Новые возможности для
увеличения
числа потребителей.
В середине 50-х годов в
США началась кампания по усилению
сбыта многих товаров, прежде всего
мужской одежды и обуви. Американцы
носили долго одни и те же довольно
грубые костюмы, головные уборы, а после
войны донашивали военные ботинки.
Женской одежды и обуви продавали
значительно больше, чем мужской.
По совету психологов новая рекламная
кампания строилась на создании и
укреплении понятия "старения" предметов
потребления. Появлялись все новые
и новые образцы товаров, а
для успеха дела мужской туалет стали
рекламировать через женщин и
даже, в некоторых случаях, через
женские журналы. На одной рекламе,
например, были изображены четыре женщины,
каждая в наряде соответственно определенному
случаю и каждая с мужской шляпой,
которую она протягивала мужчине,
приглашая его одеться соответственно
ее наряду. На рекламе появились
разноцветные костюмы, особенно рубашки,
получившие большое распространение
среди мужчин. Мужские платяные шкафы
постепенно заполнялись предметами,
которых там раньше не бывало. Реклама
оказала воздействие также на
наиболее консервативную часть населения
- фермеров, которые тоже стали одеваться
и обуваться так, как никогда
до этого. Понятие "старения" реклама
стала связывать с такими предметами
домашнего обихода, как холодильники,
электробытовые приборы и многое
другое, не говоря об автомобилях. В
одной области одни модели сменялись
другими, чтобы не отстать от моды,
множество людей приобретало
новые предметы, когда старые были
еще в хорошем состоянии. Новым
толчком для развития рекламы
в США послужило увеличение свободного
времени. Американцы не любят безделия
даже во время отдыха, и вот появились
в продаже игры и занятия (моторный
спорт, рыболовство, предметы для самодельного
конструирования и т. п.), продававшиеся
за огромные суммы. Окрыленные успехом
специалисты-психоаналитики начинают
активно вмешиваться в политическую
пропаганду (сбор средств в различные
фонды, создание "климата оптимизма"
в США и многое другое), предлагая
свои услуги для усиления воздействия
на духовную жизнь американцев и
их гражданское поведение.
Психологическое воздействие
на нас как граждан.
Политика и создатели
образа.
Кампания по выбору президента
1952 года (в которой конкурировали
Эйзенхауэр от республиканской партии,
выбранный президентом, и Стивенсон
от демократической) проводилась по
всем правилам современной крупнейшей
национальной рекламной кампании. И
это не удивительно, так как в
числе руководителей этой политической
кампании были виднейшие специалисты
по рекламе и известные рекламные
фирмы. В основу кампании были положены
отнюдь не убеждения кандидата и
не его политическая платформа, - требовалось
созидать "образ" президента в
таком же смысле, как по учению психоаналитиков
создается образ товара. Задача при
выборе президента такая же, утверждал
Рессор Ривз, как при продаже двух
одинаковых по качеству тюбиков зубной
пасты разных фирм: победу одержит
та, название которой сильнее внедрено
в память потребителей. В связи
с этим он предложил напоминать об
Эйзенхауэре (на которого работал) ежедневными
короткими (в несколько минут) сообщениями.
В сценарии кампании предусматривались
и тщательно разрабатывались
малейшие детали "образа": выражение
лица, голос, интонации, костюм, прическа
и даже цвет оправы очков. Наименьшее
значение придавалось содержанию речей:
во время получасовой демонстрации
по телевидению кандидату, случалось,
давали на выступление не более минуты.
Стивенсон в этой кампании провалился
по той причине, что у него было
меньше денег, чем у его противника.
Крупные рекламные фирмы ему
не помогали, так как боялись вызвать
недовольство своих заказчиков - республиканцев.
Однако со Стивенсоном проделывали
то же, что с Эйзенхауэром, и он
однажды с горечью произнес: "Мысль
о том, что вы продаете кандидатов
на высокие посты, как овсяную
кашу для завтрака, предельно оскорбительна
для демократии".
"Формирование" членов
коллектива для свободного проявления
инициативы.
В середине нашего столетия
в США обозначилось стремление многих
людей объединяться в разного
рода группы. Такая тяга в коллективы
сильно поощрялась сверху, со стороны
власть имущих, потому что управлять
группой легче, чем неорганизованными
людьми. Появились "общественные инженеры",
готовые помочь администрации в
управлении непокорными подчиненными.
