Психология и педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, контрольная работа

Описание работы

Все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух допустимых путей: передается по наследству или усваивается в процессе научения. Но при этом существенно, что у человека кроме наследуемого и получаемого опыта есть еще преднамеренно регулируемый, процесс формирования, связанный с обучением и воспитанием.

Содержание

Задание 1.Тест. 3
Задание 2. . Психика животных и сознание человека. Общее и различия 8
Задание 3. Назовите отличительные признаки психического процесса
и психического состояния. 11
Задание 4. Какие психологические особенности характерны
для вашего общения? Насколько они адекватны вашему возрасту? 12
Задание 5. С какими методами обучения, в том числе активного
обучения, вы сталкивались в собственном процессе обучения
(в школе, в ВУЗе)?

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 39.26 Кб (Скачать)

Содержание.

Задание 1.Тест.          3

Задание 2. . Психика животных и сознание человека. Общее и различия  8

Задание 3. Назовите отличительные  признаки психического процесса

 и психического состояния.         11

Задание 4. Какие психологические  особенности характерны

для вашего общения? Насколько  они адекватны вашему возрасту?   12

Задание 5. С какими методами обучения, в том числе активного 

обучения, вы сталкивались в  собственном процессе обучения

(в школе, в ВУЗе)?          13

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика»

Задание 1. Тест.

