Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:18, контрольная работа

Описание работы

Бихевиоризм-направление в американской психологии XX века , отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения , понятного как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Возникло в начале XX в. и существует и поныне. Ему иногда приписывается революционное значение для психологии.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по психологии.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по

 дисциплине «Психология и педагогика»

Тема: Психология как наука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Краснодар 2012  

 

 

 

 

 

 

 

План

1.Охарактеризуйте сущность  бихевиоризма как науки , изучающей  поведение объективным путем.

2.Назовите основные положения когнитивной психологии.

3.Укажите какое психологическое  положение из перечисленных , следует отнести к гештальт-психологии :

а) «восприятие , память , мышление  и другие познавательные процессы определяются схемами так  же , как и устройство организма генотипом»

б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера  и относятся к телу субъекта , то мы имеем эмоцию , например покраснение ; если стимул приводит к приспособлению организма , то имеем инстинкт –  например , хватание;

в) наше задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека , что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед , какая будет реакция»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1.Охарактеризуйте  сущность бихевиоризма как науки , изучающей  поведение объективным путем.

      Бихевиоризм-направление в американской психологии XX века , отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения , понятного как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Возникло в начале XX в. и существует и поныне. Ему иногда приписывается революционное значение для психологии.

     В 1913 году сложилась первая программа бихевиоризма , сформулированная американским психологом Джоном Уотсоном. В дальнейшем в бихевиоризм вошли монизм физический А.Вейса , антропономия У.Хантера , система взглядов К.Лешли и пр. Начало бихевиоризма положила критика функционализма , который , по мнению критиков , опирался на «внутреннюю психическую реальность» , тем самым выходя за пределы того , что доступно для прямого наблюдения . Основатель бихевиоризма Дж.Уотсон провозгласил , что психологию можно будет считать наукой , лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям .Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения , возникающих в определенных ситуациях .Основания для такого заявления были следующие :

1) соображения на основе  смысла здравого , призывающего не  упускать из виду такой важной  области , как проявление психических процессов в виде неких фактов поведения ;

2) запросы практики : к  тому времени психология сознания  дискредитировала себя , занимаясь  проблемами , не нужными и неинтересными  никому , кроме самих психологов , тогда как усложнение жизни  на фоне бурного развития экономики требовало приложение психологии ;

    1. представлялось , что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и ввести научный метод объективный.                                       

   В своей современной форме бихевиоризм представляет продукт исключительно американской науки , задатки же его можно найти в Англии ,  а затем и в  России. В своей первоначальной форме бихевиоризм основывался на недостаточно строгой теории образования привычек .Но вскоре на нем сказалось влияние работ Павлова и Бехтерева об условных секреторных и двигательных рефлексах , и эти работы , в сущности , и дали научное обоснование бихевиоризму.

     Сущность бихевиоризма. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии ( человека) является поведение человека от рождения до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же , как и объекты других естественных наук . В психологии поведения могут быть использованы те же общие методы , которыми пользуются в естественных науках. И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого , что он мог бы назвать сознанием , чувствованием , ощущением  , воображением, волей , поскольку он больше считает , что эти термины указывают на подлинные феномены психологии . В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S—R, в соответствии с которой воздействие, т. е. стимул {S) порождает некоторое поведение организма, т. е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона — научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение!  Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений  в ответ на воздействие стимула. Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и на человека . По Уотсону, законы научения (т. е. формирования реакции на определенные стимулы) универсальны; поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками или крысами (последние — излюбленный материал для бихевиористов), распространимы и на человеческое поведение. Отношение S-Rбыло объявлено единицей поведения. Перед психологией ставились такие задачи :

  1. выявить и описать типы реакций;
  2. исследовать процесс их образования;
  3. изучить законы их комбинаций – образования сложного поведения.

Как общие окончательные  задачи психологии намечались две: прийти к тому , чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) , и  наоборот –по реакции судить о  вызвавшем её стимуле. Как естественнонаучная база психологической теории принималась концепция рефлексов условных. Считалось , что все новые реакции приобретаются путем обусловливания. Все действия – это сложные цепи , или комплексы реакций. Работы Павлова позволили Уотсону дать объективное объяснение развитию навыков или появлению новых форм поведения как результат обусловливания – образования условных рефлексов.

     Но из схемы S-R оказывается невозможно понять , как появляются новые действия , - ведь изначально организм располагает лишь ограниченным набором безусловных реакций врожденных. Так , по схеме условных реакций никакие раздражители и их сочетания не могли бы привести , например , к тому , чтобы собака научилась ходить на задних лапах. Поэтому довольно скоро обнаружилось чрезвычайная ограниченность этой схемы для объяснения поведения. Как правило S и R находятся в столь сложных и многообразных отношениях , что непосредственную связь между ними проследить не удается. Экспериментальная практика не подтвердила универсальность предлагаемой схемы , и встал вопрос о том , что имеется нечто , определяющее реакцию помимо стимула – по взаимодействии с ним.

     Один из представителей позднего бихевиоризма Э.Толмен ввел в эту схему существенную поправку , поместив среднее звено – переменные промежуточные , так что схема приобрела вид S-V-R . Под переменными промежуточными понимались внутренние процессы , опосредующие действие стимула , т.е. влияющие на внешнее поведение . К ним относятся такие образования как цели , намерения , гипотезы , образы ситуаций и прочее. Хотя эти переменные промежуточные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкторы» , о коих следовало судить только по свойствам поведения.

