Психология человеческих взаимоотношений: Общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание - это информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т. п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты.

Содержание

План:
1. Понятие и виды общения
2. Роль общения в психическом развитии человека
3. Техника и приемы общения
4. Развитие общения
5. Термены

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 36.90 Кб (Скачать)

     Тема №19 Психология человеческих взаимоотношений: Общение.

     План:

  1. Понятие и виды общения
  2. Роль общения в психическом развитии человека
  3. Техника и приемы общения
  4. Развитие общения
  5. Термены
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вопрос  №1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

     Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает  самые совершенные формы, становясь  осознанным и опосредствованным  речью. В общении выделяются следующие  аспекты: содержание, цель и средства. Содержание - это информация, которая  в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т. п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты.

     У человека содержание общения значительно  шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно  приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки.

     Цель  общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может  быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение  объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и  деловых взаимоотношений, многое другое.

     Не  менее существенны отличия средств  общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

     Кодирование информации - это способ передачи ее от одного живого существа к другому.

     Это-язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

     В зависимости от содержания, целей  и средств общение можно разделить на несколько видов.

     При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством  удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают  влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга  в определенное физическое или психическое состояние.

     Мотивационное общение имеет своим содержанием  передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям  в определенном направлении. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

     По  средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью  естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые  связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией.

     Прямое  общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом  акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение  в тех случаях, когда они видят  и непосредственно реагируют  на действия друг друга.

     Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

     Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в  какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения  качества этой деятельности. Его содержанием  является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают  их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено  в основном вокруг психологических  проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно  затрагивают личность человека: поиск  смысла жизни, определение своего отношения  к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

     Инструментальным  можно назвать общение, которое  не является самоцелью, не стимулируется  самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения  удовлетворения от самого акта общения. Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

     В жизни человека общение не существует как обособленны и процесс  или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или  групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

     Важнейшими  видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование  звуковой речи, естественного языка  в качестве средства общения. Невербальное - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и  образы, получаемые от другого лица.

     Вербальное  общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия  предполагает усвоение языка. По своим  коммуникативным возможностям оно  гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни  не может полностью его заменить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вопрос  №2 РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

     Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и  становлении разумного, культурного  поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким  возможностям к научению, человек  приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Если бы с рождения человек был лишен  возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни  обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

     Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

     В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные  инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.

     Личностное  общение формирует человека как  личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы  и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать  средства их реализации. Разнообразное  по содержанию, целям и средствам  общение также выполняет специфическую  функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение  позволяет человеку получать необходимые  для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, как мы выяснили в главе, посвященной деятельности, выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

     Кондиционное  общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации  других видов общения. Тем самым  оно косвенно способствует индивидуальному  интеллектуальному и личностному  развитию человека. Мотивационное общение  служит источником дополнительной энергии  для человека, своеобразной его "подзарядкой". Приобретая в результате такого общения  новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический  потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен  действиями, операциями, умениями и  навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

     Биологическое общение служит самосохранению организма  в качестве важнейшего условия поддержания  и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает  общественные потребности людей  и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

     Непосредственное  общение необходимо человеку для  того, чтобы обучаться и воспитываться  в результате широкого использования  на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных  средств и способов научения: условно рефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

     Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вопрос  №3 Техника и приёмы общения

     Содержание  и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся  сознательному контролю. То же самое  можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, гораздо меньшей степени, технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы прежде всего имеем в виду технику и средства общения.

     Техника общения - это способы пред настройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.

     Прежде  чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его  как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.

     На  начальном этапе общения его  техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения  лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и  жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его пред настройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации). Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор, глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.

Информация о работе Психология человеческих взаимоотношений: Общение