  1. Предметом изучения психологии является:
    1. Душа
    2. Поведение других людей
    3. Мысли других людей
    4. Факты, закономерности и механизмы психики
    5. Жизнь человека
  2. Основные методы психологии:
    1. Наблюдение, опрос, тест, эксперимент
    2. Опрос, тест, эксперимент, анализ
    3. Наблюдение, опрос, тест, статистика
    4. Анкетирование, тестирование, наблюдение
    5. Все ответы верны
  3. В каком органе человеческого тела обитает наша психика:
    1. Душа
    2. Мозг
    3. Сердце
    4. Колени
    5. Пятки
  4. Основные функции психики:
    1. Отражение
    2. Регулирование
  5. Рефлексы:
    1. Всегда врожденные
    2. Встречаются только у низших животных
    3. Имеют мало отношения к выживанию
    4. Всегда условные
    5. Все ответы неверны
  6. Инстинктивные формы поведения:
    1. Запрограммированы от рождения
    2. Менее сложны, чем рефлексы
    3. Не могут изменяться в результате опыта
    4. Не изменяются в процессе филогенеза
    5. У человека более многочисленны, чем у других видов
  7. Почему мозг разделен на 2 полушария:
    1. Мозг такой же парный, как симметричный орган как почки, глаза и т.д.
    2. Полушария выполняют разные функции
    3. Межполушарные различия усиливаются в процессе онтогенеза
    4. Для равновесия
    5. Другая причина
  8. Сознание:
    1. Высший уровень развития психики
    2. Присуще исключительно человеку
    3. Носит целенаправленный и активный характер
    4. Связано с общественно0трудовой деятельностью
    5. Все верно
  9. Человек имеет:
    1. Три органа чувств
    2. пять органов чувств
    3. Семь органов чувств
    4. Четыре органа чувств
    5. Все ответы верны
  10. Устойчивость внимания проявляется в том:
    1. Как долго человек может смотреть на предмет стоя
    2. Как долго может человек пристально следить за чем-то
    3. Как долго человек не устает что-то делать
    4. Что можно выполнять несколько дел одновременно
    5. Все ответы верны
  11. Относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий, характеризует следующее свойство восприятия:
    1. Предметность
    2. Целостность
    3. Константность
    4. Апперцепция
    5. Осмысленность
  12. Долговременная память:
    1. Обладает неограниченной длительностью
    2. Не имеет ограничений по своему объему
    3. Может развиваться в упражнениях
    4. Делиться на открытую и закрытую
    5. Все ответы верны
  13. Мышление всегда связано:
    1. С решением задач
    2. С выходом из трудной ситуации
    3. С речью
    4. С трудовой деятельностью
    5. Все ответы неверны
  14. Сущность какого приема мыслительной деятельности составляет процесс выделения существенных свойств предметов и отвлечение от несущественных:
    1. Анализ
    2. Синтез
    3. Сравнение
    4. Абстрагирование
    5. Обобщение
  15. Человек - единственное существо, способное:
    1. Пользоваться орудиями
    2. Передать информацию о прошлых и будущих событиях
    3. Жить в сообществах
    4. Запоминать
    5. Все ответы верны
  16. Тип направленности личности:
    1. На взаимодействие, на задачу, на себя
    2. На взаимодействие, на задачу, на общение
    3. На семью, на работу, на друзей
    4. Все неверно
    5. Все верно
  17. Иерархия потребностей Маслоу. 
    Потребность в самоактулизации 
    Эстетические потребности 
    Познавательные потребности 
    Потребность в уважении 
    Потребность в принадлежности и любви 
    Потребность в безопасности 
    Физиологические потребности
  18. Верно ли, что темперамент:
    1. Биологическая основа нашей личности
    2. В отличие от характера не может быть «хороший» и «плохой»
    3. Накладывает отпечаток на способы общения
    4. Обладает низкой пластичностью
    5. Все ответы верны
  19. Самые выразительные признаки характера:
    1. Поступки и действия
    2. Особенности речи
    3. Походка
    4. Внешний облик
    5. Все верно
  20. Задатки – определенные предпосылки для развития способностей. Способности, развивающиеся на их основе, обуславливаются, но не предопределяются ими.
    1. Да
    2. Нет
    3. Иногда
  21. В переводе с греческого педагогика означает:
    1. Управление
    2. Воспроизведение
    3. Детовождение
    4. Закрепление
    5. Повторение
  22. Развитие педагогики как науки определяет:
    1. Управление работой педагогов-практиков
    2. Необходимость передачи социального опыта
    3. Уровень научно-технического прогресса
    4. Наследие предшествующих цивилизаций
    5. Повышение роли личности в общественной жизни
  23. Система педагогических наук включает:
    1. Систему методов педагогического исследования
    2. Принципы обучения и воспитания
    3. Результаты социологических исследований
    4. Отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых
    5. Межнаучные коммуникации философии и психологии
  24. Объектом педагогики является:
    1. Методы педагогического исследования
    2. Психологические особенности личности
    3. Учение о принципах построения теории
    4. Междисциплинарные связи человекознания
    5. Педагогический процесс
  25. Педагогическим экспериментом называется:
    1. Оценка педагогического явления компонентными судьями
    2. Научно обоснованный опыт по проверке гипотезы
    3. Логическое деление фактов на основе существенных признаков
    4. Научно обоснованное логическое предположение
    5. Путь обновления содержания образования
  26. Факторы развития личности:
    1. Интерес к учебе, уровень достижений
    2. Уровень знаний по учебным дисциплинам
    3. Наследственность, среда, воспитание, самовоспитание
    4. Статусное положение личности в коллективе
    5. Методы обучения и воспитания
  27. Гуманистическая педагогика:
    1. Навязывает сложившиеся установки
    2. Стремится изменить воспитанника
    3. Исходит из приоритетности знаний педагога
    4. Принимает воспитанника таким, какой он есть
    5. Руководствуется запросами практики
  28. Требование личностного подхода:
    1. Участие воспитанников в совместном обсуждении программ воспитания
    2. Отказ от централизованного школьного воспитания
    3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
    4. Полная свобода действий воспитанников
    5. Координация усилий школы, семьи и общественности
  29. Школы формируют у учащихся мировоззрение:
    1. Научное
    2. Житейское
    3. Религиозное
    4. Обыденное
    5. Художественное
  30. Дидактика – это:
    1. Раздел педагогики, изучающий обучение и образование
    2. Теория формирования личности
    3. Наука о закономерностях развития личности
    4. Раздел педагогики, изучающий воспитание
    5. Теория социализации личности
  31. Правило «от простого к сложному» относится к принципу обучения:
    1. Научности
    2. Доступности
    3. Наглядности
    4. Связи теории с практикой
    5. Прочности
  32. Создателем классно-урочной системы обучения является:
    1. К.Д.Ушинский
    2. Платон
    3. Сократ
    4. Я.А Коменский
    5. В.А. Сухомлинский
  33. Путь достижения цели и задачи обучения – это:
    1. Его средство
    2. Его форма
    3. Учение
    4. Самовоспитание
    5. Его метод
  34. Двусторонний характер обучения проявляется в тесном взаимодействии
    1. Ученика и класса
    2. Семьи и школы
    3. Самообразования и учения
    4. Преподавания и учения
    5. Образования и воспитания
  35. Индивидуальный показатель скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения есть:
    1. Обучаемость
    2. Воспитанность
    3. Образованность
    4. Одаренность
    5. Способность
  36. Воспитание – это:
    1. Внутреннее необходимое самопроизвольное ее изменение, определяемое внутренними противоречиями
    2. Процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности
    3. Важнейшая форма под воздействием различных факторов
    4. Становление личности под воздействием различных факторов
    5. Ведущая сила информационно-операционного развития человека
  37. Цель воспитания – это:
    1. Форма обучения учащихся
    2. Уровень цивилизации общества
    3. Конечный результат формирования личности
    4. Показатель успеваемости учащихся
    5. Подготовка к выбору профессии
  38. Основные части воспитания:
    1. Умственное, физическое, нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое
    2. Духовное совершенствование, энциклопедичность знаний, трудовая зрелость, политехнический кругозор
    3. Умственное развитие, политехническое образование, духовная зрелость
    4. Закономерности, принципы, методы, приемы, формы
    5. Трудовая подготовка, нравственная чистота, интеллектуальное богатство, профориентация
  39. Сущность закона параллельного действия А.С.Макаренко:
    1. В действии на ученический коллектив со стороны классного руководителя и семьи
    2. В действии на ученический коллектив, его лидеров
    3. В наличии традиций в коллективе
    4. В целенаправленной совместной деятельности школьников
    5. В воздействии на учащихся непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив
  40. Основными приемами самовоспитания является:
    1. Самоприказ, критика, замечания
    2. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоосуждение
    3. Ситуации доверия, контроля, саморегуляция
    4. Состязания, показ образцов и примера, создание ситуаций успеха
    5. Убеждение, внушение, повествование, доказательство, призывы, самочувствие

