Психология бессознательных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 22:36, реферат

Описание работы

Тема контрольной работы - психология бессознательных процессов. Как правило, многие из нас имеют представление о том, что сознательно человек предлагает и предполагает одно, а подсознательно – что-то совершенно другое. Более продвинутые люди понимают еще и то, что сам человек может и не догадываться о том, что планирует его бессознательное.

Содержание

Введение
Понятие бессознательного
Обзор классических психоаналитических концепций
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по психологии.doc

— 102.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа № __1__  

по курсу

_________Дошкольная педагогика и психология (ускор)_________ 

вариант № _1_ 

Работу  выполнил (ф. и. о. студента)

 ____Адаменко Ольга Анатольевна ____

студент __1__ курса заочного отделения

Педагогики  и психологии и начального образования  факультета СГУ

группа  № _127_ город ___Камышин___) 

дата сдачи  работы в учебную часть "______"___________ 200__ г. 

Работу  проверил (ф.и.о. преподавателя)

_____________Зубкова И.В._____________ 

оценка ______________ подпись__________ дата проверки __________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.

  1. Введение. 3
  2. Понятие бессознательного. 4
  3. Обзор классических психоаналитических концепций. 7
  4. Заключение. 13

    5.  Список литературы. 15 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.

      Тема   контрольной работы - психология бессознательных процессов. Как правило, многие из нас имеют представление о том, что сознательно человек предлагает и предполагает  одно, а подсознательно – что-то совершенно другое. Более продвинутые люди понимают еще и то, что сам человек может и не догадываться о том, что планирует его бессознательное.

      Итак, мы понимаем, что при  таком положении дел мы не можем быть уверенными в том, что мы распоряжаемся собой,   как и всегда звучит до боли знакомый вопрос «Кто в доме хозяин». Этот вопрос звучит и вокруг нас и внутри нас самих. Конечно, есть люди, которые не имеют привычки к анализу самих себя, к саморефлексии, и они уверены, что ничто, кроме внешних обстоятельств, на них не оказывает давления.

      Мы  рассмотрим теоретическую подоплеку понятия «бессознательное» и модели психики, предложенные классическими психоаналитическими концепциями Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга, Альфреда Адлера,Карен Хорни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятие бессознательного.

      Наряду  с  сознательными  формами  отражения  и  деятельности  для  человека характерны и такие,  которые  находятся  как  бы  за  порогом  сознания,  не достигают  надлежащей  степени  интенсивности   или   напряженности,   чтобы обратить на себя  внимание.  Термины  "бессознательное",  "подсознательное", "неосознанное" часто встречаются в научной и художественной  литературе,  а также в обыденной жизни.

      Понятие психического значительно шире понятия  сознания, которое обладает  не поддающимися практическому  учету  градациями  уровней,  начиная  от  высшей ступени ясности, доходящей до  удивительной  силы  прозорливости  и  глубины понимания сути вещей, и кончая полусознательным состоянием. Сознание   отнюдь   не   исчерпывает   всей   психики.   Существуют    также неосознаваемые психические феномены, определенный класс которых  представлен понятием бессознательного.

      Психическая деятельность  может находиться  в  фокусе  сознания,  иногда  не достигает уровня сознания (досознательное  или  предсознательное  состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных  в сознании  человека,  лежащих  вне  сферы  его  разума,  безотчетных   и   не поддающихся,  по  крайней  мере  в  данный  момент,  контролю,  охватывается понятием бессознательного.

      Зона  максимально ясного сознания  в  психической  деятельности  сравнительно невелика.   За  ней  идет  полоса  просто  явного  сознания,   а   потом   - минимального сознания, за которой    следует  уже   неосознанное.  Последнее выступает  то  как  установка  (инстинкт,   влечение),   то   как   ощущение (восприятие,  представление и мышление),  то  как сомнамбулизм,  то   как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение,  состояние  аффекта или невменяемости.

      К бессознательным явлениях относят  и подражание, и творческое  вдохновение, сопровождающееся внезапным "озарением", новой идеей, рождающейся как  бы  от какого-то  толчка  изнутри  (случаи  мгновенного  решения  задач,  долго  не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о  том,  что казалось прочно  забытым и прочее).

      Бессознательное - не мистика, а  реальность  духовной  жизни.  С  физическойточки зрения бессознательные процессы выполняют  своего  рода  охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там,  где  в этом нет  необходимости.

      Для более четкого выявления  места  проблемы  бессознательного  в  структуре знания важно соотнести  феномены  бессознательного  с  такими  реальностями, которые обозначаются  категориями  "деятельность",  "отражение",  "общение", "личность", "отношение".

      Абстрактная  схема  строения   деятельности,   согласно   которой   выделяют собственно деятельность, действия и реализующие их операции,  может  служить одним  из  оснований   классификации  феноменов  неосознаваемой  психической жизни  человека,  выделяющей  место  неосознаваемых  психических  явлений  в структуре  деятельности.  Конституирующим  признаком  деятельности  является мотив, т.е. некоторый объект, в котором опредмечивается потребность. Хорошо известно, что  мотив  может  быть  неосознанным,  также  неосознанным может быть психическое отражение самого потребностного  состояния.  Основным

признаком действия является  наличие  сознательного  предвосхищения будущих результатов, т.е.  цели.  Однако  кроме  такого  осознанного  предвосхищения можно  выделить  и  неосознанные  предвосхищения,  к  их   числу   относятся некоторые  виды  установок.  Таким   образом,   наряду   с   осознанными   и неосознанными  мотивами   следует   выделять   осознанные   и   неосознанные предвосхищения будущих  результатов,  т.е.  цели  и  установки.  Операции  в человеческой деятельности  также    имеют  двоякую  природу:  одни  являются продуктом трансформации  сознательных  действий  и,  в  случае  затруднений, могут  вновь  возвращаться  в   сознание,   другие   формируются   по   типу "прилаживания" к ситуации и вообще  никогда не  попадают  в сознание,  они функционируют как неосознаваемые автоматизмы.

