Психология личности руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Одна из форм проявления направленности личности – особенности ее поведения в той или иной сфере жизнедеятельности. В нашем случае, очевидно, можно говорить о психологическом феномене личности руководителя.
Деятельность руководителя включает в себя не только управление подчиненными в процессе и с целью решения производственных задач.

Содержание

1.Введение
2.Основные понятия психологического компонента управленческой деятельности
3.Социальные характеристики личности современного руководителя
4.Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчинёнными. Стили управления коллективом
5.Заключение
6.Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат психология.docx

— 31.45 Кб (Скачать)

Содержание

1.Введение

2.Основные понятия психологического компонента управленческой деятельности

3.Социальные характеристики личности современного руководителя

4.Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчинёнными. Стили управления коллективом

5.Заключение

6.Список литературы

                                                        Введение руководитель личность качество

     Одна  из форм проявления направленности личности – особенности ее поведения в  той или иной сфере жизнедеятельности. В нашем случае, очевидно, можно  говорить о психологическом феномене личности руководителя.

     Деятельность  руководителя включает в себя не только управление подчиненными в процессе и с целью решения производственных задач. Ролевая структура деятельности предполагает исполнение руководителем весьма широкого круга действий и обязанностей, среди которых разработка технологических схем управления, подготовка и принятие решений, осуществление управленческих воздействий и взаимодействие с подчиненными, формирование микросреды, выполнение множества дополнительных операций, сопутствующих управленческой деятельности.

     Система психологических характеристик  руководителя – это минимально необходимый  набор характеристик, достаточный для описания обобщенного психологического портрета личности руководителя и позволяющий сформировать описание всех прочих психологических характеристик, которые таким образом могут быть описаны как комбинация или следствие характеристик, образующих функционально полную систему.

     Основной  целью моего реферата является изучение психологических закономерностей  управленческой деятельности; выявление  требований, предъявляемых к личности руководителя; рассмотрение влияния личностных качеств руководителя на успешность его деятельности.

     1. Основные понятия психологического  компонента управленческой деятельности

     1.1 Анализ концепций  личности руководителя

     В отечественной психологии сложились  разнообразные подходы к разработке теоретической модели развития личности и эффективности управленческой деятельности руководителя.

     Коллекционный подход основан на следующих представлениях. Руководитель должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Кроме этого может быть определен перечень этих качеств для конкретной должности.

     Конкурентный  подход. Он предполагает наличие у руководителей особых, личностных свойств или определенного уровня развития общих свойств, отличающих их от других людей. В структуре личности руководителя здесь выделяют административно-организаторские умения, морально-этические характеристики, качества ума, профессиональные умения, социальную направленность, мотивацию.

     Парциальный подход предполагает коррекцию личностных способов ориентации в среде. При этом особое внимание уделяется исследованию развития мышления и созданию алгоритмов решения управленческих задач.

     Инженерно-психологический  подход нашел свое отражение в анализе систем управления и рассматривает руководителя как лицо, принимающее решение.

     Рефлексивно-ценностный подход изучает личность руководителя через формирование у него рефлексивно-ценностной концепции управления. Это своеобразная программа реализации стратегических замыслов руководителя.

     Социально-психологический  подход. Построение социально-психологических моделей личности руководителя осуществляется в данном

     подходе на самых различных основаниях. Это и общие качества (общительность, общий уровень развития, практический ум, наблюдательность, работоспособность, активность, инициативность, настойчивость, самостоятельность, самообладание); и направленность организаторской деятельности и специфические свойства (организаторское чутье, избирательность, ум, психологический такт, энергичность, требовательность, критичность).

     Ситуационно-комплексный  подход рассматривает движущие силы развития личности руководителя в различных управленческих ситуациях и жизненных событиях.

     Факторный подход. К первой группе факторов относят  ситуационные и институционализированные, которые включают в себя производственные, организационные и социальные условия. Вторую группу факторов составляют индивидуальные факторы развития личности руководителя, к которым относятся личностные предпосылки и демографические переменные.

     Функциональный  подход реализован на двух методологических основаниях:

     1) в соответствии со структурно-функциональной  организацией его деятельности, которая задает определенные требования к личности руководителя;

     2) содержание личности руководителя  важно рассматривать как совокупность взаимосвязанных подструктур в целостной структуре личности.

     Для имиджевого подхода характерно изучение индивидуально-личностных качеств и создание технологий формирования имиджа руководителя, соответствующего сознательным и бессознательным потребностям той или иной социальной группы.

     Экономико-психологический  подход изучает психологические закономерности экономического поведения различных типов руководителей.

     Интегративный подход предусматривает выявление глубинных психологических механизмов, интегрирующих личность и деятельность руководителей, позволяющих руководителям, относящимся к разным психологическим типам и действующим в существенно разных условиях, достигать объективно высоких результатов в управлении.

