Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Задание 1.
Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объяс­ните свой ответ. Обоснуйте свой ответ.
 Индивид выражает общие свойства человека, как организма.
 Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
 Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания

Работа содержит 1 файл

Сам. раб. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Первая классная задача после каникул - совершенно пустя­ковая... Решаю в 10 минут и подаю. Прислушиваюсь, что гово­рится за „пифагоровой" скамьей: «В прошлом номере «Матема­тического журнала» предложена была задача... А в последнем но­мере значится, что решение не прислано. Не хотите ли попробо­вать... «Пифагоры» взялись за решение, но не осилили. Я тоже заин­тересовался задачей. Мысль заработала... Неужели?! Красный от волнения, слегка дрожавшими руками я подал лист Епифанову.

-  Кажется, я решил...

-  Епифанов прочел, ни слова не сказав, прошел к кафедре, развернул журнал и поставил так ясно, что весь класс заметил пятерку...

Я остановился на этом маловажном, со стороны глядя, эпи­зоде, потому что он имел большое значение в моей жизни. Пос­ле трех лет лавирования между двойкой и четверкой, после по­стоянных укоров родителей, вынужденных и вымученных объяс­нений и уколов самолюбию дома и в школе - в моем характере проявилась какая-то неуверенность в себе, приниженность, ка­кое-то чувство своей «второсортности». С этого же памятного дня я вырос в собственных глазах, почувствовал веру в себя, в свои силы, тверже и увереннее зашагал по ухабам нашей маленькой жизни».

Вероятно, в мальчика никто не верил, он сам говорит о второсортности, соответственно он не верил и в себя. Но на каникулах мальчика заинтересовала математика, он стал продвигаться в своих умениях и знаниях, он стал замечать, что он не такой глупый  и может решать задачи, стоит только захотеть. А особенно когда он решил самую сложную задачу, которую не смогли решить все главные «умы», появилось чувство превосходства и уверенности в себе. Данный эпизод отлично показывает формирования мнения о себе. Когда у него ничего не получалось и в его стороны были сплошные упрёки они и оставался двоечником. Через отношение к себе – формируется наша жизнь.

 

Задание 3.

Как вы думаете, о каком личностном образовании идет речь в стихотворении В. Берестова?

Любили тебя без особых причин,

За то, что ты - внук.

За то, что ты - сын.

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

 

Самооценка, уверенность в себе.

 

 

Задание 4.

Всегда ли можно считать человека с высокой самооценкой зазнайкой? Если нет, то в каких случаях?

 

Нет, не всегда. Человек с высокой самооценкой может быть вполне адекватным, дружелюбным, общительным, доверчивым, любимым и может помогать другим, любить других. Зазнайка – человек, который ставит себя выше всех, позволяет себе хамить другим, проявлять неуважение. Зазнайка, тот человек, который недооценивает окружающих и не хочет их воспринимать и подпускать к себе. Таким образом, любой человек с высокой самооценкой может быть зазнайкой, а  может вполне нормально общаться с окружающими, зависит от его отношения к окружающему.

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

 

Задание 1.

Составьте таблицу «Теории личности в трудах отечественных и зарубежных исследователей»

 

Автор,

название теории

Основные понятия

Основные положения (тезисы)

Психодинамические теории личности.

 

Основные

принципы психодинамической теории личности были сформулированы 3.Фрейдом в рамках созданной им теории, которую называют «классический психоанализ».

 

Адлер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуманистические теории личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когнитивная теория личности

Основоположником этого подхода был американский психолог Дж.Келли (1905— 1967).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальная теорияиндивидуальности человека (В.М. Русалов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельностная теория личности. Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульханову-Славскую и А.В. Брушлинского.