В связи с этим социолог Дэвид
Рисман сделал анализ распространенного
детского рассказа "Мотор Тудл",
в котором шла речь о молодом
моторе Тудле, которого обучали следить
за красным сигналом и не съезжать
с дороги, что тому больше всего
хотелось. За ним, однако, следили, и
однажды, когда он позволил себе такую
вольность, он наткнулся на красный
сигнал. Такие же запретительные знаки
оказались справа, слева, сзади, мотор
вынужден был вернуться на большую
дорогу и пообещать впредь не покидать
ее. Рисман усмотрел в этом рассказе
прообраз американской системы воспитания
детей в духе подчинения. Своеобразное
отражение такой вид массового
воздействия получил в телевидении,
где ныне имеются, например, в законсервированной
форме (записанными на пластинки) многие
варианты смеха, от тихого до громоподобного.
Ими пользуются во время телепередач,
исходя из того, что никто не любит
смеяться в одиночку. Изобрели даже
аппарат, при помощи которого можно
воспроизвести до ста видов смеха.
Поступающего на работу в промышленное
предприятие психологи проверяют
с точки зрения его умения ладить
с людьми (бригадой, звеном) и уживаться
с ними. Исследуется также принадлежность
кандидата к нежелательной для администрации
группе, прежде всего к про фессиональному
союзу. С другой стороны, на предприятии
пытаются создать хороший эмоциональный
климат, чтобы смягчить недовольство рабочих
и удержать их от выражения протестами
вступления в тот же профсоюз. Практически
это выглядит так. Группа женщин-работниц
жаловалась на тесное колированное помещение,
в котором им приходилось работать. Настроение
их поднялось, когда им сделали шторы для
окон и улучшили освещение. Один служащий
чувствовал себя угнетенным оттого, что
в его письменном столе было только три
ящика, а у его товарищей по работе - четыре.
Он вос прянул духом, как только ему переменили
стол. Особые тесты - перекрестные методы
оценки - применяются к руководящим работникам.
При выдвижении человека на более высокую
должность его испытывают в некоторых
случаях так, что он сам об этом не догадывается,
например, в обществе гостей или после
выпивки. Во многих фирмах тщательно исследуется
домашняя и семейная жизнь кандидата на
работу. Усиленное внимание уделяется
женам. Существует даже наиболее желательный
- идеальный тип жены работника фирмы -
она должна:
1) легко приспосабливаться
к обстоятельствам,
2) быть очень общительной
и
3) понимать, что ее муж
всецело принадлежит фирме. "Всецело"
- значит буквально душой и
телом.
Методы получения согласия.
"Методы получения согласия"
- это название книги- руководства
по психологии воздействия. В
ней ряд статей, и ее редактор
Эдвард Л. Бернейз пишет, что
"на создание благоприятного
отношения к товарам тратится
в США значительно больше миллионов,
чем на создание благоприятного
отношения к компаниям, производящим
эти товары". Создать такое
отношение входит в задачу
специалистов по связям с общественностью,
которых в Америке около 40 тысяч;
на соответствующее развитие
общественных отношении лишь
сто ведущих компаний израсходовало
50 миллионов долларов. Информационный
аппарат, имеющийся в распоряжении
системы общественных связей: 1.800
ежедневных газет, 10.000 еженедельных
газет, 7.600 журналов, 2.000 торговых журналов,
7.635 названий иноязычной периодики
и периодики для афроамериканцев,
6 тыс. театров, а также теле-
и радиоприемники. Такими целями,
как широко пропагандируемая
улыбка на лице, промышленные
и торговые корпорации уже
не удовлетворяются - им нужно
перестраивать сознание населения
и реорганизовывать общество
по данным образцам. Техникой "общественных
отношений" пользуется религия
- для упрочнения своего финансового
положения, воздействия на верующих,
показа практической ценности
некоторых религиозных понятий
и возвращения отбившихся от
веры в лоно церкви. В основе всей
этой деятельности лежит уверенность
в том, что на людей действует не логика,
а инстинкт и эмоции, поэтому на эмоциях
и надо играть. Этим занимаются социологи,
психологи, антропологи, разрабатывающие
теорию "движущих сил" и способы их
приме нения в жизнь. Широко прибегают
к психологическим методам воздействия
многочисленные благотворительные фонды,
занимающие в США 4-е место по денежным
средствам. Это целая отрасль хозяйства,
пользующаяся услугами более 400 фирм, специализировав
шихся на сборе средств для фондов, разбросанных
по всей стране. Для того чтобы убедить
человека отдать доллар, требуемся больше
усилий, чем для того, чтобы убедить его
истратить доллар, заявляет один из специалистов
этого дела (Джойс), поэтому нужно уметь
убеждать. Резервы же далеко еще не исчерпаны.
