Психология концепции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Психология управления - это отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления - анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word2iii.docx

— 26.44 Кб (Скачать)

Введение 

    Психология  управления предоставляет знания, которые  возможно использовать при решении  проблемы управления деятельностью  трудового коллектива.

    Особенностью  психологии управления является то, что  ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся  правилам и нормам этой организации  и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

    Социально-психологические  отношения выступают как взаимоотношения  людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной.

    В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент  социальной группы, вне которой его  поведение не может быть понятым.

    В психологии управления и отдельный  работник, и социальная группа, и  коллектив выступают в контексте  организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане  управления оказывается неполным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Психология концепции управления

1.1. Понятие, предмет и задачи психологии управления 

    Психология  управления - это отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления - анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью  повышения эффективности и качества работы в системе управления.

    Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет такие моменты  как: диагностика и прогнозирование  состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы  деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения.

    В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности  и способности, а также его  индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне  принятые личностью принципы и правила  управления.

    Практическая  реализация разработок в области  психологии управления осуществляется в виде создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д.

    Предметом психологии управления являются следующие  проблемы человеческих взаимоотношений  и взаимодействий:  

1.Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие  в процессе труда.

2.Управленческая  деятельность и ее организация  с точки зрения психологической  эффективности. 

3.Групповые  процессы в трудовом коллективе, и их регуляция  
 
 
 

1.2. Основные методы психологии управления 

    Психология  управления использует различные психологические  методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.

    Наблюдение - сложный объективный психологический  процесс отражения действительности. Его сложность обусловлена тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя  как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и  обобщение информации, с другой.

    Эксперимент - один из самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Осуществление эксперимента позволяет  получить уникальную информацию Основная цель его проведения - проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные  управленческие решения.  

1.3. Психологические законы управления 

    Законы  психологии управления проявляются  во взаимодействии в межличностных  отношениях и в групповом общении. Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в  целом являются: 

    1. Закон неопределенности отклика. Его можно назвать законом зависимости внешних воздействий от внутренних психологических условий (структур). Этот закон основывается на психологических явлениях - апперцепции и наличии стереотипов сознания. Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта. Стереотипы сознания - устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры. Один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие. Множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т.д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях. И эти факторы невозможно учесть.  

    2. Закон неадекватности  взаимного восприятия. Суть этого закона состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той точностью и полнотой, которая была бы достаточной для серьезных решений относительно этого человека.  

1) Человек всегда находится в состоянии изменения. Известно, что в любой момент времени любой человек определенного возраста может находиться на разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального и сексуального развития.

2) Человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и «слабые места».

3) Достаточно часто человек не может дать информацию о себе потому, что не знает себя. А в некоторых случаях он, часто сам того не подозревая, старается показаться не таким, какой есть на самом деле, а таким, каким ему хочется быть в глазах других людей.

    Неадекватность  восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение.

    Специалисты в области управления рекомендуют  менеджерам использовать следующие  принципы подхода к людям: 

а) принцип универсальной талантливости. С управленческой точки зрения, он может звучать так: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»;

б) принцип развития. Способности (как общие, так и специальные) могут развиваться;

в) принцип неисчерпаемости. Ни одна оценка, данная человеку при его жизни, не может считаться окончательной 
 

    3.Закон  неадекватности самооценки. Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при анализе других людей.  

    4. Закон искажения  информации. Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». Степень изменения прямо пропорциональна числу звеньев, через которые проходит информация: чем больше работников знакомится с ней и передает ее другим людям, тем сильнее смысл отличается от первоначального.

      В основе потери смысла информации  лежат следующие обстоятельства: 

1) Язык, на котором передается управленческая информация, является языком многозначным.

2) Если информация неполная, если доступ к ней ограничен и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. И тогда объем информации изменяется не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения.

3) Люди, воспринимающие информацию и передающие ее, отличаются друг от друга по уровню образования, интеллектуального развития, по своим потребностям, а также по физическому и психическому состоянию.  

    Чтобы свести искажение к минимуму рекомендуется  произвести следующие действия: 

1) Уменьшить количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации.

2) Своевременно снабжать сотрудников всей необходимой информацией по тем вопросам, которые они должны решать. 

3) Поддерживать обратную связь с подчиненными с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений. 

    5. Закон самосохранения. Суть этого закона в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию.  

    6. Закон компенсации. При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способами или навыками и умением работать. Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить.  

1.4. Основные элементы управленческого процесса 

    Любая организация - сложная социальная система, которая состоит из двух элементов - управляющего и управляемого. Будучи подсистемой организации в целом, управляющий элемент одновременно сам представляет весьма сложное  образование, которое условно можно  назвать системой управления. Она  характеризуется определенной конфигурацией  структуры, степенью централизации  или децентрализации, формализации и регламентации, стабильностью  или изменчивостью, открытостью  или закрытостью (восприимчивостью или невосприимчивостью к внешним  влияниям).

    Структурно  система управления состоит из управляющей  и управляемой подсистем, (границы  между ними весьма условны), в единстве образующих субъект управления, а  также механизма их взаимодействия, который включает совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур, регламентирующих порядок осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления. Системный подход требует рассматривать субъект и объект управления как единое целое и во взаимосвязи с внешней средой.

    Под управляющей подсистемой системы  управления понимают ту ее часть которая  вырабатывает, принимает и транслирует  управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а под управляемой  ту, которая их воспринимает и реализует  на практике. В условиях иерархичности  управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей, то к управляемой подсистеме.

    Во  главе управляющей подсистемы находится  ее направитель (центральное звено), персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет  директоров акционерного общества).

    В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия  на управляемую - планирование, контроль, стимулирование, координация и пр.

    К управляемой подсистеме относятся  элементы объекта управления, которые  воспринимают управляющее воздействие  и преобразуют в соответствии с ним поведение объекта, а  также механизм взаимодействия этих элементов (личные интересы, цели работников, их взаимоотношения и т.п.).

    Обычно  управляющая подсистема по масштабу меньше управляемой и сложность  ее ниже; но она более активна, динамична. Управляемая же подсистема обладает большой инерционностью, на преодоление  которой обычно требуется немалая  энергия. Эта система преломляет управленческие решения в соответствии со своей спецификой, что во многом обусловливает эффективность их реализации.

    Если  управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и  юридически оформляется в виде должности  или совокупности должностей, образующих подразделение управления (управленческий аппарат). В противном случае субъектом  может быть отдельный человек, или  группа людей, не связанных формально  с теми или иными должностями.

Информация о работе Психология концепции управления