Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Содержание

Понятие личности в психологии.
Структура личности.
Научные подходы к изучению личности (основные теории личности, краткая характеристика).
Список используемых источников.

Работа содержит 1 файл

КР по психологии-.docx

— 70.31 Кб (Скачать)

  Мотив и мотивация

  Среди всех понятий, которые используются в  психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

  Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

  Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

  Мотив –  внутренняя устойчивая психологическая  причина поведения или поступка человека.

  Мотив в  отличие от мотивации — это  то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

  Сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений.

  Любая форма  поведения может быть объяснена  как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.

  Поведение личности в ситуациях, которые кажутся  одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее.

  Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

  К явлениям, изучаемым в психологии в связи  с мотивацией власти, относятся лидерство, влияние людей друг на друга, руководство и подчинение, а также многие феномены, связанные с воздействием индивида на группу и группы на индивида. В отличие от других наук, изучающих феномен власти, психология акцентирует внимание на личных мотивах властвования, а также на психологических аспектах использования человеком данной ему власти над людьми.

Теории личности

  В конце 30-х  годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности.

  Если подходить  к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

Классификация

По способу  объяснения поведения Типы теорий личности делятся:

  1. Психодинамические - относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик.
  2. Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в поведении отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности.
  3. Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

По способу  получения данных о личности:

  1. Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов.
  2. Неэкспериментальные - теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

По углу зрения на личность:

  1. Структурные - теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
  2. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

По возрастному  диапазону:

  1. Дошкольный и школьный период жизни. Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности.
  2. Вся жизнь от рождения до последних дней. Есть теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

По понятию, в  которых описывается личность:

  1. Внутренние свойства, черты и качества личности
  2. Внешние проявления, например поведение и поступки.

  Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы  подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.

Теория  черт Р. Кеттела.

  Г.Оллпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе текстологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

  Способ выявления и оценивания черт личности основан также на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека.

  Еще один способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа — сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

  С помощью  данного метода удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил 16-факторный личностный опросник. (В дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт). В опроснике Кеттела более 100 вопросов, которые задаются испытуемым; на них они отвечают утвердительно или отрицательно. Затем ответы группируются в соответствии со способом обработки результатов и определяется выраженность того или иного фактора, свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности. Затем вычерчивается так называемый «личностный профиль» испытуемого, включающий его оценки по каждому фактору.

  Рассмотрим  набор таких черт, которые, по мнению Р.Мейли, достаточно полно характеризуют личность:

  1. Уверенность в себе — неуверенность.
  2. Интеллектуальность (аналитичность) — ограниченность (отсутствие развитого воображения).
  3. Зрелость ума — непоследовательность, алогичность.
  4. Рассудительность, сдержанность, стойкость — суетность, подверженность влиянию.
  5. Спокойствие (самообладание) — невротичность (нервозность).
  6. Мягкость — черствость, цинизм.
  7. Доброта, терпимость, ненавязчивость — эгоизм, своеволие.
  8. Дружелюбие, покладистость, гибкость — ригидность, тираничность, мстительность.
  9. Добросердечие, мягкость — злобность, черствость.
  10.   Реализм — аутизм.
  11.    Сила воли — безволие.
  12.    Добросовестность, порядочность—недобросовестность, непорядочность.

  13. Последовательность, дисциплина ума — непоследовательность, разбросанность.

  1. Уверенность — неуверенность.
  2. Взрослость — инфантилизм.
  3. Тактичность — бестактность.
  4. Открытость (контактность) — замкнутость (уединенность).
  5. Веселость — грустность.
  6. Очарованность — разочарованность.
  7. Общительность — необщительность.
  8. Активность — пассивность.
  9. Самостоятельность — конформность.
  10. Экспрессивность — сдержанность.
  11. Разнообразие интересов – узость  интересов.
  12. Чувствительность — холодность.
  13. Серьезность — ветреность.
  14. Честность — лживость.
  15. Агрессивность — доброта.
  16. Бодрость — веселость.
  17. Оптимизм — пессимизм.
  18. Смелость — трусость.
  19. Щедрость — скупость.
  20. Независимость — зависимость.

  Теория  черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необходимости и достаточности выявленного набора личностных черт также оказываются весьма различными. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20.

  Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось  практически невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.

  Теория  социального научения

  Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Она по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории — это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.

  Индивидуальные  различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и его развития как личности — это научение условно рефлекторным путем через наблюдение других и подражание.

Интеракционистская теория У. Майшела

  Примером  интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У. Майшелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

  1. Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.
  2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.
  3. Ожидания — оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.
  4. Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.
  5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.

Информация о работе Психология личности