Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:40, реферат
Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?
"Несомненно,
что теория деятельности
Л.А.Петровская в одной из своих статей о тренинге писала:
"Принцип опосредствования психологических образований – методологически исходный для советской психологии <...>. Из этой идеи следует представление о стратегическом пути совершенствования, а в случае необходимости и преобразования психологической реальности: если детерминантой этой реальности выступает совместная предметная деятельность, то и перестраивать, изменять психологические параметры, влиять на них следует, прежде всего, посредством изменения, перестройки совместной деятельности" (Петровская, 1982, с.47).
Поэтому, на наш взгляд, именно культурно-историческая теория развития психики и деятельностный подход способны вооружить нас необходимым теоретическим и практическим инструментарием для осмысления выделенной проблематики, поиска адекватных методологических путей ее решения.
1.3. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
В настоящее
время большинство авторов, уделяющих
внимание проблематике психологического
тренинга, подробно описывают области
применения тренинга в практике психологической
помощи, коррекции и для обеспечения
личностного роста. В связи с
этим мы не будем детально останавливаться
на этом вопросе. Скажем лишь, что традиционно
психологический тренинг
Гораздо менее разработанной является проблематика применения психологического тренинга для нужд управления персоналом в организации. В то же время объем услуг в этой области сопоставим с объемом традиционных психологических услуг. Современные тенденции таковы, что в западных странах доля тренинга от общего фонда мероприятий по развитию персонала достигает 80-85% (Егоршин, 1997).
Основными формами тренинга в развитии персонала являются деловые игры, групповые дискуссии, ролевые игры, всевозможные модификации "мозгового штурма", "конференции идей", "коллективные записные книжки" и метод анализа практических ситуаций (так называемые кейс-стадиз). Для достижения общего развития персонала, личностного роста сотрудников и снижения их конфликтности чаще всего применяются традиционные виды психологического тренинга.
Рыночные отношения,
забота о приемлемом уровне издержек
не позволяют работодателю заниматься
общим развитием своих
В связи с
этим, тренинг используется для решения
очень широкого круга задач в
развитии персонала. В первую очередь
он применяется с целью адаптации
новых сотрудников в
Рассмотрим основные
области применения психологического
тренинга в практике управления персоналом.
Наиболее распространено применение психологического
тренинга для мобилизации внутреннего
потенциала работника, расширения круга
его возможностей, затребованных
особенностями рабочего места. "Работа
с психотехническими
Следующий пласт
проблем – овладение новыми навыками
через "проигрывание". Психологический
тренинг является одним из наиболее
доступных путей резкого
Тренинг также
выступает в качестве "тренажера",
на котором в безопасной обстановке
осваиваются и оттачиваются управленческие
и другие знания и умения. Групповой
метод работы позволяет повысить
интенсивность и стойкость
"Важным моментом
процесса формирования
Особенно широко
возможности психологического тренинга
раскрываются при внедрении командного
метода работы, сплочении коллектива
как психологической
"Совместно
решая конкретную задачу, участники
психотехнической игры
В последнее
десятилетие наблюдается
Использование
психологического тренинга для обеспечения
личностного роста и
По итогам всего
вышесказанного становится очевидным,
что тренинг как высоко эффективный
инструмент развития и достижения изменений
занимает особое место в современной борьбе
за повышение производительности и качества
труда, повышение конкурентоспособности
организаций. Наш исследовательский интерес
к методическим и методологическим проблемам
тренинга стимулируется и подпитывается
насущными потребностями практики, проблемами
сегодняшнего дня.