Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

Бихевиоризм-направление в американской психологии XX века , отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения , понятного как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Возникло в начале XX в. и существует и поныне. Ему иногда приписывается революционное значение для психологии.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по психологии.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2.Назовите основные положения когнитивной психологии.

Позиции бихевиористов  были подвергнуты критике представителями когнитивной психологии. Они исходят из того, что поведение человека определяется как воздействием на него условий внешней среды, так и его мыслительными способностями. Слово «когнитивность» происходит от латинского соgпоsсеге и означает познавать, знать.  
Начало этому направлению положило исследование У. Нейсера. Идеи когнитивной психологии, раскрывающей роль сознания людей в их поведении, были обоснованы также в трудах американских психологов Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Бандуры и других представителей этого направления. Основной проблемой для них является «организация знания в памяти субъекта». Они считают, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Утверждается, что «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом».  
Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения человека заключается в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее, с тем чтобы проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы, встающие перед нами каждую минуту.

Сфера когнитивной психологии

Современная когнитивная  психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований (Рис. 1): восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.

 
Рис. 1. Основные направления исследований в когнитивной психологии.

Когнитивный подход в  исследовании сознательного поведения  человека заключается в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее, с тем чтобы  проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы, встающие перед нами каждую минуту.  
Психология личностных конструктов - это один из вариантов когнитивного подхода к изучению поведения, разработанный в теории Джорджа Келли (1905-1967). Она рассматривает человека как ученого-исследователя, который судит о своем окружении , о жизненных ситуациях с помощью определенных понятийных систем- моделей интерпретации действительности. Келли обозначил их как « личностные конструкты».

По своему содержанию личностный конструктор – это  набор идей , понятий , суждений , которые использует человек ,чтобы осознать , интерпретировать или предсказать свой опыт . Если конструкт помогает человеку прогнозировать жизненные ситуации , он сохранит его. Если же прогностическая эффективность  конструкта мала , то он будет подвергнут пересмотру или вовсе отброшен.

У каждого человека складывается своя собственная уникальная система  конструктов и люди отличаются друг от друга этими схемами.

Келли предполагал , что  в основе формирования личностных конструктов  лежит когнитивный процесс наблюдения сходства и различий. При  этом в когнитивном акте необходимо присутствие трех элементов, два из которых должны быть схожи в пределах одного и того же контекста , а третий – отличаться от первых двух. То есть все личностные конструкты биполярны и дихотомичны . Подобно магниту они имеют два противоположных полюса: полюс сходства ( эмерджментный полюс ) и полюс контраста ( имплицитный полюс) .

Каждый конструкт имеет  свой определенный диапазон применимости . Так , конструкты «хороший-плохой» «четный-нечестный» имеют широкий диапазон применимости , так как они предполагают множество ситуаций , требующих личностных  оценок.

Кеели придает большое  значение тому , как люди осознают и  интерпретируют свой настоящий опыт. Отсюда и следует вывод об общности психических процессов. Если человек интерпретирует свой  опыт подобно  тому , как это делает другой человек , то его психические процессы подобны психическим процессам  другого человека.

Рассматривая жизнь  человека , как его деятельность и постоянное осмысление реального мира , Келли подчеркивает активность психики человека , её способность предвидеть и контролировать жизненные ситуации в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.

