Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:27, контрольная работа
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание - это информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т. п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты.
План:
1. Понятие и виды общения
2. Роль общения в психическом развитии человека
3. Техника и приемы общения
4. Развитие общения
5. Термены
Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на "Вы" к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на "ты" и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный момент общения.
Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражение лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе слов, часто встречаются обмолвки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил З. Фрейд.
В процессе общения применяются некоторые другие техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.
Обратная
связь включает сознательный контроль
коммуникативных действий, наблюдение
за партнером и оценку его реакций,
последующее изменение в
Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.
Коммуникативные
способности - это умения и навыки
общения с людьми, от которых зависит
его успешность. Люди разного возраста,
образования, культуры, разного уровня
психологического развития, имеющие
различный жизненный и
Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.
Дети
более импульсивны и
Профессиональность
общения проявляется на этапе
пред-настройки в выборе тона высказывания
и в специфических реакциях на
действия партнера по общению. Актерам
свойствен игровой (в смысле актерской
игры) стиль общения с окружающими,
так как они привыкают к
частому исполнению разных ролей
и нередко сживаются с ними,
как бы продолжая игру в реальных
человеческих взаимоотношениях. Учителям
и руководителям в силу сложившихся
недемократических традиций в сфере
делового и педагогического общения
нередко бывает свойствен высокомерный,
менторский тон. У врачей, особенно
у психотерапевтов, в общении
с людьми обычно проявляется повышенное
внимание и сочувствие.
Вопрос №4 Развитие общения
Общение живых существ в фило- и онтогенезе развивается. Это развитие охватывает все основные стороны процесса: содержание, цели и средства. Филогенетическое развитие общения связано с изменением его содержания и проявляется в следующих аспектах:
1.
Обогащение содержания общения
новой информацией,
2.
Обогащение целей связано с
изменением и развитием
Развитие
средств общения в фило- и онтогенезе
идет по нескольким направлениям. Во-первых,
это выделение специальных
Развитие общения у животных естественным образом включено в биологический эволюционный процесс, в то время как изменение содержания, целей и средств человеческой) общения имеет исторический характер.
Животные на ранних ступенях эволюции практически не общаются друг с другом, за исключением случаев продолжения рода. Стадный образ жизни, предполагающий внутривидовое общение, появляется у насекомых, рыб, развивается у птиц и млекопитающих, достигает совершенства у обезьян. Животные в стаде обмениваются друг с другом биологически значимой информацией, охраняют, поддерживают жизнь друг друга. Между ними, например в стаде обезьян, складываются довольно сложные, иерархически устроенные взаимоотношения: выделяется вожак, ему подчиняются остальные, наблюдается определенная иерархия статусов.
Вначале общение среди животных происходит на основе обмена биохимической информацией (вспомним, что у всех животных особенно развит обонятельный мозг). Затем к ней подключается слуховая и зрительная информация. У антропоидов появляется язык жестов, мимики и пантомимики, напоминающий тот, который в невербальном общении используют люди. Еще около середины прошлого века Ч.Дарвин показал, что лицевые экспрессивные выразительные движения у человекообразных обезьян очень напоминают аналогичные эмоциональные выражения, встречающиеся у людей.
Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.
Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом:
1.
Возраст от рождения до 2-3 месяцев.
Биологическое по содержанию, контактное
общение, служащее средством
2.
Возраст от 2-3 месяцев до 8-10 месяцев.
Начальный этап
3.
Возраст от 8-10 месяцев примерно
до 1,5 года. Возникновение
4.
Возраст от 1,5 года до 3 лет. Появление
делового и игрового общения,
связанного с возникновением
предметной деятельности и
5.
Возраст от 3 до 6-7 лет. Становление
произвольности в выборе и
использовании разнообразных
С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение. По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при прогрессе научения - пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.
Дальнейшее
развитие общения можно представить
как постепенное накопление человеком
культуры общения на основе рефлексии,
обратной связи и саморегуляции.
Психологически высокоразвитый человек
отличается от менее развитого не
только выраженной потребностью в общении
с разнообразными людьми, но также
богатым содержанием, множественностью
целей и широким выбором
Термены:
ОБЩЕНИЕ — обмен информацией между людьми, их взаимодействие
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ — процесс получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.
МИМИКА — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).
РЕЧЬ — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
СИМПАТИЯ — чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.
ХАРАКТЕР — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.
ЭМОЦИИ
— элементарные переживания, возникающие
у человека под влиянием общего состояния
организма и хода процесса удовлетворения
актуальных потребностей.
Список используемой литературы:
Информация о работе Психология человеческих взаимоотношений: Общение