Психология личности. Психологическая структура личности воина

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 04:22, реферат

Описание работы

Человек- это с одной стороны биологическое существо, наделенное сознанием, обладающий речью, способностью трудиться, познавать окружающий мир и активно изменять, преобразовывать его.
Человек с другой стороны, общественное существо. Это самый важный его признак, так как общественная жизнь и общественные отношения, коллективный труд изменили и подчинили себе его биологическую телесную организацию.

Работа содержит 1 файл

Психология личности.docx

— 35.59 Кб (Скачать)

 Личность - это конкретный человек, представитель определенного общества, класса, коллектива, занимающийся конкретным видом деятельности, осознавший свое отношение к окружающему миру и имеющий свои индивидуальные особенности.

 Что же такое психика? Она  является продуктом работы , головного  мозга человека.

 “Все, что приводит людей  в движение - писал философ - должно  пройти через их голову...”

 Психика составляет духовный  мир личности, который находит  внешнее выражение в поступках,  в содержании высказываемых мыслей  человека, в его жестах, мимики, или  же выступает только внутренне,  как движение мыслей, переживания,  намерения и др.

 Человеческая психика является  продуктом общественно-исторического  развития. Психика отдельного человека  развивается и нормируется под  влиянием социальных условий  и той деятельности, которой он  занимается.

 СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЛИЧНОСТИ  ВОИНА:

1. Психические процессы:

 а) познавательные

 б) эмоциональные

 в) волевые

- ощущения

-восприятие

- память

- представления

- речь

- воображение

- эмоции

- чувства

- механизм волевых действий

 2. Психические свойства:

  а) направленность

 б) темперамент

 в) характер

 г) способности

  - потребности

- мотивы

- цели

 

 3. Психические образования

  а) знания

 б) навыки 

 в) умения

 г) мнения

 д) убеждения

 е) привычки

 

4. Психические состояния:

  а) подъем

 б) активность

 в) угнетение

 г) пассивность

 

 

 Фундаментом психики человека  являются Психические процессы  – познавательные эмоциональные  и волевые. На их основе возникают  и переживается различные состояния,  осуществляются формирование знаний, навыков и умений, приобретается  жизненный опыт.

 Психические процессы выступают  в качестве первичных регуляторов  поведения человека.

 Их особенности у учеников  безусловно интересуют военрука  в плане повышения результативности  допризывной подготовки юношей  и военно-патриотического воспитания.

 Психические состояния представляют  собой временный функциональный  настрой психики на фоне которого  протекают психические процессы  и проявляются свойства личности. Психические состояния отличается  от психических процессов многообразием,  сложностью своеобразной динамичностью.  Они возникают под воздействием  социальных условий, результата  деятельности физиологических Факторов  и в свою очередь оказывают  большое влияние на деятельность  и поведение воина.

 Психические свойства являются  высшими и более устойчивыми  в отличии от психических процессов  и состояний регуляторами деятельности  и поведения, типичными для  данного человека. К ним относятся  направленность, темперамент, характер  и способности, они формируются  на основе психических процессов,  состояний и образований и  в свою очередь показывает  существенное влияние на них.  Психические свойства определяют  качественный уровень психики,  её внутренние и внешние проявления.

 Психическим образованьям относятся  знания, навыки, умения, мнения, убеждения,  привычки, они формируются в результате  взаимодействия психических процессов  состояний и свойств личности. Уровень психических образований  нормируемых на занятиях допризывной  подготовки у учащихся, характеризует  уровень их военно-специальной  подготовленности к службе в  армии.

 Психология коллектива - это  те коллективные переживания  реакции, мнения, настроения, взаимоотношения,  которые влияют на поведение  и действия коллектива в целом  и каждого его члена в отдельности.  Она не является простой суммой  проявления психики отдельных  лиц. Коллективная психология - качественно  новое образование, обладающее  силой, значительно большей, чем  просто сумма индивидуальных  сил. Вместе с тем нельзя  и противопоставлять психологии  коллектива психологии личности. Психология коллектива - следствие  трансформации индивидуальной психологии  членов коллектива, её интеграции.

 Она складывается:

 а) мотивизацией них компонентов  - коллективных потребностей, интересов,  за просев, целей, идеалов традиций;

 б) интеллектуальных компонентов  - коллективных мыслей, представлений,  мнений;

 в) эмоциональных компонентов  - коллективных настроений чувств 

 г) волевых компонентов - настойчивости,  решительности, дисциплинированности  и др.

 д) социальных компонентов  - выражающих характер взаимоотношений  между членами коллектива - взаимных  притязаний, оценок, симпатий и антипатий  и др.

 Раскрытия закономерностей  сплочения коллектива управления  его психологической атмосферой, укрепления дружеских взаимоотношений  помогает воспитывать у учеников  дух коллективизма, дисциплинированность - качества, столь важные для их  последующей службы и повседневной  жизни .

 Предметом исследований военной  психологии является и воинская  деятельность во всех её проявлениях.

 Воинская деятельность - предусмотренное  Конституцией РУз исходящее из  глубоких идейных и нравственных  мотивов, сознательное применение  воинами оружия и боевой техника  в условиях опасности, высоких  физических и психологических  нагрузок как военное так и  в мирное время, направленное  на выполнение задач поставленных  командованием.

 Психологическая характеристика  воинской деятельности, которую  дает военная психология может  помочь военруку осуществлять  ориентацию молодежи на будущую  службу моделировать её компоненты  на проводимых занятиях, в процессе  воспитательной работы в классе.

