Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Содержание

Понятие личности в психологии.
Структура личности.
Научные подходы к изучению личности (основные теории личности, краткая характеристика).
Список используемых источников.

Работа содержит 1 файл

КР по психологии-.docx

— 70.31 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

     
    Московский  государственный университет технологий и управления

          Филиал  в г. Архангельске

       
      Институт Технологический менеджмент

      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
 
По  дисциплине   «Психология и педагогика»

 
 
 
По  теме       Психология личности.

 
 
 
Студента (ки) курса СФО  1 курса 

Специальность ____080401  Шифр №0076-Т-09

Ф.И.О.   Агафонова  Ирина Сергеевна

Проверил 

          (Ф.И.О. преподавателя)

 
Вх.№ Дата регистрации

Результаты проверки  
 

Архангельск

2009 г.

  План

  1. Понятие личности в психологии.
  2. Структура личности.
  3. Научные подходы к изучению личности (основные теории личности, краткая характеристика).
  4. Список используемых источников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общее представление о  личности. Структура  личности

  В понятие  «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее  устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

  Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

  Наряду  с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются  термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.

  Понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

  Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей. В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности.

  Структура личности

  Рассмотрим  структуру личности. В нее обычно включаются:

способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

  Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

  Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

  Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

  Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.

  Эмоции и мотивация — это переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей.

  Но эти  составные части не следует представлять как отдельные кубики, из которых складывается личность. Личность — это сплав, в котором все

составные части личности проявляются в единстве и взаимодействии друг с другом.

Понятие о способностях

  Способности – это индивидуальные особенности  людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а  также успешность выполнения различных  видов деятельности.

   Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б. М. Теплов. Он-то и предложил третье из перечисленных определений способностей. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

  Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами.

Классификации способностей человека

  • Природные.  Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян.  Восприятие, память, мышление, связаны с врожденными задатками. Формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения.
  • Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности.  Относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.
  • Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
  • Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
  • Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
  • Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения, способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

Темперамент

  Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

  Различают четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический.

  Сангвинический  темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса.

  Меланхолический темперамент деятельности свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале.

  В целом  же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

  Холерический  темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки.

  Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели.

  Каждый  из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

  Личность  и темперамент связаны между  собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера.

  От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

  Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной  реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придаст большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или подавленности.

Информация о работе Психология личности