Профессионалы, вроде того же Джойса, располагают,
например, картотеками до 70 тысяч фамилий,
в которых записаны все слабости возможных
жертвователей и которые непрерывно пополняются,
"подобно картотекам федерального бюро
расследований на лиц, подозреваемых в
коммунизме". По мнению другого специалиста,
Бетти, в настоящее время разработано
уже более 30 мотивов жертвования. Среди
них очень сильны мотивы: личной выгоды
(построим больницу, сами будете в ней
лечиться); интересов общества; деловой
выгоды (жертвователь может установить
связи с "лучшими людьми города",
тоже жертвователями, и извлечь из этого
пользу).
Забота о воспитании в
духе оптимизма.
В 20-х годах американцы
по 10 раз в день повторяли формулу
Эмиля Куэ: "Мне становится все
лучше и лучше". Постепенно становилось
очевидным, что таким заклинанием
мало чего можно добиться в деловой
жизни, но в середине 50-х годов
куэизм вновь стал возрождаться. Тон
задавали высокие деловые и правительственные
круги, пресса. Все в один голос
утверждали, что промышленность и
торговля успешно развиваются, что
перспектива здесь самая блестящая.
Такая кампания получила название "торговля
психологией" и, как впоследствии
обнаружилось, она была организована
и непрерывно вдохновлялась все
теми же специалистами по психологическому
воздействию. Цель у нее была весьма
определенная: заставить людей покупать
все больше и больше - под влиянием
ли импульса, или для престижа, для
приятного провождения времени.
Д-р Дихтер больше всего опасался
ослабления напряженности такого бума
и писал по этому поводу так: "Наше
процветание держится на психологическом
фундаменте, и те экономисты и представители
деловых кругов, которые предсказывают
спад, играют с огнем и оказывают
нам плохую услугу". Заметную роль
во всем этом деле играл президент
Эйзенхауэр - "оптимист во что бы
то ни стало". "Спокойная, мечтательная,
рассеянная улыбка" стала символом
кампании, и ее можно было наблюдать
в тех местах, где недавно побывал
президент. В 1956 году Эйзенхауэр собрал
у себя на ферме 500 лидеров республиканской
партии (в связи с предвыборной
кампанией), и когда председатель
Холл громко спросил, все ли счастливы,
собравшиеся хором воскликнули:
"Да, счастливы!" ("Нельзя недооценивать
значение улыбки", - говорил он на
этом совещании). Вскоре вспых нула
война на Среднем востоке, стершая
с лица американцев "рассеянную улыбку".
Упакованная душа.
В 1956 году Джон Шнайдер, в
прошлом агент по рекламе, опубликовал
сатирический роман "Золотая дудка",
в котором описал приемы "торговли
психологией", мобилизованные во время
президентских выборов 1960 года. По мнению
автора, это был кульминационный
пункт направления, получившего
начало в 1952 году, когда специалисты
по рекламе появились среди руководящих
деятелей обеих политических партий
и когда впервые кандидаты
в президенты стали товаром, политические
кампании - делом, способствующим продаже,
а избиратели - рынком. Соперничество
между кандидатами свелось, по Шнайдеру,
к усиленной борьбе между крупнейшими
рекламными фирмами, руководившими
кампаниями. Применялись новейшие способы
воздействия на публику, прежде всего
соответствующим образом инсценированные
"эффективные представления".
Что до речей, то даже "пятиминутные"
считались слишком длинными. "Послушайте,
- сказал однажды руководитель рекламной
фирмы "своему" кандидату, пожелавшему
выступить с речью о внешней
политике в атомном веке, - если хотите
произвести впечатление на проповедников,
интеллигентов, студентов Колумбийского
университета, то используйте для
этого свое личное время, а не мое,
телевизионное. Учтите свой рынок, человек.
Ваш рынок - 40 - 50 миллионов слюнтяев,
сидящих дома и следящих за вашим
вздором по радио и телевидению.