     Один из наиболее авторитетных бихевиористов , Скиннер , предположил , что поведение может строиться и по иному принципу- определяться не стимулом , предшествующим реакции , а вероятными последствиями поведения. Имеется ввиду , что животное или человек будут стремиться воспроизводить свой опыт , если он имел приятные последствия , и избегать его в случае неприятных последствий. Т.е. не субъект выбирает поведение , но вероятные последствия поведения управляют субъектом. И можно управлять поведением , положительно подкрепляя его определенные способы ; на этом основана идея обучения программированного , предусматривающая пошаговое овладение деятельностью с подкреплением каждого шага. Исследования показали , что научение во многих случаях может быть результатом проб и ошибок при попытках решить стоящую проблему. Это выяснение взаимодействий между организмом и средой позволило Скиннеру развить концепции бихевиоризма  , опирающиеся на учение о рефлексах условных ,  и прийти к выводу  , что любое поведение определяется своими последствиями . В зависимости от того  , приятны ли эти последствия  , безразличны или неприятны , проявляется тенденция  повторять данный поведенческий акт , не придавать ему значения или избегать его повторения в дальнейшем. Так получается , что индивидум полностью зависит от своей среды , и всякая свобода  действия – чистая иллюзия.

     Новый шаг в развитии бихевиоризма  составили исследования особого типа условных реакций ( наряду с «классическими» Павловскими ) , получивших название реакций инструментальных , или оперантных. В 70-е бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении – в виде теории изучения социального . Особое направление в рамках бихевиоризма – социобихевиоризм.

     Бихевиоризм существует поныне , хотя сравнительно с психоанализом и психологией гуманистической находится на втором плане . Но его несомненной заслугой признается показ возможности объективного подхода к психологическим  явлениям и разработка методологии и экспериментальных исследований. Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику , антропологию , социологию , семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения , в постановку ряда психологических проблем , в особенности , касающихся научения – приобретения новых форм поведения . Важные заслуги бихевиоризма следующие:

  1. он внес в психологию сильный крен в естественнонаучную сторону ;
  2. он ввел объективный метод , основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов , процессов и событий , благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования процессов психических;
  3. был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов , стало интенсивно изучаться поведение животных , младенцев и пр.;
  4. в его работах были значительно продвинуты отдельные разделы психологии , в том числе проблемы научения , образования навыков и др.

Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете  сложности психической деятельности , излишнем сближении психики животных и человека , игнорирования процессов  сознания , высших форм научения , творчества , самоопределения личности и пр. Бихевиоризм прошел путь от сугубо механистических концепций до теорий  , выдвигаемых современными необихевиористами . Хотя некоторые аспекты этого направления выглядят упрощенными  и неспособными  объяснить поведение во всей его полноте , главная заслуга его  - в том , что оно внесло в изучение человеческой деятельности научную строгость и показало , как её можно управлять.

     В заключении можно привести таблицу , в которой приведены основные достоинства и недостатки бихевиоризма . В ней наглядно показаны какие  психические процессы игнорируются представителями бихевиоризма

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БИХЕВИОРИЗМА

Достоинства бихевиоризма

Недостатки бихевиоризма

Бихевиоризм обозначил  историческую потребность в расширении понимания предмета изучения психологии и ввел в круг изучаемых психологией явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований и, тем самым, противопоставив сознанию

Однако при этом потребность  в расширении предмета психологических  исследований отразилась в бихевиоризме однобоко и неадекватно, так как при этом игнорировалось сознание как объективная сущность; сознание в бихевиоризме было полностью исключено из области изучения, так как не имело объективных наблюдаемых методов

Исторической заслугой Дж. Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии

Однако при этом понимание  поведения сводится лишь к внешним  проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые  физиологические и психические  процессы

Важнейшей для психологии как практической науки является выдвинутая Дж. Уотсоном задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими  задачами

Но из-за механической трактовки поведения человек  лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо

Бихевиоризм укрепляет  метод лабораторного эксперимента как основного в психологических  исследованиях и, более того, вводит практику проведения опытов на животных, что, безусловно, позволяет решить многие практические задачи психологии

Однако результаты, полученные опытным путем на животных, переносятся  без каких-либо ограничений на человека, при этом не учитывается качественная разница в поведении человека и животных

В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков

Но были проигнорированы  важнейшие компоненты действия - мотивация  и психический образ действия

Достижением бихевиоризма стала разработка практических методик  обучения, основанных на контроле внешних воздействий, реакции организма на эти воздействия, а также получении разного рода подкрепления, обусловливающего в дальнейшем формирование той или иной реакции. Такие методики активно разрабатывались Б. Скиннером и получили название метода программированного обучения, который в короткие сроки позволяет осуществлять процесс обучения необходимым знаниям и навыкам, а также корректировать нежелательное поведение.

Однако эти методики строились на исключающем осознанность принципе подкрепления правильных актов поведения, ведущего к формированию необходимого навыка, что не могло развить внутреннюю познавательную деятельность индивида, т.е. сформировать у него навык интериоризации деятельности - ее свертывание во внутренний план. Таким образом, из специфики обучения исключается один из его важнейших компонентов - осознанность и интериоризация действия

Информация о работе Психология как наука