 

 

 

 

 

Оно представляет собой источник всей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть Оно. Основной принцип функционирования Оно — принцип удовольствия. Оно ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке. Полная противоположность Оно — Сверх-Я, которое представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут нарушены. Эго — это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго, функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я. Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между этими структурами могут приводить к психическим и соматическим заболеваниям. Либидо - (лат. libido - влечение, желание стремление) гипотетическая психическая энергия, которая исходит из Ид (Оно) и является преимущественно сексуальной.

 

Первая тенденция, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая - «организмический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:

 

1) «реальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» [5];

 

2) «идеальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

 

3) потребности в самоактуализации - врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности [4].

 

Целостную личность характеризуют:

 

1) эффективное восприятие реальности;

 

2) спонтанность, простота и естественность поведения;

 

3) ориентация на решение проблемы, на дело;

 

4) постоянная «детскость» восприятия;

 

5) частые переживания «пиковых» чувств, экстаза;

 

6) искреннее желание помочь всему человечеству;

 

7) глубокие межличностные отношения;

 

8) высокие моральные стандарты.

 

 

 

Личность — это организованная система важных конструктов, т.е. личность — это то, как человек воспринимает и истолковывает свой жизненный опыт. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.Конструктная система не является статическим образованием, а находится в постоянном изменении под влиянием опыта, т.е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения.

 

 

 

 

Общая конституция - это совокупность наиболее существенных особенностей и свойств, закрепленных в наследственном аппарате и определяющих специфичность его реакций на воздействие среды. В общую конституцию входят такие частные конституции, как нейродинамическая, физиологическая, биохимическая, телесная и хромосомная. Первые три являются функциональными, последние две – морфологическими.

 

Формально-динамические свойства психики человека формируются постепенно как новые системные качества обобщения биологических свойств. Для объяснения формирования формально-динамических свойств вводится понятие системного обобщения. Часто понятие обобщения используют в отношении формирования содержательных характеристик психики, но обобщаются и динамические признаки. Первые обобщаются по социальной логике, логике вещей, предмета, а вторые - по логике тела, биологической логике. Темперамент - (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Два компонента темперамента - активность и эмоциональность присутствуют в большинстве классификаций и теорий темперамента. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность - особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев и т.д.). Интеллект - (от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение) относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Интеллектуальная саморегуляция - способность овладевать собой и своим поведением на основе интеллектуальных, разумных действий, осуществления планирования.

 

 

 

Предметность - это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется, прежде всего, в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека. Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека». Интериоризация - (от лат. interior - внутренний) формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Направленность - это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью.

 

Способности - индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательную роль. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком и наоборот.

 

Характер - совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. На основании выраженности моральных и волевых свойств человека выделяют следующие разновидности характера: морально-волевой, аморально-волевой, морально-абулический (абулия - отсутствие воли), аморально-абулический.

По мнению Фрейда, главным движущим фактором развития личности являются врожденные инстинкты, все многообразие которых объединено в две основные группы инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Наиболее значимыми для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. энергию сексуальных инстинктов он назвал либидо. Впоследствии Фрейд стал употреблять термин «либидо» для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом.

Фрейд выделил три основные структуры личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego).

 

А.Адлер подчеркивал целостность, креативность и самоопределяющуюся сущность человека, движущей силой развития, которого является стремление к превосходству, к компенсации чувства неполноценности, пережитого в детстве. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению своих жизненных целей. Чтобы понять человека необходимо понять его стиль жизни. Адлер видел человека не только как нечто цельное само по себе, но и как часть большей целостности: семьи, круга друзей, знакомых, общества, человечества, — принадлежность, к которой определяется его социальным интересом.

 

 

 

 

 

 

 

 

В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях - от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии.

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, - реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

 

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

 

2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.)

Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью».

 

 

Келли считал, что человек — это исследователь, пытающийся понять, что с ним происходит, и предсказать, что с ним произойдет в будущем. В связи с этим на поведение человека большое влияние оказывают когнитивные и интеллектуальные процессы. Человек воспринимает и интерпретирует мир с помощью определенных моделей, которые Келли назвал конструктами. Дружба, любовь, нормальные взаимоотношения возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты.

