Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:09, контрольная работа

Описание работы

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемом в социально-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре.

Содержание

Введение
Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность» (анализ содержания и смысла).
Формирование и развитие личности; социализация и индивидуализация.
Возрастные этапы и возрастные кризисы личности.
Тесты
Выводы
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

     В существующую общность взрослый добавляет  ожидания и содержания более развитой ступени со-бытия. Доверчиво принимая эти ожидания и реализуя их в совместной деятельности со взрослым, ребенок во всей полноте открывает для себя принципиально новую предметность, которая пока еще не подвластна его самостоятельной, отдельной деятельности. Кризис развития событийной общности обнаруживается как разрыв между индивидуальной и совместной формами деятельности и сознания ("хочу быть, как ты, и не могу стать, как ты!"). В кризисах развития взрослый ориентирует ребенка на поиск новых способов самоопределения; на освоение нового слоя своей самости. И хотя усилия ребенка по прежнему направлены на сохранение совместного status quo, однако незаметно для себя и в этом смысле - свободно - он восстанавливает и осуществляет прежнюю систему отношений на новой предметности - им самим для себя открытой. Именно с восстановления совместности на новой,  подростком принятой предметности начинается посткризисная стадия развития общности - стадия освоения субъектом собственной отдельности и единичной самости внутри данной общности. само-бытное проживание данной стадии, исчерпание ее даров и обращение их в свои новые потенции есть предпосылка и основа перехода на более высокий уровень развития собственной субъектности, но теперь уже в новой форме со-бытийной общности.

     Обычно  больше всего друзей у молодых людей, состоящих в браке. В среднем их число составляет 7 человек; они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, по взаимности в помощи и обмене откровенностями, по совместимости на основе того удовольствия, которое они находят в обществе друг друга, по удобству общения в географическом отношении и по взаимному уважению.

     В расцвете зрелости деятельность, направленная на достижение поставленных жизненных  целей, не позволяет уделять слишком  много времени дружбе. поддерживаются лишь самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и меньше.

     С приходом старости и в связи с  драматическими событиями, которые  в это время переворачивают жизнь  человека, многие теряют своих спутников  жизни и рискуют остаться в  стороне от круга друзей. Дружеские связи, однако, укрепляются, когда друзья в свою очередь тоже оказываются в сходной ситуации (среднее число друзей у человека, вышедшего на покой, составляет приблизительно 6 человек).

     Итак, процесс саморазвития как сущностная форма бытия человека начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее; но человек долгие годы - нередко всю жизнь - может и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и направляет этот процесс. Каждый из нас существенно влияет на ту человеческую общность, в которую включен, но при этом он порой кардинально меняется сам.. Помимо возрастного разделения по принципу общности, существует еще достаточно интересное возрастное разделение на психосоциальные кризисы. В основе этого принципа лежит процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социо-культурного окружения.

     По  мнению  Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психо-социальных кризисов, специфических для каждого  возраста, благоприятный или неблагоприятный  исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

     Первый  кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются  или нет основные физиологические  потребности ребенка ухаживающим  за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором наоборот, - недоверие к нему.

     Второй  кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к  чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получа6ет опыт автономии. Напротив, слишком строгий, или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

     Третий  кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение  ребенка. Планы, которые он постоянно  строит и которые ему позволяют  осуществить, способствуют развитию у  него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

     Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в  школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

     Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее "распылению" или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной  и профессиональной сферах.

     Шестой  кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать "работа - рождение детей - отдых", чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыкании на себе.

     Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в "интересе к следующему поколению и его воспитанию". Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если напротив, эволюция супружеской жизни идет другим путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

     Существует, кроме того, четыре подкризиса, разрешение которых служит "для развития аутеничной генеративности" (Пекк). Во-первых, речь идет о развитии у  человека уважения к мудрости, сменяющее  примат физической храбрости. Во-вторых, важно чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социализации. В-третьих, необходимо противиться аффективному обеднению, связанному со смертью близких людей или с обособлением детей, и сохранять эмоциональную гибкость , способствующую аффективному обогащению в иных формах. Наконец, очень важно, чтобы человек старался сохранить как можно большую душевную гибкость и продолжать поиск новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться старых привычек и пребывать в некоей психической ригидности.

     Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от  того, как этот путь был пройден. достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознание ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жить. заново.

     Как указывает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиться в полной мере, человеку необходимо преодолеть три подкризиса. первый из них заключается в переоценке5 собственного "Я" помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать  у себя в этом плане необходимое равнодушие. Наконец, в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

     Определяют, кроме того, пять этапов в психических  состояниях при приближении смерти.

     Первая  из них - отрицание. Слова: "Нет, не я!" - вполне нормальная реакция человека не объявление ему смертного приговора.

