Психология и педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 00:22, реферат

Описание работы

Педагогика при буквальном переводе с греческого может быть представлена как "детовождение" (от греческого "paida gogos": "paida" - ребенок, "gogos" - вести). Педагогом еще в Древней Греции называли раба, в обязанность которому вменялось обслуживание ученика: сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях.

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 58.28 Кб (Скачать)

   Педагогика  при буквальном переводе с греческого может быть представлена как "детовождение" (от греческого "paida gogos": "paida" - ребенок, "gogos" - вести). Педагогом еще в Древней Греции называли раба, в обязанность которому вменялось обслуживание ученика: сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях.

   Современная педагогика представляет собой область человеческой деятельности, связанную с воспитанием, образованием и обучением человека. Педагогическая деятельность - это процесс направленного развития и формирования человеческой личности. Исходя из такого определения, к областям педагогики относятся разделы педагогической науки, практической педагогики, дидактики. По существу, задачи педагогики сводятся к реализации научно обоснованных закономерностей передачи социального опыта поведения, а также знаний, умений и навыков, необходимых человеку для жизни и труда. Естественно, что необходимыми компонентами осуществления этих задач являются развитие научных закономерностей процессов воспитания, образования и обучения, а также развитие методов практической реализации этих закономерностей.

   Современное науковедение наряду с основными, давно устоявшимися в сознании людей группами естественных и гуманитарных наук выделяет относительно новую группу антропологических наук, объектом изучения которых являются человек и человеческие отношения. Такой тип классификации, естественно, не является единственно возможным,

   197

но  выгодно отличается тем, что ставит проблему человеческой сущности как  основную для большого количества как  естественных, так и гуманитарных наук. При такой постановке вопроса  роль и место педагогики в системе  наук о человеке приобретают особое значение. В системе других антропологических наук, таких, как общая физиология, медицина, нейрофизиология, психология, гигиена, биохимия, биофизика и т.д., педагогика может рассматриваться как "целевая" дисциплина, на развитие которой направлены теоретические и практические выводы различных наук о человеке.

   Таким образом, антропологический и, как  сегодня принято говорить, системообразующий характер педагогики определяет множественные междисциплинарные связи педагогики. Выводы и факты родственных наук приобретают прикладное значение при их использовании в основных областях педагогики: дидактике, теории воспитания, методологии и методиках обучения. С другой стороны, цели, задачи и методы педагогики также вытекают из антропологической концепции, определяющей приоритетную значимость человеческой личности в системе мировых ценностей идеалов.

   Рассмотрим  кратко основные категории и основные разделы педагогики. Важнейшую категорию  педагогики представляет собойвоспитание. В широком смысле воспитание представляет собой процесс формирования интеллектуальных, духовных и физических сил личности. Вообще говоря, воспитание личности может происходить не целенаправленно, под влиянием среды и стихийно складывающейся ситуации. Однако такой крайний вариант формирования личности правильнее характеризовать как случай отсутствия целенаправленного воспитания. Таким образом, в узком смысле воспитание - это систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых, направленное на формирование у них вполне определенных личностных качеств.

   Познание  сущности воспитательного процесса и закономерностей воспитания представляет собой одно из основных, "стержневых" направлений педагогики. И следует  отметить, что это направление  может успешно развиваться только при активном и целенаправленном использовании результатов всех антропологических наук. Более того, именно педагогика и практические задачи воспитания должны формулировать конкретные постановки целей исследований в  психологии, медицине и других антропологических  науках. Действительно, если мы хотим  получить какие-то новые рекомендации по системе воспитания, учитывающей  соотношение индивидуальных генетических и социальных факторов, мы должны специально сформулировать задачи и

   198

цели  исследований в медицинской генетике, молекулярной биологии, социологии.

   Образование представляет процесс приобретения знаний, умений и навыков, что наряду с результатами воспитания обеспечивает важную составляющую уровня развития личности. Роль различных способов образования в современном обществе постоянно меняется, в частности, все возрастающие значения приобретают различные варианты самообразования, а также различные формы заочного образования, например формы дистанционного образования.

   Обучение представляет собой целенаправленный двусторонний процесс по передаче и приобретению знаний. В современном представлении этот процесс представляет собой единую многошаговую процедуру диалога между учащимся и педагогом.

   Методические  основы педагогики связаны с дидактическими подходами. Дидактика - теория обучения, включающая в себя комплекс методов и приемов обучения, воспитания, формирования нравственных, моральных, социально полезных качеств и норм. Дидактика как отрасль педагогики основана на глубоком знании характерных черт психологии восприятия информации, специфики и типов мышления учащихся, структуры личности, типов характера, темперамента, мотиваций и способностей.

   В этом плане показательным является активное взаиморазвитие таких разделов современной психологии и педагогики, как психологическая педагогика и педагогическая психология. Педагогическая психология как отрасль психологии, основоположником которой является К. Д. Ушинский, возникла достаточно давно, еще во второй половине XIX века. Ее основой является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, исследование процессов усвоения личностью социального опыта, в том числе опыта нравственного, эстетического, межличностного общения.

   С другой стороны, психологическая педагогика, или, по образному и точному определению  В. П. Зинченко, живое знание, представляет собой другой аспект синтеза психологии и педагогики. Живое знание - это  целостная реализация психологического знания в процессе педагогической практики. "Психологическая педагогика является своего рода суперпозицией методов  каузально-генетического исследования психических функций и сознания; целенаправленного и поэтапного формирования умственных действий и понятий; проектирования учебных действий и учебной деятельности, учебного взаимодействия; теории и практики развивающего образования; личностно ориентированного обучения" (19, 27).