1.2 Социальные  характеристики личности современного  руководителя

Имеется достаточно большое число исследований, посвященных личности руководителя. Обратимся к одному из них. Американский психолог М. Шоу предложил следующую классификацию личностных качеств руководителя. По его мнению, личность руководителя можно «разложить» на три группы характеристик:

  • биографические характеристики;
  • способности (в том числе управленческие);
  • черты личности (личностные качества).

     Известный специалист в области психологии управления Р.Л. Кричевский дополнил эту классификацию еще одной группой – менеджерскими характеристиками. Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных групп.

     I. Биографические характеристики

     Первая  группа включает: возраст; пол; социальный статус; образование.

     Возраст

     С ним связано немало конкретных вопросов: например, каков возрастной оптимум  для менеджеров, в каком возрасте руководителю следует оставить свое кресло и т.д. С одной стороны, существует немало аргументов в пользу того, что возраст (а значит, и  опыт) позитивно влияет на качество управления. С другой стороны, было бы ошибочно думать, что

     только  зрелый возраст и опыт дают основания  рассчитывать на высокий пост и управленческий успех. Есть немало аргументов и в пользу молодости.

     Таким образом, есть основания считать, что  возраст не оказывает существенного влияния на лидерство и эффективность руководителя. Это означает, что хорошим управленцем (так же, как и плохим) можно быть в любом возрасте. Социально зрелым человек может быть и в молодости, и это, во многом зависит от самого человека.

     Пол

     Кто более эффективен в качестве менеджера? Кто-то считает, что мужчины, кто-то – что женщины.

     Вопрос  о том, кто более эффективен в  качестве руководителя – мужчина или женщина, – это некорректный вопрос. Есть женщины, которые руководят с лучшим результатом, чем некоторые мужчины, и наоборот. И женщина, и мужчина могут быть и не быть эффективными руководителями, и это зависит не от половой принадлежности. Пол, как и возраст, может рассматриваться с точки зрения биологической и психологической.

     Социальный  статус и образование

     И статус, и образование, безусловно, важны не только для того, чтобы занять руководящую должность, но и для того, чтобы успешно функционировать в ней. И речь не просто о наличии диплома, пусть даже самого престижного университета. Образование – это, прежде всего уровень профессиональной подготовки, умение применять свои знания и умения в реальной жизни. Можно получить должность благодаря своему диплому, но удержать ее, справиться с работой наличие диплома едва ли поможет; для этого нужны, прежде всего, знания и умения. Успех определяет не то, что записано в дипломе, а то, что содержится в голове.

     Что же касается социально-психологического статуса (происхождения) как предпосылки  реализации личности в менеджменте, то утверждение, что высокий статус способен оказать положительное  влияние на карьеру, в доказательствах не нуждается. И все же многие выдающиеся руководители

     начинали  свои блистательные карьеры с  очень низких стартовых площадок, и, наоборот, известны случаи, когда, получив во владение компанию, наследники приводили ее к банкротству. Так что путь наверх в менеджменте открыт для каждого.

     II. Способности

     Способности можно подразделить на общие (например, интеллектуальные) и специфические (профессиональные).

     Доказано, что наиболее успешными оказываются  руководители со средними умственными способностями. С чем это связано? Одно дело – решать задачи (теоретические и практические) самому и совсем другое – организовывать на их решение других людей. Среди специальных способностей, необходимых эффективному руководителю, можно выделить такие: специальные умения и знания; компетентность; информированность.

     III. Личностные качества

     Из  множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются: доминантность; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность; стрессоустойчивость; креативность; стремление к достижениям; предприимчивость; ответственность; надежность; независимость; общительность. Остановимся на них более подробно.

     Доминантность (влияние)

     Руководителю, безусловно, необходимо обладать этой чертой. Но, вырабатывая ее в себе, не следует забывать о психологической стороне вопроса. М. Вудкок и Д. Френсис в своей книге «Раскрепощенный менеджер» выделили следующие характеристики руководителя, умеющего влиять на людей: он ясно излагает свои мысли, уверен в себе, устанавливает хорошее взаимопонимание, награждает требуемое поведение, дает четкие указания, стремится быть настойчивым, прислушивается к другим.

     Что значит для подчиненных уверенный  в себе руководитель? Прежде всего, то, что в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит,

     защитит, явится той «спиной», которая вас  прикроет. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе.

     И, наконец, есть еще одна сторона управленческой деятельности, в которой уверенность в себе играет не последнюю роль. Это контакты и переговоры с другими руководителями. Понятно, что колеблющийся и неуверенный в себе руководитель едва ли сможет вызвать доверие с их стороны.

     Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость

     Это родственные, близкие друг другу  личностные черты руководителя.

     Во-первых, необходимо контролировать свои эмоции. Неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий.

Информация о работе Психология личности руководителя