     Гнев, охватывающий больного при вопросе: "Почему именно я?", характеризует  вторую стадию.

     Затем начинается стадия "торга": больной  вступает в переговоры за продление  своей жизни, обязуясь быть, например, примерным пациентом или послушным  верующим.

     Затем приходит фаза депрессии, когда больной признает неотвратимость смерти, замыкается в себе и "прощается" со всем ему близким.

     И последней стадией является принятие смерти, когда человек смиренно ждет конца.

     Смерь саму также разделяют. Жизнь уходит поэтапно -в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается.

     Социальная  смерть - умирающий старается изолироваться  от общества, замкнуться в самом  себе.

     Психическая смерть - осознание человеком очевидного конца, угасание экстравертированного сознания.

     Мозговая смерть - полное прекращение деятельности головного мозга.

     Физиологическая смерть - угасание последних функций  организма. 
 
 

     Выводы  

     Личность  является конечным и, следовательно, наиболее сложным объектом психологии. В известном  смысле она объединяет в одно целое всю психологию, и нет в этой науке такого исследования, которое не вносило бы вклад в познание личности. Каждый, кто изучает личность не может игнорировать другие области психологии.  Подходов к изучению личности огромное множество. Это абсолютно естественно в области, где каждый эксперимент относится лишь к частному факту, абсолютно несоизмеримому сложности самого объекта. Можно рассматривать личность через структуру, можно с точки зрения физиологических реакций, можно через связь физических и психических аспектов личности. В своей работе я постаралась не опираться на какой-то конкретный подход к рассмотрению личности, но попыталась обобщить все те мысли, что возникли у меня при изучении самых различных методик. Вполне вероятно, что мой подход был изначально неверен, возможно, что я неверно поняла проблему, но, тем не менее, для себя я пришла к определенным выводам и они выглядят примерно следующим образом: изначально-рождающийся индивид, имеющий лишь натуральные психические функции, постепенно, посредством вхождения в общество (начиная с родных, близких) социализируется, т.е. становится личностью. При этом социокультурная среда является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д. И, наконец, личность, которая сама начинает воздействовать на общество является индивидуальностью. Вхождение индивида в общество и становление его там как личности, можно назвать "выживанием" или адаптацией. В зависимости от того насколько легко индивиду удается преодолеть трудности адаптационного периода, мы получаем личность уверенную в себе, либо конформную. На этом этапе происходит выбор личностью мотивации и ответственности, ее локус контроль становится либо внешним либо внутренним. Если в этот период индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не находит взаимопонимания, это может способствовать формированию агрессивности, подозрительности (в противном случае - доверия и справедливости).Человек либо становится интерналом ("кузнецом своего счастья"), либо экстерналом ("все в руках Господних").

       Достаточно интересными являются  повозрастные этапы становления  личности. Организм имеет потрясающую  память и, проблемы, возникшие в младенчестве и раннем детстве остаются в подсознании всю жизнь, т.е. все, чего "недодали" ребенку после рождения однозначно проявится позже.

     Особо значимым периодом в возрастном развитии Личности является отрочество и ранняя юность, когда личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. В этом возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка родителями, педагогами и сверстниками. Молодой человек определяет свои возможности и потребности и в случае большого расхождения между первым и вторым возникают острые аффективные переживания.

     Следующим и, на мой взгляд, последним этапом становления личности является возраст  генеративности, когда личность учится отказываться от себя в пользу детей. Мне кажется, что на протяжении всей последующей жизни личность, оставаясь практически неизменной, лишь приобретает все больше индивидуальных черт.

     И, наконец, следует отметить процесс  умирания, который интересен своим  обратным (по отношению к становлению  личности) процессом, то есть идет умирание социальное, затем интеллектуальное и, затем, физическое.

     По  моему мнению, практической целью  психологии как науки является воспитание высоконравственной и высокоморальной  личности, "идеального" человека. Конкретнее -  выявление и решение  проблем для воспитания такой личности, или на крайний случай, воспитание в личности максимальной индивидуальности. Я надеюсь, что разделение процесса становления личности на этапы  по этим трем показателям (личность - как социализированный индивид, личность как активная жизненная позиция и личность во времени), хоть немного поможет приблизиться к совершенству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы: 
 

     1.       Ильенков Э.В. Что такое личность? – М.,1991 

     2. Г.В.Щекин "Основы психологических знаний".

           Киев, МАУП, 1996 

      3.      Выпирайленко Т.И. Методические указания для изучения темы «Психосоциотипы К.Г.Юнга и многообразия познания форм и способов познания мира и себя в нем». Днепропетровск 2007. 

Информация о работе Психология личности