   199

   Различные области психологии направлены на изучение таких категорий личности, как  восприятие, внимание, память, мотивационная  и эмоциональная структура личности, характер. С другой стороны, основные разделы педагогики направлены на практическую реализацию формирования личности, воспитания и образования человека. В ходе этих процессов с необходимостью имеет место воспитание и обучение с опорой на знание закономерностей развития и функционирования вышеуказанных категорий личности. Более того, только знание закономерностей организации и функционирования психических процессов может являться основой для правильной организации педагогического процесса.

   Ввиду этого в данном учебном пособии  теоретические и практические положения  различных разделов психологии излагаются направленно, с подчеркиванием аспектов их использования в процессах  педагогического обучения и воспитания. Именно в таком плане они должны рассматриваться и осваиваться  читателем. Так, говоря о закономерностях  запоминания или особенностях переключения внимания, мы должны помнить, что знание о том, как правильно организовать эти процессы в ходе обучения, лежит в основе успешного или неуспешного педагогического результата. Изучение закономерностей осуществления мотивационного или эмоционального поведения является основой для правильной организации процессов индивидуальной заинтересованности учащихся в приобретении новых знаний, умений и навыков. Изучение индивидуальной специфики процессов восприятия и мышления, особенностей интеллектуальных и творческих способностей личности представляет собой основу для правильной организациииндивидуально ориентированного обучения и воспитания человека.

   К числу основных ветвей педагогики, кроме упомянутых в части I пограничных  областей психологической педагогики и педагогической психологии, относятся  следующие отрасли.

   Общая педагогика - отрасль педагогической науки, изучающая фундаментальные законы обучения и воспитания. В компетенции этой области находятся общие для всех возрастных групп и всех типов учебно-воспитательных учреждений вопросы исследования и формирования принципов, форм и методов обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики и отчасти ветвями педагогического дерева, произрастающими из ствола общей педагогической науки, являются: теория и практика обучения, теория и практика воспитания, теория организации и управления системой образования.

   Возрастная  педагогика представляет собой группу областей, включающую в себя дошкольную, все виды школьной педагогики, педагогику профессионально-технического и высшего образования, а

   200

также педагогику "третьего возраста". Использование возрастного подхода  позволило ввести определенную систему  классификации отдельных областей педагогики.

   Дошкольная  педагогика - область, изучающая закономерности воспитательного и образовательного процесса у детей дошкольного возраста. Специфика этой области во многом определяется уровнем созревания интеллектуальных, физических, мотивационных и эмоциональных способностей и возможностей ребенка. Именно на основе установленных закономерностей развития психики ребенка формируются теоретические и практические положения дошкольной педагогики.

   Школьная  педагогика, педагогика профессионально-технического и среднего специального образования, педагогика высшей школы - перечисленные области исследуют содержание, методы и формы воспитания и образования детей и молодежи соответствующего возраста. Так же как и во всех видах педагогики, принципы обучения и воспитания в данных отраслях во многом основаны на знании закономерностей возрастной психологии. С другой стороны, имеет место определенная разница в предметной и методической специфике, в частности, педагогика общеобразовательной школы в основном направлена на освоение учащимися широкого базисного набора знаний, педагогика специального образования в большей степени направлена на освоение основ, методов и навыков профессиональной деятельности, педагогика высшей школы - на формирование специалистов в определенных областях народного хозяйства.

   Наряду  с систематизацией отраслей педагогики по возрастному принципу имеет место  и другой способ, основанный на классификации  различных вариантов педагогической деятельности. Использование такой классификационной основы дает возможность выделения целого ряда отраслей, что и происходит по мере появления соответствующей необходимости. Так, в настоящее время, например, появились такие разделы практической педагогики, как производственная, инженерная, театральная, музейная, педагогика исправительно-трудовых учреждений, военная педагогика, специальная педагогика и т.д.

   В качестве примера такого раздела  может быть приведена военная педагогика, которая изучает специфику методов воспитания и обучения людей, ориентированных на получение знаний, умений и навыков нормальной, повседневной работы в экстремальных ситуациях. Очевидно, что данная область педагогики, в принципе, должна давать учащемуся кроме знаний, касающихся специальных предметных областей, особо углубленные знания по вопросам социальных,

   201

нравственных  и моральных норм, лежащих в  основе жизни личности и общества.

   Другим  примером может служить специальная педагогика (дефектология), которая представляет собой область, связанную с изучением закономерностей развития, воспитания и обучения детей с физическими или психическими аномалиями. В зависимости от типа нарушений выделяются различные направления дефектологии. Тифлопедагогика изучает специфику методов воспитания и обучения слепых и слабовидящих детей, сурдопедагогика - глухих и слабослышащих детей, логопедагогика разрабатывает методы коррекции речи у детей и подростков, олигофренопедагогика - методы общения, воспитания, обучения и социальной адаптации (приспособления к жизни в обществе) умственно отсталых детей.

   Наряду  с этим в настоящее время активно  развиваются и ветви педагогики, направленные на углубленное изучение научных основ дидактики, проблем  воспитания, истории педагогики, этнопедагогики, социальной и информационно-социальной педагогики, социологии образования. Активное развитие практических отраслей и научных основ педагогики постоянно приводит к расширению и уточнению круга задач современной педагогики. Расширение круга задач, в свою очередь, ставит перед педагогической наукой новые проблемы познания закономерностей процессов воспитания и обучения (рис. 66).

Информация о работе Психология и педагогика