Психология человеческих взаимоотношений: Общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание - это информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т. п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты.

Содержание

План:
1. Понятие и виды общения
2. Роль общения в психическом развитии человека
3. Техника и приемы общения
4. Развитие общения
5. Термены

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 36.90 Кб (Скачать)

     Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает  определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на "Вы" к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на "ты" и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком  доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных  личных взаимоотношений. Примерно о  том же свидетельствует присутствие  или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный момент общения.

     Первые  жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражение  лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе слов, часто встречаются обмолвки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил З. Фрейд.

     В процессе общения применяются некоторые  другие техники и приемы разговора, основанные на использовании так  называемой обратной связи. Под ней  в общении понимается техника  и приемы получения информации о  партнере по общению, используемые собеседниками  для коррекции собственного поведения в процессе общения.

     Обратная  связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том. как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники  чаще всего забывают об обратной связи  и не умеют ее использовать.

     Механизм  обратной связи предполагает умение партнера соотносить реакции с оценками собственных действий и делать вывод  о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные  слова. В обратную связь также  включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное  поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает  действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в  структуру коммуникативных способностей человека.

     Коммуникативные способности - это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит  его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие  различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным  способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными  коммуникативными способностями, чем  необразованные и малокультурные. Богатство  и разнообразие жизненного опыта  человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у  него коммуникативных способностей люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.

     Применяемые на практике техника и приемы общения  имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими  взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых  людей, как правило, отличаются от общения молодых.

     Дети  более импульсивны и непосредственны  в общении, в их технике преобладают  невербальные средства. У детей слабо  развита обратная связь, а само общение  нередко имеет чрезмерно эмоциональный  характер. С возрастом эти особенности  общения постепенно исчезают и оно  становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.

     Профессиональность  общения проявляется на этапе  пред-настройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам  свойствен игровой (в смысле актерской  игры) стиль общения с окружающими, так как они привыкают к  частому исполнению разных ролей  и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся  недемократических традиций в сфере  делового и педагогического общения  нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении  с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие. 
 
 

     Вопрос  №4 Развитие общения

     Общение живых существ в фило- и онтогенезе развивается. Это развитие охватывает все основные стороны процесса: содержание, цели и средства. Филогенетическое развитие общения связано с изменением его содержания и проявляется в следующих аспектах:

     1. Обогащение содержания общения  новой информацией, передаваемой  от одного существа к другому.  Сначала - это сведения о биологических,  внутренних состояниях организма; затем - информация о жизненно значимых свойствах внешней среды. Вслед за этим в содержание общения входит когнитивного характера, выражающая собой объективные, не зависимые от наличных потребностей живого существа знания о мире, представленные в виде понятий. Последнее происходит уже на уровне человека, а первые этапа эволюционное развитие общения проходит еще на уровне животных. Примерно этим же путем идет развитие общения в онтогенезе человека, достигая третьей ступени уже к дошкольному возрасту.

     2. Обогащение целей связано с  изменением и развитием потребностей  общающихся организмов: чем разнообразнее  и выше эти потребности, тем  дифференцированное и совершеннее целевой аспект общения.

     Развитие  средств общения в фило- и онтогенезе идет по нескольким направлениям. Во-первых, это выделение специальных органов, являющихся средством коммуникации, например рук. Во-вторых, развитие экспрессивных  форм движений (жестов, мимики, пантомимики). В-третьих, изобретение и использование  знаковых систем как средств кодирования  и информации. В-четвертых, развитие и совершенствование технических  средств хранения, преобразования и  передачи информации, используемой в  общении людьми (печать, радио, телевидение, телефон, телефакс, магнитный, лазерный и другие способы технической записи и т.п.).

     Развитие  общения у животных естественным образом включено в биологический  эволюционный процесс, в то время  как изменение содержания, целей  и средств человеческой) общения имеет исторический характер.

     Животные  на ранних ступенях эволюции практически  не общаются друг с другом, за исключением  случаев продолжения рода. Стадный  образ жизни, предполагающий внутривидовое  общение, появляется у насекомых, рыб, развивается у птиц и млекопитающих, достигает совершенства у обезьян. Животные в стаде обмениваются друг с другом биологически значимой информацией, охраняют, поддерживают жизнь друг друга. Между ними, например в стаде  обезьян, складываются довольно сложные, иерархически устроенные взаимоотношения: выделяется вожак, ему подчиняются  остальные, наблюдается определенная иерархия статусов.

     Вначале общение среди животных происходит на основе обмена биохимической информацией (вспомним, что у всех животных особенно развит обонятельный мозг). Затем к ней подключается слуховая и зрительная информация. У антропоидов появляется язык жестов, мимики и пантомимики, напоминающий тот, который в невербальном общении используют люди. Еще около середины прошлого века Ч.Дарвин показал, что лицевые экспрессивные выразительные движения у человекообразных обезьян очень напоминают аналогичные эмоциональные выражения, встречающиеся у людей.

     Человеческий  ребенок обнаруживает способность  к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько  богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.

     Основные  этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно  представить и описать следующим образом:

     1. Возраст от рождения до 2-3 месяцев.  Биологическое по содержанию, контактное  общение, служащее средством удовлетворения  органических потребностей ребенка.  Основное средство общения - примитивная  мимика и элементарная жестикуляция.

     2. Возраст от 2-3 месяцев до 8-10 месяцев.  Начальный этап познавательного  общения, связанный с началом  функционирования основных органов  чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.

     3. Возраст от 8-10 месяцев примерно  до 1,5 года. Возникновение координированного,  вербально-невербального общения,  обслуживающего когнитивные потребности.  Переход к использованию языка как средства общения.

     4. Возраст от 1,5 года до 3 лет. Появление  делового и игрового общения,  связанного с возникновением  предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.

     5. Возраст от 3 до 6-7 лет. Становление  произвольности в выборе и  использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных  средств общения. Развитие сюжетно-ролевого  общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.

     С поступлением в школу получает ускорение  интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение. По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при прогрессе научения - пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.

     Дальнейшее  развитие общения можно представить  как постепенное накопление человеком  культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек  отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении  с разнообразными людьми, но также  богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств  общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Термены:

     ОБЩЕНИЕ — обмен информацией между людьми, их взаимодействие

     ОБРАТНАЯ  СВЯЗЬ — процесс получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.

     МИМИКА  — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).

     РЕЧЬ — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

     СИМПАТИЯ  — чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.

     ХАРАКТЕР — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

     ЭМОЦИИ — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы:

  1. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение 1997.
  2. Лисина М. И. Проблема онтогенеза общения 1997.
  3. Егидес А.П. Психологическая концепция конфликтного общения 1998.
  4. Обозов Н. Н. Психологические межличностные отношения 1990
  5. Немов Р.С. Психология в 3 томах 1990 г.

Информация о работе Психология человеческих взаимоотношений: Общение