Наблюдение или способ познания
личности и коллектива более
эффективно, если включено в состав
какой-либо другой служебной деятельности
офицера, а не выступает как
самостоятельная форма. Для того,
чтобы оно давало полезный
результат, а от офицеров требуется
наблюдательность и психологическая
проницательность, развивать способности
замечать и дешифровать внешние
характеристики поведения подчиненных.
Эти качества поддаются целенаправленной
тренировке. Постоянно общаясь с
подчиненными, фиксируя в своей
памяти разнообразные элементы
их поведения, сопоставляя наблюдения
и информацию, полученную из других
источников, можно существенным
образом развить умение понимать
людей. Эффективно наблюдать -
значить быть внимательным, не
отрываться от того. что происходит
вокруг, стремиться разгадать логику
поведения подчиненных.
Большими познавательными возможностями
обладают методы беседы и примыкающие
к нему методы (опрос, анкетирование
и др.). Без беседы, откровенного.
душевного разговора немыслимо
познание внутренних движущих
сил поведения воина, глубины
источников его активности или
причин пассивности в службе,
особенностей его восприятия
внутреннего мира и оценки
всего окружающего. Необходимой
предпосылкой эффективности беседы
являются доброжелательные взаимоотношения
между начальником и подчиненными,
авторитет старшего, его нравственная
чистота и благородство. Большую
роль играет также искусство
ведения разговора, умение офицера
практически реализовать свою
искреннюю заинтересованность судьбой
подчиненного. Умение вести беседу
предполагает соблюдения ряда
рекомендаций;
а) тщательно подготовить
беседу, изучить данные о собеседнике,
полученные из других источников,
например из личных документов,
определить цель, тему разговора,
продумать его ход, последовательность
вопросов. предусмотреть возможные
варианты поведения воина. Определить
удобное место, отвести нужное
время исключить асе то, что
может прервать или нарушить
атмосферу беседы;
б) начальный этап преследует
цель включить подчиненного в
предстоящий разговор, заинтересовать
его, снять возможное напряжение
и скованность. придать беседе
непринужденность и доверительность
и вместе с тем серьезный
деловой тон;
в) внимательно слушать ответы,
поддерживать интерес собеседника
к происходящему, следить за
продвижением к намеченной цели,
наблюдать характерные особенности
поведения подчиненного. Учитывать
деловые предложения давать ответы
на вопросы. Не допускать, чтобы
беседа оставила в сознании
подчиненного неприятный осадок;
г) проанализировать ход и
результаты беседы, записать нужные
данные, оценить степень откровенности
подчиненного, достоверность полученной
информации, сделать выводы о
последующей работе с воинами
и своем подходе к нему.
Особую роль играют активные
методы изучения личного состава
в основе которых лежит идея
психологического эксперимента. Общей
чертой экспериментальных методов
является целеустремленное воздействие
на воинов и на условия, в
которых они живут и действуют
для того, чтобы оценить их
качества и состояния. Эксперимент
отличается от остальных методов
тем. что здесь не надо ждать
подходящего случая, как в наблюдении
или косвенным путем восстанавливать
интересующие качества личности.
В эксперименте создаются условия
для объективной проверки наличия
требуемого качества. Возможности
применения эксперимента существенно
увеличиваются по мере развития
современных технических средств.
В изучении личного состава
широко используется психологический
анализ результатов деятельности,
а также тех документов. где
они огранены (планы и учет
мероприятий, протоколы, наглядная
агитация, стенная печать и др.).
Оценивая результаты боевой и
политической подготовки , итоги
социалистических соревнований, выполнения
отдельных заданий и поручений,
офицеры стараются определить
личный вклад, который внес
изучаемый воин в общий успех
подразделения, раскрыть те психологические
условия, которые привели к
одному данному результату, прежде
всего мотивы. Они учитывают не
только ближайшие, внешние уже
полученные показатели, но и возможные
последствия, а также то, какой
ценой достигнут результат.
Таким образом, изучение личного
состава - это психологически
тонкая ответственная и трудоемкая
работа офицера. Успех в ней
приходит к тому, кто владеет
соответствующими элементами профессионального
мастерства, хорошо знает психологическую
теорию и методы исследования,
кто близок к подчиненным, по
товарищески относится к ним,
проявляя заботу об их нуждах
и запросах. Изучение личного
состава не является самоцелью
и не должно превращаться в
формальное проведение мероприятий
(бесед, исследований, анкетирования,
опросов), замкнутых в себе не
имеющих практически полезного
выхода. Изучение приносит ощутимую
пользу, если оно с самого начала
планируется как органическая
составная часть процесса руководства
коллективом, организацией боевой
подготовки.
Литература:
1. Андреева Г.М. Психология
социального познания: учеб. пособие.
- 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Аспект
Пресс, 2005
2. Аникин В.И. Психология
управления в дипломатической
практике
Российской Федерации: учеб.
Пособие
3. Сапогова Е.Е. Психология развития
человека: учеб. пособие. - М.: Аспект
Пресс, 2005
4. Лютова С.Н. Психолого-педагогические
основы преподавания в ВУЗе:
курс лекций. – М.: Проспект,
2009.