1. Блок «ядерных» конструктов - это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т. е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.

2. Блок периферических конструктов - это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов.

 

 

Первое положение специальной теории индивидуальности гласит, что только формально-динамические (или психодинамические) особенности психики могут быть соотнесены с биологическими свойствами человека. Иными словами, биологические особенности являются компонентами системы более высокого порядка - системы формально-динамических свойств психики. Последние понимаются как такие особенности личности, которые представляют собой индивидуальные характеристики психики человека, отражающие динамическую, но не содержательную сторону психической деятельности, и остаются относительно независимыми от различных содержаний - мотивов, целей, интересов. Они определяют процессуальные характеристики деятельности человека - скорость, темп, интенсивность, длительность протекания психических процессов.

          Второе положение состоит в том, что в основе формально-динамических особенностей психики лежит не отдельная биологическая подсистема, а интегрированная совокупность всех биологических свойств человека, т.е. общая конституция.  Третье положение заключается в том, что механизмом, объясняющим процесс включения биологических свойств разного уровня в формирование психодинамических свойств, является механизм системного обобщения.

Согласно третьему положению, если обобщение происходит за счет общности нейрофизиологических свойств, то формируется темперамент; если в основании обобщения лежат динамические и содержательные особенности когнитивных механизмов, то образуется интеллект; если же обобщаются динамические и содержательные характеристики побуждений, мотивов, то таким психическим образованием является характер. Четвертое положение раскрывает связь между формально-динамическими образованиями психики и другими, более организованными структурами индивидуальности. Пятое положение состоит в определении роли формально-динамических характеристик психики в деятельности человека. Эти особенности выступают в роли предпосылок и условий деятельности, а также влияют на ее динамику, своеобразие и стиль.

 

В этом подходе отрицается биологическое и, тем более, психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности. Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека. Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности. Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он - активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы, тем не менее, рассматриваются в этой теории как наиболее важные для формирования личности. Представители этой теории верят в позитивные изменения личности человека по мере социального прогресса. В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте. В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль

 

 

 

ЗАДАЧИ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

 

1. «Человек есть не только бытие, но и становление. Человек может стать и растением и животным, но он может стать и ангелом, и сыном Божьим... Человек не есть нечто замкнутое и готовое, он не завершен и открыт» (цит. по Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990.-С. 403)].

Попробуйте своими словами растолковать и развить эту мысль.

Человек – это живой организм, у которого есть большой потенциал для развития. Человек может быть маугли, человек может быть человечным, человек может быть зверским.. У человека так много различных функций, ролей, предназначений, что понятие человек очень общее. В нашем обществе, я считаю Человеком можно назвать не каждого. А вот новорождённый человек – ангелок, ангелочки всегда рождаются в любви.. Это хрупкое создание, которое приносит очень много счастья и радости.  Человек безграничен в своих возможностях, он может развиваться, а  может сидеть на одном месте, каждый выбирает свой путь.

 

2. Притча.

Есть известная притча об ответах трех рабочих, кативших тачки с кирпичом, прохожему, который спросил их о том, что они делают. «Не видишь разве, — сказал первый, —

кирпич вожу». «На хлеб семье зарабатываю», — ответил второй. А третий сказал: «Собор строю».

Как вы полагаете, совершали ли они одну и ту же деятельность, или на основании трех различных ответов о целях работы можно сказать, что рабочие занимались разными

видами деятельности?

На основании их ответов теоретически можно сказать, что они выполняли разную работу, так как имели разное отношение к ней и воспринимали её по-разному. У каждого рабочего была своя цель: привезти кирпич, зарабоать денег, построить храм, и соответственно каждый получит свой результат. Кирпичи кончатся, хлеб будет на столе у семьи, собор будет стоять.

 

3. Идентичность мифов.