      Существование качественно  разнородных феноменов бессознательного исключают возможность распространения выводов, полученных при исследовании одного из феноменов бессознательного на всю область бессознательного. Осознанные и неосознанные психические явления образуют две формы отражения внешнего мира и соответственно две формы управления, психического регулирования деятельности (осознанная и неосознанная регуляция).

      При исследовании частных форм психического отражения реальности мы сталкиваемся с необходимостью дифференциации ощущений, в которых человек отдает себе отчет, и ощущений, в которых он не отдает себе отчета.

Аналогичную дифференциацию можно провести и  применительно к восприятию достаточно сложных объектов.

      В области психологии научного творчества давно были описаны факты, показывающие, что многие феномены творческой деятельности не носят осознанного характера. При исследовании  эмоциональных процессов выделяются феномены, когда человек может констатировать самый факт появления эмоционального переживания, но не может указать объект, вызывающий эти переживания, и случаи, когда даже самый факт переживания остается скрытых от субъекта (аффективные следы, или "комплексы") и выделяются лишь в условиях  специально организованного эксперимента (например, ассоциативного).

      При  анализе общения, которое сегодня "модно" противопоставлять

деятельности, также  возникает необходимость  изучения неосознаваемых

психических явлений. Достаточно вспомнить классические исследования

достоверности свидетельских показаний, в речевой коммуникации всегда

присутствуют  неосознанные компоненты.

      Собственно  психологическое изучение личности в системе общественных отношений не может, естественно, игнорировать тот факт, что объективно складывающиеся общественные отношения между людьми не обязательно отражаются ими на уровне сознания. Этот факт был выявлен К. Марксом при анализе  товарного фетишизма, при анализе личностей как персонифицированных выражений социально значимых черт. Сущность человека, понимаемая как совокупность общественных отношений, от него самого можетбыть скрыта. Если мы используем широкое определение личности, данное в свое время С.Л. Рубинштейном, то в содержание понятия "внутренние условия" мы должны включить и неосознаваемые психические явления.

      Применительно к категории "отношение" нужно дифференцировать "отношение" и "сознательное отношение". "Человек есть личность, - писал С.Л. Рубинштейн, - в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему". Очевидно, что важно учитывать различия между сознательно определенными отношениями и отношениями, которые сознательно ещё не определены.

      Таким  образом, система знаний о личности не может развиваться без

интенсивного  изучения и неосознаваемых явлений, и этим прежде всего

определяется  значение их исследований.

В литературе мы находим следующие два принципиально  различных толкования термина "бессознательное". Принадлежат они Г. Рорахеру, известному австрийскому философу и психологу, и Л.С. Выготскому.

Г. Рорахер: "Не существует неосознаваемой психической  деятельности как

промежуточного  звена между мозговыми  процессами и активностью сознания. Существуют только разные степени ясности сознания... В мозгу... непрерывно разыгрываются процессы возбуждения, которых мы совершенно не замечаем. Эти процессы неосознаваемые в точном смысле этого слова, но это не неосознаваемые психические процессы (неосознаваемые мысли, стремления и т.п.), а неосознаваемые процессы нервного возбуждения, т.е. органические электрохимические проявления. Необходимо ясно понимать  это развитие, чтобы избежать недоразумений".

      Наша  позиция скорее отвечает тому пониманию  места и роли бессознательного, какое предполагает Л.С. Выготский: "Бессознательное не отделено от сознания какой-то непроходимой стеной. Процессы, начинающиеся в нем, часто имеют свое продолжение в  сознании и наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу. Существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся живая динамическая связь между обеими сферами нашего сознания. Бессознательное влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем

поведении и по этим следам и проявлениям  мы учимся распознавать

бессознательное и изучать его. 
 
 

3. Обзор классических психоаналитических концепций.

      Переходим к ретроспективному обзору классических психоаналитических концепций. Намеки, указывающие на существование подсознания, нам известны еще с древности, это, в частности, известный тезис «познай самого себя».

      В науку же  термин «подсознание» вошел на стыке XIX-XX веков. Первым человеком в психологии, который сделал попытку вывести подсознание на чистую воду, был всемирно известный ученый – Зигмунд Фрейд. История психоанализа начинается с Фрейдовских и Брейеровских исследований истерии. В результате научной и практической медицинской работы доктора Фрейда в основной фокус его исследовательского внимания попало подсознание человека. Основным достижением теоретической психологии ХХ века было именно открытие подсознания, т.е. скрытых от человека психических процессов, в большой мере влияющих на его мотивацию, восприятие, ощущения и поведение.  

      Зигмунд Фрейд показал, что человек не является хозяином собственного душевного  мира и собственного интеллекта. Фрейд  исследовал и подробно описал пути, с помощью которых можно проникнуть в подсознание и что-то о нем  узнать. С позиции Фрейда наша психика – это некое пространство. Ландшафт нашей психики описывается с помощью трех  пространственных структур – сознания, предсознания и бессознательного.  В этом пространстве существует нечто, что формируется на протяжении жизни человека, и оно продолжает оказывать на нас свое влияние. Силы, определяющие наше поведение, принадлежат миру бессознательного, и благодаря открытиям Фрейда мы можем постигать наше бессознательное. Бессознательное проявляет себя, сигнализирует о своих намерениях посредством наших снов, фантазий, импульсов, побуждений, наших влечений, желаний, оговорок, ошибочных действий. И задача психоаналитика – быть внимательным слушателем и улавливать эти тончайшие послания.

Информация о работе Психология бессознательных процессов