Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:09, контрольная работа

Описание работы

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемом в социально-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре.

Содержание

Введение
Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность» (анализ содержания и смысла).
Формирование и развитие личности; социализация и индивидуализация.
Возрастные этапы и возрастные кризисы личности.
Тесты
Выводы
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

           При более высоком  развитии невропсихики социальная сфера  личности является важнейшим руководителем всех реакций, имеющих связь с общественными отношениями между людьми. Необходимо учитывать то, что сложный процесс развития социальной сферы личности не устраняет органическую сферу личности, но дополняет ее и частью подавляет. Но человек, как существо не только социальное, но и культурное может развить социальную сферу в такой мере, что она не только будет преобладать над органической сферой, но и выражаясь поступками и действиями альтруистического характера, будет действовать подчас в явный ущерб или вопреки органическим потребностям индивида.

           Несмотря на то, что  работу Бехтерева нужно рассматривать  в первую очередь с точки зрения физиологии, мы можем вывести и  кое-какие психологические закономерности и свести их с ранее сказанным: резюмируя эту главу, можно разделить личность как социализированный индивид по уровню развития на три группы: индивид как организм подстраивающийся под среду обитания; индивид, как личность, развивающаяся, подстраиваясь под общество и, наконец, личность как высокоорганизованное и высоко моральное существо, которое уже не старается "выжить", но наоборот, может действовать во вред себе, но на пользу обществу, то есть живет уже не ради себя, а ради каких-либо высших ценностей, будь то общество, Бог или личные идеалы. 

    Формирование  и развитие личности; социализация и индивидуализация.

    Основной  источник активности личности – это  потребности.

    Все стороны личности проявляются в  деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека.

    Потребность – это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем-то,  или недостаток чего-либо.

    Потребности бывают:

  • Естественные (природные) - непосредственно обеспечивают существование человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер.
  • Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).
  • Очень важное значение имеет потребность в труде.

    Уровень развития потребностей влияет на уровень  развития личности.

    Нормальное  состояние человека (если только он не спит) –  активное, деятельное.

    Активность бывает:

  • Внешней (движение, мышечные усилия).
  • Внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже  у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д.
 

    Деятельность  – активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства.

    Без деятельности невозможна человеческая жизнь:

  • В процессе деятельности человек познает окружающий мир.
  • Создает материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу.
  • В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка.
  • Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир.
  • Деятельность человека формирует и изменяет его самого.

    Для всякой деятельности необходимы психические  процессы:

  • Внимание.
  • Память.
  • Мышление.
  • Воображение.

    С другой стороны все  эти психические  процессы формируются  и развиваются  в деятельности, такова взаимосвязь психических  процессов и деятельности.

    Различают три основных вида деятельности:

  • Учебную.
  • Трудовую.
  • Игровую.

    Они отличаются друг от друга по:

  • Результатам.
  • Мотивам.
  • Организациям.
 

    Труд  основной вид деятельности и его результатом  является создание общественно-полезного  продукта (заводская  и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)

    Творческая  деятельность – ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.)

    Она требует наличия  способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий.

    Ошибочно  мнение, что талантливому человеку все достается  без труда. Наоборот многие талантливые  люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).  

    “Вдохновение  – это такая  гостья, которая не любит посещать ленивых”.      Чайковский.

    Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.

    Учение  дает полезный продукт  лишь на производственной практике, при обучении профессии.

    Игра  не дает общественно  значимого продукта.

    Различны  и мотивы этих видов  деятельности:

  • Мотивом труда является осознание общественной необходимости.
  • Игра мотивированна интересом.
 

    Различны  и организация  этих видов деятельности.

    Труд  и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте.

    Игра  связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет.

    Человеку  почти в любом  возрасте свойственны  все три вида деятельности, но в разные периоды  жизни они имеют  разное значение.

    С точки зрения структуры  различают цели и мотивы деятельности:

    Цель  – то ради чего действует  человек.

    Мотив – то почему, он так  действует.

    Составную часть или отдельный  акт деятельности называют действием. Они состоят из движений:

    Деятельность ® Действия ® Движения 

    Например: пошить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из окружающего мира.

    Действия  бывают вполне осознанными  и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными.

      Различают практические  и умственные действия. Они тесно связаны  между содой.

    Интерес – избирательное  отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной  привлекательности.  

    Бывают  разные виды интересов: 

  • Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный пример  -  Плюшкин.
  • Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.
  • Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.
  • Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.
  • Пассивный -  интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).
  • Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

    В зависимости от широты и глубины интереса, находится уровень  развития личности.

    К основным факторам формирования личности относятся:

    Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления. Среда — это  окружение, условия, обстоятельства, в  которых растет, живет  и работает человек.  

    Выделяют:

  • Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, “улица” и т.п.);
  • социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;
  • естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности.

    наследственность  — генетическая передача определенных качеств  и свойств личности от поколения к  поколению;

    Обучение, воспитание, образование;  

    Степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.

    Можно иметь хорошую  наследственность, находиться в благоприятной  среде, получить квалифицированных  учителей, но оставаться при этом умной  ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности.

     Включаясь в социальные процессы, личность тем  самым изменяет и обстоятельства своей собственной жизни. Иначе  говоря, основным условием самоопределения  личности и сознательного регулирования  своей жизнедеятельности является ее общественная активность. То, как именно конкретная личность участвует в тех или иных социальных процессах (содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется от участия в них), зависит от ее направленности, которая формируется в процессе развития личности в системе общественных отношений. Направленность же можно разделить на четыре составляющих: мотивационная сфера личности, ее потребности, жизненные цели способности. Вопрос о том, откуда берутся мотивы, как они возникают, является в психологии личности одним из основных и рождает многообразие теорий. Например, по концепции Маслоу, основой мотивов являются потребности, которые по мере развития индивида образуют своего рода пирамиду. В основании пирамиды лежат физиологические потребности (голод, жажда, секс и т.д.). Следующий уровень - это потребность в безопасности, но не как проявление инстинкта самосохранения, а как нужда в порядке, устойчивости. Третий уровень - это необходимость в принадлежности к какой-либо группе людей, в общении и т.д.. И, наконец, четвертый уровень - потребность в уважении, престиже. Несмотря на кажущуюся логическую завершенность, на мой взгляд, в этой концепции есть ряд недостатков, в частности то, что она рассматривает индивид вне связи с обществом, выхватывая абстрактное лицо из системы общественных отношений.

     Более интересно, по моему мнению, в этом отношении разделение мотивации  на внешнюю и внутреннюю, исследуемое  В.И.Чирковым и разработанное Эдвардом Л.Диси и Ричардом М.Руяном.

     Внешняя мотивация, по их теории  -  это мотивация, при которой факторы воздействующие на поведение личности находятся вне Я личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней.

Информация о работе Психология личности