этом человек выступает пассивным носителем обстоятельств. Во всех случаях индивидуальность представляет источник саморазвития человека, делает его относительно независимым от случайных влияний внешней среды.

Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, т.е. неповторимый вклад  личности в общественное развитие. В основывающейся на экзистенциализме гуманистической психологии личности (А.Маслоу, К.Роджерс) самоосуществление  индивидуальности рассматривается  как неповторимое единичное проявление мира человека.

Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Современная  психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения  личности. Причина этого кроется  в сложности и разнообразии того явления, которое понятием личности. Большое число различных концепций  и гипотез о природе и механизмах развития личности объединены в основные теории личности. В зарубежной психологии активно развиваются несколько  теорий личности, наиболее значимыми  из которых называют следующие пять: психодинамическая, феноменологическая, диспозициональная, поведенческая, когнитивная.

Психодинамические теории личности. Основные принципы психодинамической  теории личности были сформулированы 3.Фрейдом в рамках созданной им теории, которую называют «классический  психоанализ». По мнению Фрейда, главным  движущим фактором развития личности являются врожденные инстинкты, все  многообразие которых объединено в  две основные группы инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Наиболее значимыми для развития личности Фрейд считал сексуальные  инстинкты. энергию сексуальных  инстинктов он назвал либидо. Впоследствии Фрейд стал употреблять термин «либидо» для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом.

Фрейд выделил три основные структуры  личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Оно представляет собой источник всей побудительной энергии, которая  необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным  влечениям, которые составляют существенную часть Оно. Основной принцип функционирования Оно — принцип удовольствия. Оно  ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и  тотальной разрядке. Полная противоположность  Оно — Сверх-Я, которое представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а  также идеалы и наказания, которых  человек ожидает, если правила будут  нарушены. Эго — это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго, функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится  удовлетворить желания Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я. Оно, Я  и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между  этими структурами могут приводить  к психическим и соматическим заболеваниям.

Важным этапом в истории психодинамического направления стало появления  нескольких новых теорий, авторы которых, каждый по-своему, пытались пересмотреть классическую теорию Фрейда. Наиболее яркими представителями психоаналитического  движения, которые критиковали Фрейда и создали свои собственные теории личности, были А.Адлер и К.Г.Юнг. А.Адлер подчеркивал целостность, креативность и самоопределяющуюся сущность человека, движущей силой  развития, которого является стремление к превосходству, к компенсации  чувства неполноценности, пережитого в детстве. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению своих жизненных целей. Чтобы  понять человека необходимо понять его  стиль жизни. Адлер видел человека не только как нечто цельное само по себе, но и как часть большей  целостности: семьи, круга друзей, знакомых, общества, человечества, — принадлежность, к которой определяется его социальным интересом.

В отличие от Фрейда К.Г.Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную  энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту. В личности Юнг выделял три  структуры: эго, личное и коллективное бессознательное. В эго представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное содержит подавленные  и вытесненные из области сознания переживания, а также скопления  комплексе, представляющих собой связки мыслей и чувств. Коллективное бессознательное  состоит из архаичных, изначальных  элементов — архетипов, в которых  заключен опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию определенным образом на то, что  происходит с человеком.

Феноменологическая теория личности. Феноменологическое направление подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и  познания действительности. Этот подход исходит из того, что объективная  действительность есть реальность, сознательно  воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Другой важный тезис, лежащий в основе данного подхода, заключается в  том, что человек способен сам  определять свою судьбу, он свободен в  принятии решений относительно своей  жизни и в то же время несет  полную ответственность за то, что  он собой представляет. Третье положение  феноменологического подхода отражает позитивную природу человека и его  стремление к самореализации, развитию, совершенствованию.

Наиболее последовательно феноменологический подход прослеживается во взглядах американского  психолога К.Роджерса. Он считал, что  люди — это позитивные и разумные создания, искренне желающие жить в  гармонии с собой и другими. Движущая сила развития личности, согласно Роджерсу, — тенденция к актуализации, т.е. стремление сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие свои качества, заложенные природой.

Диспозициональная теория личности. Данное направление часто называют теорией  черт, так как его представители  предполагали, что люди обладают некими предрасположенностями (диспозициями) к реагированию определенным образом  на различные ситуации, эти диспозиции были названы чертами. Другими словами  люди постоянны в своих действиях, мыслях и чувствах вне зависимости  от обстоятельств, событий и жизненного опыта. Каждая личность уникальна, понять ее можно через описание ее конкретных черт. Наиболее влиятельными представителями  данного направления считают  Гордона Олпорта (1897—1967), Ганса Айзенка (1916—1997) и Раймонда Кэттэлла (1905—1998).

Поведенческие теории личности. Это  направление иногда называют теориями научения, так как его основным тезис — утверждение о том, что личность — это тот опыт, который человек приобрел в жизни, то, чему он научился. Главным источником развития личности является среда в  широком смысле слова, а в качестве основных элементов личности выступают  рефлексы и социальные навыки. В  поведенческих теориях личности выделяют два основных направления. Первое представлено работами известных  американских психологов Дж.Уотсона  и Б.Скинера, в которых изложены основные идеи классического бихевиоризма, согласно которым поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами и может быть описано с помощью  формулы: S->R. По мнению представителей второго направления, поведение  человека регулируется не столько внешними, сколько внутренними факторами, такими как цели, ожидания, самовосприятие. Представители этого направления  — Альберт Бандура и Джулиан  Роттер.

Когнитивные теории личности. Основоположником этого подхода был американский психолог Дж.Келли (1905— 1967). Он считал, что человек — это исследователь, пытающийся понять, что с ним происходит, и предсказать, что с ним произойдет в будущем. В связи с этим на поведение человека большое влияние оказывают когнитивные и интеллектуальные процессы. Человек воспринимает и интерпретирует мир с помощью определенных моделей, которые Келли назвал конструктами. Личность — это организованная система важных конструктов, т.е. личность — это то, как человек воспринимает и истолковывает свой жизненный опыт. Дружба, любовь, нормальные взаимоотношения возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты.

Все перечисленные выше теории личности пытаются ответить, пожалуй, на самый  сложный вопрос современной науки: что такое человек, каковы его  сущность и движущие силы его развития и т.д. И каждая из них представляет свое видение, свои фрагмент общей картины  того сложного и целостного, что  называется личностью.

Информация о работе Психология личности