Задание 2. Психика  животных и сознание человека. Общее  и различия

Первое отличие - это мотивация  к всякой деятельности животных и человека. В первом случае это непосредственно на биологической основе. Иначе говоря, деятельность животного допустима лишь по отношению к предмету, жизненной биологической потребности, все время оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к естеству. Это общий закон природы. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей их реальности также являются принципиально ограниченными, так как охватывают лишь стороны и свойства объектов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных в антагонистичность человеку не имеется устойчивого объективно предметного отражения действительности. Таким образом, для животного любой предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо от его подсознательной потребности.

Все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается  им одним из двух допустимых путей: передается по наследству или усваивается  в процессе научения. Но при этом существенно, что у человека кроме наследуемого и получаемого опыта есть еще преднамеренно регулируемый, процесс формирования, связанный с обучением и воспитанием.

Как человек, так и высшие животные обладают общими врожденными  способностями воспринимать мир  в виде образов, запоминать информацию. К тому же все центральные виды ощущений: зрение, осязание, слух, обоняние, кожная чувствительность, вкус и др. - с рождения присутствуют у человека и животного. Но опять-таки человек демонстрирует свое преимущество: восприятие и память отличается от аналогичных функций у животных.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие  познавательные процессы обладают особыми  качествами: восприятие - "осмысленностью, константностью, предметностью", а  память - "произвольностью". Во-вторых, память у животного по сравнению  с памятью человека существенно  ограничена. Они могут использоваться в течение всей своей жизни  исключительно теми сведениями, которые  приобретают самостоятельно. У человека дело обстоит по-другому. Можно сказать не побоявшись, что память его практически не имеет границ. К тому же благодаря изобретению "знаковых систем", люди могут записывать информацию, хранить ее, передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры.