И этих слюнтяев беспокоит атомный
век? Чепуха! Их тревожит оплата счета
в бакалейном магазине в следующую
пятницу". "Упакованная душа"
- синоним стандартизации американских
граждан. В этом смысле Паккард считает
показательным два новых американских
института, деятельность которых имеет
прямое отношение к унификации сознания
граждан. Первый из них - это новейшие
жилищные массивы, оборудованные вплоть
до запаса продуктов в холодильнике.
В такой дом можно переехать
совсем налегке и сразу же попасть
в уютную обстановку. Дело, однако, не
только в материальном оснащении, но
и культурном, социальном, психологическом.
Через час - полтора по приезду
к новоселам являются соседи с
приглашением принять участие в
игре, прогулке, совместном чтении и
т. п. Так создается желательная
атмосфера. Второй новый тип учебного
заведения (в Лос-Анджелесе), готовящего
специалистов для промышленности "по
заданному образцу" ("по заказу'),
т. е. не только с техническими и организационными
знаниями и умениями, но и самыми
подходящими для заказчиков социальными
и психологическими установками. Студентов
учат правильному отношению к
работе, работодателю, товарищам по
работе и коллективу в целом. Американцам
2000 года, пишет Паккард, психологические
методы воздействия, практикуемые в
настоящее время, покажутся смешными
и старомодными. К тому времени
будут, вероятно, разработаны физические
методы воздействия на сознание - так
называемый биоконтроль, начало которому
положено в наши дни. Мозгом человека
и человеческим поведением научатся
управлять на расстоянии, как управляют
ныне самолетами, станками и снарядами.
Для управляемых такие операции
будут безболезненными, но... "когда
начинаешь манипулировать, разве
удержишься? Кто должен установить
границы, за которыми такие манипуляции
становятся общественно нежелательными?"
Вопрос признания.
Речь идет о признании
методов глубинной рекламы, и
на этот счет имеются разные взгляды.
Директор одной фирмы сказал так:
"Ученые профессора и люди с кристально
чистой душой изучают психику
покупателей. Они пытаются доказать,
что продажа регулируется либидо
или подсознательной ненавистью
мужчин к своим отцам. Фактически
же потребителям нравятся премии и
нравится получать что-нибудь ни за что.
Все мы немножко виноваты в воровстве..."
Альфред Политц не отрицал анализа
мотивов, но считал, что методика их
недоработана, "поэтому доверчивым
заказчикам сбывают под видом
науки неприкрытую галиматью".
Позднее он упрекал психологов в
том, что они проводят опыты не
над теми покупателями и не в той
обстановке, которая требуется. Сам
он делал это в "магазине Политца".
Лихтер, которого сильно критиковал Политц,
назвал его выступление "эмоциональной
вспышкой". Некоторые психологи
говорили, что анализом мотивов нельзя
злоупотреблять, что это серьезное
направлением нуждающееся в совершенство
вании. В начале 50-х при Центре
по изучению вопросов рекламы был
создан специальный Комитет для
оценки анализа мотивов. Председатель
этого комитета, Уоллес Валфек, ознакомившись
с делом, заявил, что анализ мотивов
так же далек от жульничества, как
от чудес. Ниже следуют 4 группы наиболее
серьезных возражений против анализа
мотивов.
1. Анализ мотивов не
единственное средство решения
коммерческих вопросов. Продажа
зависит от многих факторов.
Анализом мотивов (если только
они не сводятся к комплексу Эдипа,
инстинкту смерти и обучению туалета),
можно пользоваться. По мнению проф.
Смита, для успеха дела необходимо обнаруженные
психоанализом подсознательные
чувства поднимать до уровня сознания.
Д-р Дихтер: "Насчет покупки товаров
люди принимают решения не только
подсознательные, но и вполне сознательные".
Некоторые специалисты указывали
на то, что анализ мотивов в 20 - 30%
случаев не приносит ни какой пользы,
а другие рекомендовали пользоваться
этим методом, как дополнительным.
2. При анализе мотивов
неправомерно пользуются клиническими
методами исследования, к тому
же не вполне совершенными (как,
например, тест Роршаха). Анализ мотивов
требует много времени и обходится
очень дорого. Нужны так же
большие группы испытуемых (Валфек
заметил, что самая большая
группа, которую он видел, состояла
из 200 человек, что совсем недостаточно).
Ческин заявил, что групп менее
600 человек у него не бывает.
3. Анализ мотивов могут
производить только знающие, опытные
специалисты; как массовое средство,
он не годится. Исследования
по проекционным тестам не
поддаются статистической обработке
и допускают субъек тивное
толкование.