Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально- психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Содержание

Введение.
1. Соотношение понятий «человек», «индивид»,
«индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в
психике человека. Проблема личности в отечественной и
зарубежной психологии.
2. Психологическая структура личности: соотношение
биологического и социального.
3. Активность личности. Связь личности с деятельностью.
Формирование и развитие личности.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Психология управления..docx

— 28.39 Кб (Скачать)

 Различают  три основных вида деятельности:

  • Учебную.
  • Трудовую.
  • Игровую.

 Они  отличаются друг от друга по:

  • Результатам.
  • Мотивам.
  • Организациям.

 Труд  основной вид деятельности и  его результатом является создание  общественно-полезного продукта (заводская  и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)

 Творческая  деятельность – ее результатом  является создание нового оригинального  продукта высокой общественной  ценности (техническое изобретение,  создание нового музыкального  или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.)

 Она  требует наличия способностей, глубоких  знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженный  труд, настойчивость и упорство  в преодолении препятствий.

 Ошибочно  мнение, что талантливому человеку  все достается без труда.

 Наоборот  многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой,  Репин и др.).

 «Вдохновение  – это такая гостья, которая  не любит посещать ленивых».

 Чайковский.

 Учение - деятельность, направленная на  приобретение знаний, умений, и навыков,  необходимых для широкого образования  и последующей трудовой деятельности.

 Учение  дает полезный продукт лишь  на производственной практике, при  обучении профессии.

 Игра  не дает общественно значимого  продукта.

 Различны  и мотивы этих видов деятельности:

  • Мотивом труда является осознание общественной необходимости.
  • Игра мотивированна интересом.

Различны  и организация этих видов деятельности.

 Труд  и учение осуществляются в  специально организованной форме,  т.е. в определенное время и  в определенном месте.

 Игра  связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное  для этого время как хочет  и сколько хочет.

 Человеку  почти в любом возрасте свойственны  все три вида деятельности, но  в разные периоды жизни они  имеют разное значение.

 С  точки зрения структуры различают  цели и мотивы деятельности:

 Цель  – то ради чего действует  человек.

 Мотив  – то почему, он так действует.

 Составную  часть или отдельный акт деятельности  называют действием. Они состоят  из движений:

 Деятельность  ( Действия ( Движения

 Например: пошить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных  действий (снятие мерок, раскрой,  сметывание, примерка и т.д.) все  эти действия состоят из отдельных  движений, которые диктуются сигналами  из окружающего мира.

 Действия  бывают вполне осознанными и  не вполне осознанными, когда  недостаточно осознана цель, последовательность  движений и контроль. Такие мало  осознанные действия производятся  под влиянием сильных чувств  и называют импульсивными.

 Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между содой.

 Интерес  – избирательное отношение личности  к объекту, в силу его эмоциональной  привлекательности.

 Бывают  разные виды интересов:

  • Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный пример - Плюшкин.
  • Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.
  • Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.
  • Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.
  • Пассивный - интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).
  • Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

 В  зависимости от широты и глубины  интереса, находится уровень развития  личности.

 К  основным факторам формирования  личности относятся:

 Среда  — важнейший фактор социализации  человека и его становления.  Среда — это окружение, условия,  обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.

 Выделяют:

  • Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, «улица» и т.п.);
  • социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;
  • естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности. наследственность — генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;

 Обучение, воспитание, образование;

 Степень  адекватности включения человека  в трудовую деятельность.

 Можно  иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной среде,  получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной  ненужностью. Только в процессе  трудовой деятельности происходит  становление и развитие личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Проблема  личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли.

 Такое  представление о личности в  психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам  язык обыденной жизни наделяют  личность силой активности. Кто  не активен. Тот обезличен.  В этом сходятся научные и  интуитивные концепции личности  в сознании людей. «То чего  не достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его « Я» есть господин».

 Личность  есть господин самого себя, - такова  максима ценностного осмысления  феномена личности в культуре. 
 
 
 
 
 

Литература.

1. Ильенков Э.В. Что такое личность? – М.,1991

2. Сердюк  С.Ф., Дровникова И.Г. Дудкина Е.И.

 Психология  и педагогика в деятельности  сотрудников ОВД: курс лекций.

 Воронеж:  Воронежская высшая школа МВД  России, 1998. – 88с.

3. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности – М.1997

4. Психология  и педагогика. Учебное пособие  для вузов.

 Радугин  А.А. Москва,1997. – 256с.

5. Лекционный  материал по психологии.

Информация о работе Психология личности