Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:32, контрольная работа
Задание 1.
Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объясните свой ответ. Обоснуйте свой ответ.
Индивид выражает общие свойства человека, как организма.
Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания
ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Задание 1.
Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объясните свой ответ. Обоснуйте свой ответ.
Индивид выражает общие свойства человека, как организма.
Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания
Индивид: хорошая моторная координация, мечтательность, лень, адаптационные возможности, темперамент, возбудимость, близорукость, сила нервной системы.
Индивидуальность: медлительность, сообразительность, яркость проявления черт, решительность, математические способности, литературная одаренность.
Личность: Аккуратность, общительная, сила воли, самолюбие, упрямство, выразительная мимика, реактивность, направленность.
Всегда ли легко было отнести характеристику к тому или иному понятию? Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы объясните возникшие у вас трудности?
Нет, сложности возникали, ведь Личность вырастает из индивидуальности и индивида, в связи с этим сложно разграничить некоторые понятия.
2. Могут ли черты индивида становиться чертами личности? Индивидуальности? Если да, то при каких условиях?
Я считаю, что черты индивида, могут становиться чертами индивидуальности и личности. Это три ступени, которые идут друг над другом и полностью взаимосвязаны. Например, мы рождаемся с темпераментом и приобретаем характер. Характер и темперамент неотъемлемые составляющие Личности, Индивида и Индивидуальность. В ходе социализации человек может сознательно развивать какие-либо черты своего характера, в связи со своим темпераментом он может становиться учёным или циркачом. И учёный и циркач определенно будут считаться личностью, которые будут иметь своё мировоззрение и понятие о жизни и т.д. Но когда-то в прошлом и учёный и циркач был индивидом, и в труде и процессе социализации они доросли до Индивида а затем до личности.
Задание 2.
Упражнения. Вставьте пропущенные слова в предложениях:
1. В личности выделяется, прежде всего, ее сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать ЛИЧНОСТЬЮ.
2. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его МИРОВОЗЗРЕНИЮ окончательно оформиться и эффективно проявляться.
3. Личность формируется и развивается под воздействием не только внешних условий, но и ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ, определяющихся особенностями организма человека.
4. Внутренними предпосылками развития личности выступают АКТИВНОСТЬ и желание, а также МОТИВЫ и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.
Задание 1.
Прочитайте отрывок из работы Д.А. Леонтьева «Очерк психологии личности». В чем автор видит ограниченность типологий личности? Какие проблемы возникают при использовании понятия черты личности?
В своём очерке, Д.А. Леонтьев, говорит о типологизациях личности, о том, что они различны, но все – ограничены: ярлыками, стереотипами, категориями. Подводя какого-либо человека под определённый тип, мы на него навешиваем ярлык и не можем дать ему возможности показать себя с другой стороны, не даём себе возможности узнать больше человека и опровергнуть или подтвердить присвоенный нами тип для человека. Кроме этого, описывая какой-то тип, мы используем определенные черты, и чаще всего они оценочны. Что не даёт нам возможность быть рассудительным и объективным человеком. Ведь нас самих, можно отнести к разным типам так же легко, как мы относим других. Люди всегда разные, во всех ситуациях, сегодня вечером он герой для соседки, а завтра утром он изгой для школы. ..
Задание 2.
Познакомьтесь с тем, как С.Л.Рубинштейн определяет, что такое характер (излагается по работе В.И. Слободчикова и Е.И.Исаева). Каково место характера в структуре личности? Как происходит становление характера?
Характер - это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, устойчивые черты характера, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера это черты личности, но не все черты личности черты характера. Характер складывается прижизненно, а его черты берут свои истоки, начиная с ситуационных мотивов и деятельности человека. Наше побуждение к тому или иному действию и будет являться индивидуальной чертой характера в генезисе, а для того чтобы это стало свойством человека данная черта должна генерализоваться, т.е распространиться на все ситуации сходные с первой. Таким образом, наш характер – это закономерное проявляющиеся свойства к определённым поступкам, действиям.
ЭМОЦИИ И ВОЛЯ.
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ
Задание 1.
Какие особенности эмоций и воли Вы вычленяете из следующих высказываний:
1.1. «Kaк значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать» (Вольтер). Побуждающие эмоции и чувства
1.2. «И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль» (Соломон Мудрый). Настроение
1.3. «Страсти пагубны потому что они ослепляют человека» (Эзоп). Непроизвольная активность человека.
l.4. «Тверже тот, кто побеждает желание. Лишь тот смел и храбр, кто себя одолевает» (Аристотель). Волевое усилие
1.5.«Не все, что происходит, происходит от судьбы. Кое-что находится и в нашей власти» (Карнеад). Функции воли: регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека.
Задание 2.
Рассмотрите коммуникативную функцию эмоций и ответьте на частные вопросы текстов.
2.1. Вчувствование во внутренний мир другого протекает достаточно сложно и определяется эмпатийными тенденциями, которые имеются у каждого человека, но их развитие определяется условиями, в которых воспитывается человек. Специально изучая этот вопрос, установлено, что обостренное сопереживание зависит от социально-демографических факторов воспитания: от числа содержательных коммуникативных связей человека в семье и от культурных традиций того региона, в котором вырос человек. Представители коммуникативных профессий (продавцы, врачи, педагоги, руководители разных рангов, администраторы), отличающиеся низкой эмпатией, классифицируют встречающихся им людей по шаблонным типам, дают им стереотипные оценки. Их восприятие отличается узостью и бедностью, не исчерпывающим все многообразие встречающихся типов личностей. А как проявляются следствия эмпатийного взаимодействия у преподавателей?
