Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, контрольная работа
Все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух допустимых путей: передается по наследству или усваивается в процессе научения. Но при этом существенно, что у человека кроме наследуемого и получаемого опыта есть еще преднамеренно регулируемый, процесс формирования, связанный с обучением и воспитанием.
Задание 1.Тест. 3
Задание 2. . Психика животных и сознание человека. Общее и различия 8
Задание 3. Назовите отличительные признаки психического процесса
и психического состояния. 11
Задание 4. Какие психологические особенности характерны
для вашего общения? Насколько они адекватны вашему возрасту? 12
Задание 5. С какими методами обучения, в том числе активного
обучения, вы сталкивались в собственном процессе обучения
(в школе, в ВУЗе)?
Содержание.
Задание 1.Тест. 3
Задание 2. . Психика животных и сознание человека. Общее и различия 8
Задание 3. Назовите отличительные признаки психического процесса
и психического состояния.
Задание 4. Какие психологические особенности характерны
для вашего общения? Насколько они адекватны вашему возрасту? 12
Задание 5. С какими методами обучения, в том числе активного
обучения, вы сталкивались в собственном процессе обучения
(в школе, в ВУЗе)? 13
Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика»
Задание 1. Тест.
Задание 2. Психика животных и сознание человека. Общее и различия
Первое отличие - это мотивация к всякой деятельности животных и человека. В первом случае это непосредственно на биологической основе. Иначе говоря, деятельность животного допустима лишь по отношению к предмету, жизненной биологической потребности, все время оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к естеству. Это общий закон природы. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей их реальности также являются принципиально ограниченными, так как охватывают лишь стороны и свойства объектов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных в антагонистичность человеку не имеется устойчивого объективно предметного отражения действительности. Таким образом, для животного любой предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо от его подсознательной потребности.
Все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух допустимых путей: передается по наследству или усваивается в процессе научения. Но при этом существенно, что у человека кроме наследуемого и получаемого опыта есть еще преднамеренно регулируемый, процесс формирования, связанный с обучением и воспитанием.
Как человек, так и высшие животные обладают общими врожденными способностями воспринимать мир в виде образов, запоминать информацию. К тому же все центральные виды ощущений: зрение, осязание, слух, обоняние, кожная чувствительность, вкус и др. - с рождения присутствуют у человека и животного. Но опять-таки человек демонстрирует свое преимущество: восприятие и память отличается от аналогичных функций у животных.
Во-первых, у человека по
сравнению с животными
Не менее важные различия
обнаруживаются в мышлении человека
и животных. Оба вышеперечисленных
вида живых существ чуть ли не с
рождения имеют в своем распоряжении
возможную способность к
Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до настоящего времени в среде ученых является спорным вопросом. Человек проявляет данную способность после 2х и 3х лет. Если же говорить о словесно-логическом мышлении, то у животных нет даже каких-либо признаков этого типа интеллекта, так как ни значения, ни логика слов (понятия) им не доступны.
У высших млекопитающих, главным образом у обезьян в человека, из-за высокого уровня формирования головного мозга возникают ране отсутствующие способности, позволяющие находить решение задачи без предварительных пробных манипуляций.
Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся
в процессе эволюции обезьяны и, несомненно,
человек смогли сформировать данную
способность устанавливать
Умозаключения используются
в самых разнообразных
Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей:
ориентировочно
формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели;
сличение выполненных действий с исходным намерением. Характерным для такого строения сложной деятельности показывается ее само контролирующий характер: если деятельность приводит к необходимому результату, оно кончается, если же нет - в мозг животного поступают надлежащие сигналы и усилия найти решение поставленной задачи начинаются снова.
Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, существующие у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково чувствуют, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.
Вот один довольно комичный
пример. Демонстрация оскала - широчайше
распространенная у позвоночных
инстинктивная программа. Ее цель -
предотвратить при встрече с
кем-либо, что вы вооружены и готовы
за себя постоять. Приматы пользуются
ею при контактах очень широко.
Человек в свою очередь скалит
зубы при сильном страхе или гневе.
Оказаться адресатом такой
Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от "тривиальных" эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.
Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об единстве и разнице в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, вне сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно найти даже слегка заметные мотивационные различия между животным и человеком.
Есть также ряд потребностей,
в отношении которых вопрос о
принципиальных различиях между
человеком и животными
У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это - духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.
Задание 3. Назовите отличительные признаки психического процесса и психического состояния.
Психические процессы — динамическое
отражение действительности в различных
формах психических явлений. Психический
процесс, как составляющее структуры психики,
это течение психического явления, имеющего
начало, развитие и конец, проявляющееся
в виде реакции. При этом нужно иметь в виду,
что ко? нец психического процесса тесно
связан с началом нового процесса. Отсюда
непрерывность психической деятельности
в состоянии бодрствования человека. Психические
процессы вызываются как внешними воздействиями,
так и раздражениями нервной системы, идущими
от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются
на познавательные — к ним относятся ощущения
и восприятия, представления и память, мышление
и воображение; эмоциональные — активные
и пассивные переживания; волевые — решение,
исполнение, волевое усилие; и т. д. Психические
процессы обеспечивают формирование знаний
и первичную регуляцию поведения и деятельности
человека.
В структуре психики различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Под психическим состоянием,
входящим в структуру психики, следует
понимать определившийся в данное время
относительно устойчивый уровень психической
деятельности, который проявляется в повышенной
или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает
различные психические состояния; При
одном психическом состоянии умственная
или физическая работа протекает легко
и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.),
Наиболее изученными являются:
1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности.
2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное«печальное, гневное, раздражительное и т. д.).
Задание 4. Какие психологические особенности характерны для вашего общения? Насколько они адекватны вашему возрасту?
Мой возраст – период жизни, который можно назвать «молодость». Если в общем, то молодость - время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней.
Наиболее характерными и адекватными психологическими особенностями для моего возраста можно назвать:
а) Любовь и семья.
В возрасте 21 года характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше приспособлен к рождению первого ребенка. Люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни также в молодости.
Создание семьи чрезвычайно
важно для личностного
Большое значение имеет рождение детей. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.
б) Профессиональная деятельность.
Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период - овладение выбранной профессией. Происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. Сейчас необходимо утвердиться в выбранном деле, обрести профессиональное мастерство.