К. Леви-Строс: «Если содержание мифов полностью случайно, то как понять тот факт, что на всем земном шаре мифы так похожи».

Приведите объяснение этого культурного феномена.

 

Все мифы создавались людьми, и, пользуясь пирамидой потребностью Маслоу можно говорить о первой потребности человека  в еде, сне и т.д. Все люди ходили на мамонтов, добывали пищу, спали, выживали и т.д. независимо от континента проживания. Во все времена были свои герои, Боги, явления природы были одинаковы: Солнце, Дождь, Гроза. И в связи с этим объясняется такой феномен как сходство мифов.

 

4. Всю свою жизнь Стендаль поддерживал свою репутацию денди, умного, циничного и непредсказуемого. Сам он называл причиной того, что он стал таким завсегдатаем салонов, свое ощущение, что он безобразен, застенчив и неловок.

Проанализируйте приведенный ниже пример. Какой путь преодоления чувства недостаточности в нем проявляется.

 

Стендель, будучи, относясь самокритично к  себе, стал это скрывать и изменять своё мнение о себе, мнением окружающих. Он старался быть таким, каким бы хотел быть сам. Из неуверенного мальчишки он захотел превратиться в непредсказуемого, циничного человека, заменяя одну крайность другой. Вероятно, смотря на себя в зеркало он очень критично к себе относиться и находит дефекты которых даже у него нет. Например, как девушки, страдающие анорексией, в социальной рекламе, когда стоит перед зеркалом скелет, а ей кажется, что плюшка..

 

5. Прокомментируйте идеи Э.Фромма о том, что различным историческим эпохам соответствуют определенные формирующиеся социальные типы характера. С какой эпохой вы соотнесли бы “накопительский” и “продуктивный” типы характера. Какой тип,                                 

с вашей точки зрения, характерен для современного этапа развития российского общества!

 

С моей точки зрения в наше время характерен продуктивный тип. Большинство в обществе стремиться на свой результат, стремится выстроить свою карьерную лестницу, стать успешным и богатым. Так же продуктивный тип был характерен для СССР, только главная задача результата выполнялась коллективом. А вот накопительский тип характерен для эпохи ренессанса.

 

6. Охарактеризуйте идеи Д. Роттера о локусе контроля. Что такое интернальность – экстернальность? От чего зависит развитие того или иного локуса контроля? Проанализируйте приведенные ситуации и определите локус контроля их героев?

Интерналы - Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи.

Людей с внешним локусом контроля, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям. Развитие того или иного локуса контроля у человека зависит от его процесса социализации.

  1. Мужчина, от которого ушла жена, считает, что он вообще зря женился: с ним не способна ужиться ни одна женщина, так как он всецело поглощен работой. Интернал
  2. Студент, не сдавший экзамен, убежден, что это был “не его день” - черная кошка перебежала дорогу, да и гороскоп  “советовал” не выходить в то утро из дома. Экстернал
  3. Молодая секретарша постоянно опаздывает на работу и всякий раз обвиняет в этом будильник, который “хочет – звонит, хочет – не звонит”. Экстернал

 

7. Сравните представленные ниже высказывания двух ярких представителей бихевиоризма. Что между ними общего? Почему теория Б. Скиннера, также как и теория Д. Уотсона, получила название радикального бихевиоризма?

 

              “Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим и вором, независомо от его данных, способностей, призвания или расы его предков” (Д. Уотсон).

              “Ну, что вы скажите о планировании личности? О контроле над поведением? Дайте мне детальное описание того, какой человек вам нужен, и я представлю вам такого человека... Позвольте нам контролировать жизни наших детей, и вы увидете, что мы сможем из них сделать!” (Б. Скиннер).

 

Радикализм (лат. radix — корень) — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов, хотя в той же мере возможен и «радикальный консерватизм». Феномен часто получает распространение в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и привычному укладу общества или определённых его слоёв и групп. «Этим термином обозначается стремлением доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах»

19

 



Информация о работе Психология личности