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба вышеперечисленных  вида живых существ чуть ли не с  рождения имеют в своем распоряжении возможную способность к нахождению ответа примитивных практических задач "в наглядно-действенном плане". тем не менее уже на последующих 2-х стадиях формирования интеллекта - в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении - между ними обнаруживаются разительные различия.

Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до настоящего времени  в среде ученых является спорным  вопросом. Человек проявляет данную способность после 2х и 3х лет. Если же говорить о словесно-логическом мышлении, то у животных нет даже каких-либо признаков этого типа интеллекта, так как ни значения, ни логика слов (понятия) им не доступны.

У высших млекопитающих, главным  образом у обезьян в человека, из-за высокого уровня формирования головного  мозга возникают ране отсутствующие  способности, позволяющие находить решение задачи без предварительных  пробных манипуляций.

Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны и, несомненно, человек смогли сформировать данную способность устанавливать связь  между различными составляющими  ситуации и приходить в итоге  к правильному решению путем  умозаключений, не прибегая к экспериментальным  действиям, совершаемым наудачу.

Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях  будничного существования, идет ли речь о перемещении с места на место, о выполнении поставленной задачи, или о получении и осмысливании информации, идущей от среды, в которой  водится индивидуум.

Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения со сложной  структурой, включающей:

ориентировочно исследовательскую  деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи;

формирование пластически  изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели;

сличение выполненных  действий с исходным намерением. Характерным  для такого строения сложной деятельности показывается ее само контролирующий характер: если деятельность приводит к необходимому результату, оно кончается, если же нет - в мозг животного поступают надлежащие сигналы и усилия найти решение поставленной задачи начинаются снова.

Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у  животных и человека. Трудность его  решения состоит в том, что  первичные эмоции, существующие у  человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково чувствуют, однообразно ведут себя в соответствующих  эмоциогенных ситуациях. У высших животных и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Вот один довольно комичный пример. Демонстрация оскала - широчайше  распространенная у позвоночных  инстинктивная программа. Ее цель - предотвратить при встрече с  кем-либо, что вы вооружены и готовы за себя постоять. Приматы пользуются ею при контактах очень широко. Человек в свою очередь скалит зубы при сильном страхе или гневе. Оказаться адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется.

Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых  нет у животных. Они, в отличие  от "тривиальных" эмоций, воспитываются  и изменяются под влиянием социальных условий.

Много усилий и времени  ученые затратили на то, чтобы разобраться  в вопросе об единстве и разнице в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, вне сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно найти даже слегка заметные мотивационные различия между животным и человеком.

Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о  принципиальных различиях между  человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это - потребности в общении (контактах c себе подобными и другими живыми существами), агрессивности, преобладании (мотив власти), альтруизме. Их элементарные признаки можно отмечать у животных, и окончательно до сего времени неизвестно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.

У человека имеются и специфические  социальные потребности, близкие аналоги  которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это - духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность  в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

Задание 3. Назовите отличительные признаки психического процесса и психического состояния.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что ко? нец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. 
Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие; и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В структуре психики различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием, входящим в структуру психики, следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. 
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют  рефлекторную природу: они возникают  под влиянием обстановки, физиологических  факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.),

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности.

2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное«печальное, гневное, раздражительное и т. д.).

Задание 4. Какие  психологические особенности характерны для вашего общения? Насколько они адекватны вашему возрасту?

Мой возраст – период жизни, который можно назвать  «молодость». Если в общем, то молодость - время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней.

Наиболее характерными и  адекватными психологическими особенностями  для моего возраста можно назвать:

а) Любовь и семья.

В возрасте 21 года характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше приспособлен к рождению первого ребенка. Люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни также в молодости.

Создание семьи чрезвычайно  важно для личностного развития. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способностей.

Большое значение имеет рождение детей. Меняется весь строй и уклад  семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты  ответственности друг перед другом и новая общая ответственность  за судьбу человека, которому они дали жизнь.

б) Профессиональная деятельность.

Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период - овладение  выбранной профессией. Происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. Сейчас необходимо утвердиться в выбранном деле, обрести профессиональное мастерство.

Информация о работе Психология и педагогика