Научение через  наблюдение - главная идея теории Альберта Бандуры (р. 1925). Речь идет о том, что мыслительные способности человека развиваются в процессе наблюдения им явлений внешней, прежде всего социальной среды. И он действует в соответствии со своими наблюдениями.  Бандура обосновывает способность человека К саморегуляции, в частности, к тому, чтобы, действуя в соответствии с обстановкой, учитывать характер влиянии своих действий на других людей и их возможные реагирования на эти действия. Тем самым появляется возможность предвидеть последствия собственных действий и самому регулировать, соответственно менять свое поведение.  
Большое значение в сознательном поведении личности, кроме наблюдений, ученый отводит таким проявлениям сознания человека, как внимание и мотивы, побуждающие его действовать в том или ином направлении. Речь идет о побудительной мотивации поведения людей, вытекающей из их потребностей, интересов, целей и ТД. Оценивая прошлый опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов, человек сам выстраивает свое поведение в соответствии со своими потребностями и интересами.  
Вполне определенно А. Бандура «отдает приоритет сознательному мышлению над бессознательными детерминантами поведения». Другими словами, он ставит осмысленные цели над инстинктами или интуицией. Тем самым повышается возможность самоконтроля в поведении и деятельности людей, в том числе учет того, насколько поведение того или иного человека отвечает условиям внешней среды и насколько оно может быть эффективным для его социального самоутверждения. Ставится и решается проблема разработки про граммы самоконтроля и ее выполнения.  
В своей теории социального научения Джулиан Роттер (р.1916) исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми. Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие сознании и  самосознания человека, в том числе на формирование сознательных мотивов его поведения.  
Дж. Роттер ввел в науку психологии личности понятие потенциал поведения, выражающее вероятность того или иного ее поведения в зависимости от характера воздействия на нее внешних социальных факторов. В этом он солидаризируется с мнением А. Бандуры, утверждающего, что сознание человека, определяющее его поведение, в немалой степени формируется под влиянием внешних обстоятельств, прежде всего социальных. При этом указывается на роль данных обстоятельств в формировании целей деятельности и всей системы внутренней мотивации того или иного человека.

Итак , когнититивный  подход в основном заключается в стремлении понять , каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует её , чтобы принимать решения или решать насущные задачи.

Благодаря когнитивной  психологии был сделан значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими периодами развития общей психологии. Заслуга когнитивной психологии в развитии психологической науки  определяется тем , что она расширила сферу исследований , открыла много новых аспектов анализа традиционных психологических проблем , дала полный анализ микроструктуры познавательных действий. Кроме того , она чрезвычайно расширила диапазон применяемых  методических средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 3. Укажите какое  психологическое положение из перечисленных , следует отнести к гештальт-психологии :

а) «восприятие , память , мышление  и другие познавательные процессы определяются схемами так же , как и устройство организма генотипом»

б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера  и относятся к телу субъекта , то мы имеем эмоцию , например покраснение ; если стимул приводит к приспособлению организма , то имеем инстинкт – например , хватание;

в) наше задача заключается  в накоплении наблюдений над поведением человека , что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно  было сказать наперед , какая будет реакция»

Психологическое положение  «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при  данном стимуле можно было сказать  наперед, какая будет реакция» относиться к гештальт-психологии, где главное внимание уделяется внутренней психической деятельности человека.

Гештальтпсихология выступила  против выдвинутого психологией  структурной принципа расчленения  сознания на элементы и пострения  из них – по законам ассоциации или творческого синтеза – сложных психических феноменов. В противовес ассоцианистским представлениям о создании образа через синтез отдельных элементов была выдвинута идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме  свойств элементов ; в связи с этим часто подчеркивается роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода – не только в психологии , но и науке в целом . По мнению её теоретиков , предметы , составляющие наше окружение , воспрнимаются чувствами не виде отдельных объектов , кои должны интегрироваться – либо сознанием , как полагают структуралисты , либо механизмами обусловливания , как утверждают бихевиористы. Мир состоит из организованных форм , и восприятие мира тоже организованно : воспринимается некое организованное целое , а не просто сумма его частей.

Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.История психологии  ХХ век/ Пор редакцией П.Я.Гальперина , А.Н.Ждана – 5-е издание –М.: Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга , 2003

2.Словарь практического  психолога / Составил С.Ю.Головин  –Минск : Харвест , М.: ООО «Издательство  АСТ» , 2001

3. Когнитивная психология , Учебник для студентов высших  учебных заведений , под редакцией  В.Н.Дружинина , Д.В.Ушакова – М.: ПЕРСЕ , 2002

4. Психология и этика  делового общения : Учебник для  вузов/ Под редакцией В.Н.Лавриненко  – 3-е издание – М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2001

5.http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/155-istoriya-psixologii/1199-istoriya-psixologii-v-sxemax

6. http://practic.childpsy.ru/education/books.php?ID=8432

 

 


Информация о работе Психология как наука