Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:40, реферат

Описание работы

Во все времена человечество интересовали вопросы о том-что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Работа содержит 1 файл

психология семинар.docx

— 48.87 Кб (Скачать)

Кроме вышеперечисленных  основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:

  • Беседа (интервью) — получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;
  • Тестирование — психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др. Их применение требует профессиональной психологической подготовки, так как непрофессиональное тестирование может нанести вред человеку. В настоящее время существует также множество так называемых популярных тестов. Как правило, они публикуются в газетах, журналах, доступной широкому читателю литературе. Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием и предназначены для самотестирования; специальной подготовки при этом не требуется;
  • Анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особыми формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности, и контент-анализ, имеющий своей целью выявление и оценку психологических характеристик литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов. В психологии широко используется изучение результатов изобразительной деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские рисунки, которые дают возможность понять эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, родителям, к самому себе.

Кроме перечисленных  методов, предназначенных для сбора  первичных данных о развитии психики, в психологии используются методы математической статистики, которые выступают как  средства повышения надежности, объективности  и точности получаемых результатов.

Структура современной психологии.

В настоящее  время психология представляет собой  сложную и разветвленную систему  направлений научных исследований, структуру которой составляет множество  относительно самостоятельно развивающихся  отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов:

  • Во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий;
  • Во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии- сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Особое положение  среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные  отрасли в целостное научное  знание. Изучая сущность и общие  закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую  основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических  знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся  процессы развития представлений о  природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

  1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:
    • психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;
    • медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;
    • педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;
    • юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;
    • инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;
    • спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;
    • отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.
  2. Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития:
    • возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе — ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;
    • сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;
    • психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.
  3. Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества:
    • социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;
    • этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.

Даже упоминание небольшой части развивающихся  в настоящее время отраслей психологии позволяет судить о том, насколько  многогранна эта наука. Вместе с  тем психология представляет собой  единую научную дисциплину, основанную на едином предмете исследования и  едином методе и включенную в общенаучный  контекст.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ТРЕНИНГА

В настоящее  время существует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга как особой области прикладной психологии. До сих пор каждая работа, посвященная  данной проблеме, начинается с определения  понятия тренинга. В наиболее широком  контексте термин "тренинг" используют для обозначения разнообразных  форм групповой психологической  работы. Однако параллельно существуют и такие понятия, как групповая  психотерапия, психо-коррекционные группы, группы опыта, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. Как справедливо замечает И.В.Вачков в своей книге "Основы технологии группового тренинга" (1999), доходит до того, что группы одного и того же вида у разных авторов названы по-разному.

Определяя границы  понятия "психологический тренинг", И.В.Вачков пишет:

"Современное  понимание тренинга включает  в себя многие традиционные  методы групповой психотерапии  и психокоррекции, что вынуждает искать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии в группах" (1999, с.7).

Рассматривая  тренинг в рамках деятельности по развитию личности, мы представим разнообразные  формы групповой психологической  работы, граничащие с обучением, терапией и коррекцией. Наиболее наглядно это  отражено на рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение  понятий "психотерапия", "психокоррекция" и "обучение" (Вачков, 1999, с.13)

Прежде всего это подразумевает использование активных групповых методов практической психологии для работы со здоровыми людьми с целью решения задач по развитию и совершенствованию качеств, необходимых для улучшения их социального бытия и профессиональной деятельности. Особенно четко эту позицию сформулировал С.И.Макшанов, который определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации (Макшанов, 1999). Центральной категорией здесь выступает категория изменения. Тренинговое воздействие направляется на достижение позитивных изменений участников, повышение степени их "конгруэнтности" с собой и окружающей средой.

В этой связи  нам наиболее близко определение  тренинга, которое дает в своей  книге Ю.Н. Емельянов:

"...Термин "тренинг", по нашему мнению, в структуре  русской психологической речи  должен использоваться не для  обозначения методов обучения, а  для обозначения методов развития  способностей к обучению или  овладению любым сложным видом  деятельности, в частности, общением" (Емельянов, 1985, с. 144).