Многие учителя могут дать эмоциональный отклик на переживания ученика или его родителя, коллеги, а некоторые в процессе эмпатии могут запутываться в своих чувствах и уже не сопереживать а переживать как будто свою проблему, но опытные педагоги способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам и разграничивать себя. Они обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и удачно выстраивать коммуникацию с коллегами, детьми и их родителями.
2.2. Внутренний, духовный, эмоциональный мир человека бесконечно богаче содержанием и многочисленными оттенками и полутонами чувств и настроений, чем передаваемые другому человеку с помощью мимики, жестов, слов и движений всплески этих состояний.
Сказываются ли здесь и трудность передачи своего внутреннего состояния другому? Как может быть решена задача самовыражения, адекватного внешнего проявления внутреннего состояния?
Трудность передачи своего внутреннего состояния очень важна. Мы желаем, чтобы нас понимали и принимали. Все наши переживания в первую очередь отражаются в глазах. Я думаю, что наши глаза – говорят за нас. Когда мы спокойны и они безмятежны, когда мы счастливы и переполнены позитивными эмоциями глаза становятся маленькими свечечками, когда нам плохо, эти свечки тухнут и в глазах явно прослеживается грусть… Нам, безусловно, сложно выражать все свои чувства, когда мы находимся в их пике, когда нас охватывает истерика или восхищение, то никак не выразить словами, но на помощь к нам приходят жесты и мимика. Они о многом говорят и помогают нам, мы очень часто совершаем бессознательные движения, которые могут нам например помочь «достать мысль», которая ну никак не может прийти на язык. Каждый человек самовыражается так, как может, как привык, как хочет. Он может в порывах грусти или страсти рисовать, писать, как бы переносить свои чувства на что-то, что потом может ему напомнить о них, когда они сбавят свои обороты и не будут уже такими сильными. Некоторые предпочитают выговариваться, рассказывать какую-то часть переживаемого состояния, а некоторые оставлять в себе. Иногда от переполняемой радости человек буквально разрывается позитивными эмоциями, он желает прыгать от счастья, совершать безумства, но он может находиться, например, в автобусе, что не позволит ему это совершить, так окружающие его люди не поймут и скорее всего, позвонят в 03. Поэтому, какими бы ни были наши переживания, в первую очередь мы должны сохранять самообладание и суметь направить их в нужное русло.
2.3. Между людьми отмечаются существенные ра3личия в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватывают целиком, оставляют глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. Заметно различаются у людей проявления аффектов и страстей. В этом плане можно выделить людей неуравновешенных, легко теряющих контроль над собой и своим поведением, склонных легко поддаваться аффектам и страстям, например, необузданному гневу, панике, азарту. Другие люди, наоборот, всегда уравновешенны, вполне владеют собой, сознательно контролируют свое поведение. Чем Вы можете объяснить подобное различие между людьми?
Такое различие между людьми, возможно, определяется темпераментом, характером и воспитанием. Мы все – разные, и воспринимаем каждое событие по-разному, то, что важно для нас, может быть неважно для других. Наши родители и друзья многому учат нас, подают пример, и мы перенимаем этот опыт. Наш темперамент – фундамент нашей психики, который будет определять наши реакции на события. Так как темперамент у всех разный то и переживания будут различны. Аналогично происходит с характером. У каждого человека есть свои определённые свойства характера, которые показывают отношению к чему или кому либо, и в связи с этим будет различное восприятие и переживание каких-либо эмоции и поступков.
Задание 3.
Действием какого психологического механизма могут быть объяснены воспоминания героини романа Л.Н. Толстого «Воскресение» Катюши Масловой?
Механизм защиты – вытеснение.
САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ. «Я – КОНЦЕПЦИЯ»
Задание 1.
Известный психолог и философ Э. Фромм писал: «...Мое собственное „Я" должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья развития, свободы коренится в моей способности любить, т.е. в заботе, уважении, ответственности и знании. Если индивид в состоянии испытывать плодотворную любовь, он любит также и себя; если он любит только других, он вообще не может любить». Согласны ли вы с этим высказыванием? Проанализируйте его с точки зрения того, что вы узнали о «Я-концепции» личности.
«Я-Концепция» — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью. В данном выражения Э. Фромма прослеживаются все три составляющие «Я-Концепции»: когнитивная, оценочная, поведенческая. Я согласна с этим философом, если не любить себя, то ты не сможешь полюбить других. Мы всё пропускаем через себя. Человек должен любить себя и уметь давать себя любить, любя себя он способен дарить счастье другим и соответственно себе. Человек формирует своё представление о себе на протяжении всей жизни, затем он оценивает их и показывает их в деле. В этом выражении философ сохраняет цепочку «Я-концепции», он представляет любовь к себе и другим, и говорит, как эта любовь должна проявляться.
Задание 2.
Проанализируйте отрывок из воспоминаний А.И. Деникина с точки зрения формирования отношения к себе.
«С грехом пополам перевалил через 3-й и 4-й классы, а в 5-м застрял окончательно: в среднем за год получил по каждому из трех основных математических предметов по 2,5 (по пятибалльной системе).
То лето я провел в качестве репетитора в деревне. Работы с моими учениками было немного, и все свободное время я посвятил изучению математики. Вначале дело шло туговато, но мало-помалу „математическое" сознание прояснилось, я начинал входить во вкус дела: удачное решение какой-нибудь трудной задачи доставляло мне истинную радость... Учитель Епифанов был влюблен в свою математику... В классе он находил всегда двух-трех учеников, особенно способных к математике, с ними он занимался особо... Класс дал им название „пифагоров"... Во время заданной классной задачи «Пифагоры» усаживались отдельно, и Епифанов предлагал им задачу много труднее...