Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:18, контрольная работа
Бихевиоризм-направление в американской психологии XX века , отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения , понятного как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Возникло в начале XX в. и существует и поныне. Ему иногда приписывается революционное значение для психологии.
Вопрос 2.Назовите основные
положения когнитивной
Позиции бихевиористов
были подвергнуты критике
Начало этому направлению положило исследование
У. Нейсера. Идеи когнитивной психологии,
раскрывающей роль сознания людей в их
поведении, были обоснованы также в трудах
американских психологов Дж. Келли, Дж.
Роттера, А. Бандуры и других представителей
этого направления. Основной проблемой
для них является «организация знания
в памяти субъекта». Они считают, что знания
человека организованы в определенные
понятийные схемы, в рамках которых он
мыслит и действует. Утверждается, что
«восприятие, память, мышление и другие
познавательные процессы определяются
схемами так же, как и устройство организма
генотипом».
Когнитивный подход в исследовании сознательного
поведения человека заключается в стремлении
понять, каким образом мы расшифровываем
информацию о реальной действительности
и организуем ее, с тем чтобы проводить
сравнения, принимать решения или разрешать
проблемы, встающие перед нами каждую
минуту.
Сфера когнитивной психологии
Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований (Рис. 1): восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.
Рис. 1. Основные направления исследований
в когнитивной психологии.
Когнитивный подход в
исследовании сознательного поведения
человека заключается в стремлении
понять, каким образом мы расшифровываем
информацию о реальной действительности
и организуем ее, с тем чтобы
проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы, встающие перед
нами каждую минуту.
Психология личностных конструктов - это один из вариантов
когнитивного подхода к изучению поведения,
разработанный в теории Джорджа Келли (1905-1967). Она рассматривает
человека как ученого-исследователя, который
судит о своем окружении , о жизненных
ситуациях с помощью определенных понятийных
систем- моделей интерпретации действительности.
Келли обозначил их как « личностные конструкты».
По своему содержанию личностный конструктор – это набор идей , понятий , суждений , которые использует человек ,чтобы осознать , интерпретировать или предсказать свой опыт . Если конструкт помогает человеку прогнозировать жизненные ситуации , он сохранит его. Если же прогностическая эффективность конструкта мала , то он будет подвергнут пересмотру или вовсе отброшен.
У каждого человека складывается своя собственная уникальная система конструктов и люди отличаются друг от друга этими схемами.
Келли предполагал , что в основе формирования личностных конструктов лежит когнитивный процесс наблюдения сходства и различий. При этом в когнитивном акте необходимо присутствие трех элементов, два из которых должны быть схожи в пределах одного и того же контекста , а третий – отличаться от первых двух. То есть все личностные конструкты биполярны и дихотомичны . Подобно магниту они имеют два противоположных полюса: полюс сходства ( эмерджментный полюс ) и полюс контраста ( имплицитный полюс) .
Каждый конструкт имеет свой определенный диапазон применимости . Так , конструкты «хороший-плохой» «четный-нечестный» имеют широкий диапазон применимости , так как они предполагают множество ситуаций , требующих личностных оценок.
Кеели придает большое значение тому , как люди осознают и интерпретируют свой настоящий опыт. Отсюда и следует вывод об общности психических процессов. Если человек интерпретирует свой опыт подобно тому , как это делает другой человек , то его психические процессы подобны психическим процессам другого человека.
Рассматривая жизнь человека , как его деятельность и постоянное осмысление реального мира , Келли подчеркивает активность психики человека , её способность предвидеть и контролировать жизненные ситуации в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.
Научение через
наблюдение - главная идея теории Альберта Бандуры (р. 1925). Речь идет о том,
что мыслительные способности человека
развиваются в процессе наблюдения им
явлений внешней, прежде всего социальной
среды. И он действует в соответствии со
своими наблюдениями. Бандура обосновывает
способность человека К саморегуляции,
в частности, к тому, чтобы, действуя в
соответствии с обстановкой, учитывать
характер влиянии своих действий на других
людей и их возможные реагирования на
эти действия. Тем самым появляется возможность
предвидеть последствия собственных действий
и самому регулировать, соответственно
менять свое поведение.
Большое значение в сознательном поведении
личности, кроме наблюдений, ученый отводит
таким проявлениям сознания человека,
как внимание и мотивы, побуждающие его
действовать в том или ином направлении.
Речь идет о побудительной мотивации поведения
людей, вытекающей из их потребностей,
интересов, целей и ТД. Оценивая прошлый
опыт успехов и неудач в попытке достичь
желаемых результатов, человек сам выстраивает
свое поведение в соответствии со своими
потребностями и интересами.
Вполне определенно А. Бандура «отдает
приоритет сознательному мышлению над
бессознательными детерминантами поведения».
Другими словами, он ставит осмысленные цели над инстинктами
или интуицией. Тем самым повышается возможность самоконтроля в поведении и деятельности
людей, в том числе учет того, насколько
поведение того или иного человека отвечает
условиям внешней среды и насколько оно
может быть эффективным для его социального
самоутверждения. Ставится и решается
проблема разработки про граммы самоконтроля
и ее выполнения.
В своей теории социального научения
Джулиан Роттер (р.1916) исследует проблему
влияния на развитие психики человека
социальных факторов, прежде всего его
взаимоотношений с другими людьми. Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие
сознании и самосознания человека, в том числе на формирование
сознательных мотивов его поведения.
Дж. Роттер ввел в науку психологии личности
понятие потенциал поведения, выражающее вероятность
того или иного ее поведения в зависимости
от характера воздействия на нее внешних
социальных факторов. В этом он солидаризируется
с мнением А. Бандуры, утверждающего, что
сознание человека, определяющее его поведение,
в немалой степени формируется под влиянием
внешних обстоятельств, прежде всего социальных.
При этом указывается на роль данных обстоятельств
в формировании целей деятельности и всей
системы внутренней мотивации того или
иного человека.
Итак , когнититивный подход в основном заключается в стремлении понять , каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует её , чтобы принимать решения или решать насущные задачи.
Благодаря когнитивной психологии был сделан значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими периодами развития общей психологии. Заслуга когнитивной психологии в развитии психологической науки определяется тем , что она расширила сферу исследований , открыла много новых аспектов анализа традиционных психологических проблем , дала полный анализ микроструктуры познавательных действий. Кроме того , она чрезвычайно расширила диапазон применяемых методических средств.
Вопрос 3. Укажите какое
психологическое положение из перечисленных
, следует отнести к гештальт-
а) «восприятие , память , мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же , как и устройство организма генотипом»
б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта , то мы имеем эмоцию , например покраснение ; если стимул приводит к приспособлению организма , то имеем инстинкт – например , хватание;
в) наше задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека , что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед , какая будет реакция»
Психологическое положение «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция» относиться к гештальт-психологии, где главное внимание уделяется внутренней психической деятельности человека.
Гештальтпсихология выступила
против выдвинутого психологией
структурной принципа расчленения
сознания на элементы и пострения
из них – по законам ассоциации
или творческого синтеза – слож
Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.
Список используемой литературы:
1.История психологии
ХХ век/ Пор редакцией П.Я.
2.Словарь практического психолога / Составил С.Ю.Головин –Минск : Харвест , М.: ООО «Издательство АСТ» , 2001
3. Когнитивная психология , Учебник для студентов высших учебных заведений , под редакцией В.Н.Дружинина , Д.В.Ушакова – М.: ПЕРСЕ , 2002
4. Психология и этика
делового общения : Учебник для
вузов/ Под редакцией В.Н.
5.http://www.vashpsixolog.ru/
6. http://practic.childpsy.ru/