Из этого определения  видно, что основной акцент переносится  на "психотехническую" составляющую тренинга. Термин "психотехника" впервые был введен У.Штерном  и подразумевал любую практику воздействия на психику и управление ею. Н.В.Цзен и Ю.В.Пахомов дают следующую современную трактовку этого термина:

"Психотехника  – это искусство ориентировки  в психических явлениях и управления  ими". И далее: "Психотехнику  часто называют практической  психологией, подчеркивая тем  самым ее тесную связь с  наукой и прикладную направленность. Все найденное и открытое в  психологии – законы развития  и формирования психических процессов,  мотивационные и личностные структуры,  динамика групп и феномены  подсознания – может быть успешно  применено в самых разных сферах  деятельности" (Цзен, Пахомов, 1988, с.25-26).

В этом контексте  психологическое воздействие выступает  как система психотехнических действий, предоставляющих психотехнические средства. В настоящий момент весьма остро стоит вопрос об эффективности  различных прикладных элементов  психологии – "психотехник" (по Л.С.Выготскому), в том числе и психологического тренинга. Выделение психотехнической составляющей тренинга наводит нас на методологический пласт проблем связанных с построением психологического воздействия, обозначением и определением влияния различных переменных на эффективность этого процесса.

1.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ  ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ТРЕНИНГА

Теоретическая карта такой области психологии как тренинг отличается особой пестротой. Каждый год приносит все новые  и новые научные направления, школы, появляются более совершенные  техники, модели, упражнения. Большинство  авторов, уделяющих внимание проблематике тренинга в контексте социальной и организационной психологии, концентрируются  на различных методических приемах  организации процесса тренинга: описывают  различные методики проведения тренинговых групп, приводят детальное описание упражнений и приемов (Арнольд, 1989; Большаков, 1996; Емельянов, 1985; Жуков, Петровская, Растянников, 1990 и др.). Между тем, в цикле указанных исследований неоднократно отмечается, что при определении эффективности тренингового курса речь идет скорее не о мощности теоретической системы и рожденных в ее рамках прикладных методик, а об успешности отдельных ведущих как личностей и их уникальном опыте.

"Упражнения, приемы, характерные для той или  иной психологической школы тренинга, являются не более чем инструментом, результат применения которого  зависит не столько от качества  этого инструмента, сколько от  личности мастера, с ним работающего" (Вачков, 1999, с. 18).

Сегодня, спустя почти 20 лет, данная проблема не потеряла своей актуальности. В статье 1998 года Г.В. Исурина, опытный специалист в области психологического тренинга, пишет:

"На практике, к сожалению, разные психологические  интервенции зачастую не удовлетворяют  этим [профессиональным. – Т.З.] требованиям. Практические психологические вмешательства <...> далеко не всегда имеют соответствующую теоретическую базу <...> и также не всегда осуществляются осознанно, с полным пониманием теоретических основ такого рода воздействий <...>. На сегодня чрезвычайно важно "теоретическое самоопределение" психологов. Для этого явно недостаточно только дидактических занятий. Самостоятельной практике под наблюдением супервизора обязательно должна предшествовать работа [психологов. – Т.З.] в группах личностного тренинга под руководством опытного специалиста, которая дает возможность участникам не только развивать и совершенствовать собственные способности воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия, но также на основании практического опыта участия в группе внести ясность в свои теоретические представления о природе человеческой личности, специфике личностных проблем и конфликтов и соответствующих способах психологического вмешательства" (Исурина, 1998, с.30-31).

Таким образом, при попытках выделить факторы успешности в проведении тренинговых занятий встает вопрос о том, что играет первостепенную роль: "правильная теория", инструментарий или личное мастерство и подготовленность тренера? Отсюда со всей остротой встает проблема поиска путей диагностики эффективности тренинга, и, соответственно, выбора разных форм тренинга для решения стоящих перед организацией задач.

Рассматривая  тренинг как особым образом организованную реальность, которую ведущие отечественные  специалисты по тренингу определяют как "совместную предметную деятельность" (Петровская, 1982, с.47), мы обратились к культурно-исторической теории развития психики Л.С.Выготского и деятельностному подходу А.Н. Леонтьева как к общепсихологической методологии, вооружающей нас необходимым инструментарием и ключевыми понятиями для объяснения открывающихся фактов. Как писал в своей статье В.В. Столин:

Информация о работе Психология как наука