 Разумеется, личность воинов, воинский  коллектив, воинская деятельность  изучается в единстве, ибо не  разрывны воин, экипаж, расчет их  действия но выполнению служебных,  учебных и боевых задач. Это  единство находит выражение в  личностно-социальнодеятельном подходе  методическом принципе военно-психологических  исследований. На этот же подход  ориентирует военная психология  военрука школы, проводящего работу  в подготовке учащихся молодежи  к военной службе.

 Управление подразделением  частью, обучение и воспитание  личного состава в современных  условиях осуществляются на основе  комплексного подхода, полного  и всестороннего учета всей  совокупности стоящих задач, условий  обстановки, ближайших отдаленных  последствий. Одним из основных  требований комплексного подхода  является учет качеств и состояний  воинов и воинских коллективов.

 Требования изучению личного  состава военными руководителями  вошли в число непосредственных  служебных обязанностей и командиров  всех степеней. Согласно Уставу  внутренней службы Вооруженных  сил все прямые начальники  несут ответственность за политико-моральное  состояние и воинскую дисциплину личного состава. Они должны всесторонне знать состояние вверенных им подразделений, частей, изучать подчиненных путем личного общения с ними как на службе так и в быту.

 Изучение личного состава  объективно обусловлено самим  характером работы офицера, его  назначением как руководителя, организатора, воспитателя своих подчиненных.  Чтобы поддерживать постоянную  боевую готовность, организовывать  повседневную службу, боевую и  политическую подготовку, а также  боевую деятельность подразделения  командиру необходимо знать

- в какой степени воины обладают  качествами, необходимыми для выполнения  полученной задачи;

- на кого из подчиненных можно  опереться в подготовительной  работе и в процессе выполнения  задачи, кому и какую помощь  необходимо оказать;

- в какой форме следует предъявить  требования, чтобы обеспечить добросовестное  отношение к делу;

- с кем и какую подготовительную  работу нужно провести;

- какие недостатки необходимо  устранить;

- какие методы и формы обучения  и воспитания следует применить.

- Научной основой изучения личного  состава являются современные  теоретически обоснованные взгляды  и представления о закономерностях  поведения людей в условиях  службы мирного и военного  времени. Важными инструментами  при этом являются методы военной  психологии. Опираясь на общие  закономерности военной психологии, умело применяя методы изучения  личности и коллектива, командир  получает достоверные и полезные  данные о своих подчиненных,  позволяющие ему принимать решения  об их целесообразном назначении  для выполнения различных учебных  и боевых задач, конкретизировать  цели и задачи обучения и  воспитания и осуществлять индивидуальный  подход в повседневном общении  с ними.

 На этой основе строятся:

 а) программа изучения личного  состава;

 б) методика сбора данных  о личности воина;

 в) система накопления, обработки  и обобщения психологической  информации. Роль программы изучения  личности выполняет психологическая  теория личности воина.

 Изучение личного состава  в современных условиях становится  все более сложным и трудоемким  делом офицеров. Это объясняется  возрастанием требований к моральным  качествам и боевой подготовки  воинов, относительно кратковременным  пребыванием их в коллективе, а также ростом духовных интересов,  общеобразовательного и культурного  уровня в этих условиях необходимы  дальнейшее совершенствование методики  изучения личного состава, развитие  соответствующих навыков и профессиональных  качеств у офицеров.

 Характерной чертой этой  по существу познавательно-исследовательской  работы является ее деловитость,  ориентация на конкретные задачи, на обеспечение проводимых мероприятий  с психологической стороны.

 Важным направлением совершенствования  системы изучения личного состава  является овладение офицерами  данными психологической науки,  методами психологического исследования, изучение соответствующего опыта  передовых командиров.

 В зависимости от направленности, от тех целей, которые офицеры  ставят перед собой, различают  следующие формы изучения личного  состава:

 а) постоянное и всестороннее  накопление сведении о личном  составе в соответствии с требованиями  которые предъявляются к личности  и воинскому коллективу условиями  войны и боя и военной службы (изучение с учетом перспективы;

 б) выявление психологических  причин конкретных поступков,  событий в подразделении, успехов  и неудач в воинской деятельности (психологическая диагностика);

 в) изучение воинов в целях  прогнозирования их поведения  в будущем. например, при выполнении  новой задачи, изменении условий  службы, в процессе развития боевой  обстановки (психологическое прогнозирование).

 Изучение личного состава  в различных условиях и с  различными целями осуществляется  посредством применения специальных  методов. Методы изучения воинов  и коллективов (методы психологии) представляют собой научно обоснованные  и практически испытанные способы  действий в целях изучения  получения достоверном психологической  информации. Основными из них  являются:

- наблюдение;

- беседа и опрос; 

- эксперимент; 

- психологический анализ результатов  деятельности и документов;

- а также методы обобщения  оценочных суждений.

 Эти методы дают первоначальную (сырую) информацию, которая прежде  чем будет практически использована, упорядочивается, обобщается. приводится  к удобному для применения  виду.

 Для этого служат методы  логического анализа, а также  математические и статистические  способы обработки первичных  данных.

 Широкое применение в войсковых  условиях находит психологическое  наблюдение - метод, представляющий  собой способ получения психологической  информации при минимальном воздействии  на изучаемого воина путем  целенаправленного восприятия его  действий, а также слов, жестов, выражения  лица и других внешних проявлений  психической активности.

Информация о работе Психология личности. Психологическая структура личности воина