Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:33, контрольная работа
Полтора десятка лет назад использование отдельными исследователями понятия рефлексии в педагогическом контексте носило характер активного его продвижения, основным назначением которого было закрепление термина в категориальном аппарате как "работающего". Сегодня обращение к рефлексии в педагогической науке стало едва ли не общим местом, особенно в научной разработке проблематики профессиональной подготовки учителя.
Роль и место рефлексии в деятельности учителя.
Профессиональные знания педагога.
Рефлексия учителя в учебном взаимодействии с учеником.
В. А. Сластенин представляет совокупность перцептивных умений как следующий взаимосвязанный ряд. Это умения:
Данные о других людях, полученные в результате перечисленных выше «включенных» учителем перцептивных умений, могут стать предпосылками успешного педагогического общения на всех этапах педагогического процесса в будущем.
Считается, что собственно умения педагогического (вербального) общения связаны со следующим:
А. Осуществлением коммуникативной атаки, другими словами, привлечение к себе внимания четырьмя способами (по В. А. Кан-Калику), а именно:
Б. Установлением психологического контакта с классом, способствующего эффективной передаче и восприятию информации, проявляется в умениях учителя:
С. Управлением общением в педагогическом процессе, которое предполагает органично и последовательно действовать в публичной обстановке, т. е. умение общаться на людях. К данной группе умений относятся умения:
Д. Установлением эмоциональной обратной связи в процессе общения, что в свою очередь достигается (проявляется) следующими умениями:
Педагогическая техника — это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера) (по Л. И. Рувинскому).
Педагогическая техника предполагает совокупность двух групп умений: а) группа умений, связанная с управлением своим поведением (мимикой, пантомимикой, эмоциями, настроением, вниманием, воображением, голосом, дикцией); б) группа умений, связанных с умением воздействовать на личность и коллектив (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, приемы управления общением, организацией КТД) (по И.А. Зязюну).
Педагогическая техника может быть представлена следующими умениями и навыками (по В. А. Мижерикову и М. Н. Ермоленко):
3.
Рефлексия учителя в учебном взаимодействии
с учеником.
Профессионально-
Одним из достаточно хорошо изученных видов рефлексии, функционирующей в творческой деятельности учителя, является анализ и обобщение им своего педагогического опыта [3]. Однако в целом специфика рефлексии, проявляющейся в процессах общения, в том числе и педагогического, до сих пор была исследована в меньшей степени, чем в индивидуальной творческой деятельности. Недавно проведенные экспериментальные исследования позволили выявить три основных вида педагогической рефлексии: социального-перцептивнуго, коммуникативную и личностную.
Социально-перцептивная рефлексия. Сущность этого вида рефлексии заключается в переосмыслении, перепроверке педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними. При этом педагог:
1) Выдвигает гипотезы о скрытых целях и мотивах поведения ученика.
2) Старается предвидеть его
3) Раскрывает существенные противоречия его личности и определяет пути их разрешения.
4) Анализирует изменения личности учащегося в связи с условиями воспитания.
5) Преодолевает противоречия между ранее сформировавшимся мнением об ученике и новыми фактами его поведения. Существенным при этом является стремление педагога разобраться в истинных мотивах и причинах поведения ученика [3].
Эффективность социально-перцептивной рефлексии в значительной степени зависит от уровня развития у педагога эмпатии, определяющей эмоциональный фон познания учащихся. Эмпатия проявляется в форме сопереживания и сочувствия к ученикам, причем ее неразвитость у педагога может привести к снижению рефлексивной деятельности учителя и к последующим нарушениям в отношениях с учащимися.
Предметом рефлексирования для педагогов являются в первую очередь личностные качества учеников, статусно-ролевые позиции, ценностные ориентации, мотивы, черты характера и др.). Субъектные свойства (умения, навыки, способности), проявляющиеся непосредственно в деятельности (прежде всего учебной), подвергаются рефлексии значительно реже. При этом, однако, восприятие и оценивание субъектных свойств ученика могут влиять и на восприятие его личностных свойств, что связано с особенностями стереотипизации восприятия ученика, когда сложившееся о нем мнение у учителя как о субъекте учебной деятельности является основой для характеристики его как личности. В случае неадекватности сложившегося у учителя мнения об ученике реальным фактам его поведения, а также при неэффективности применяемых педагогом воспитательных воздействий возникает потребность в нестандартном подходе к школьнику, что требует глубокого рефлексирования его личностных свойств (ценностных ориентации, мотивов, характерологических особенностей и др.). При этом педагог анализирует цели и мотивы поведения учащегося, стремится преодолеть стереотипы социальной перцепции и сформировавшиеся у него негативные установки по отношению к нему.
Ярким
примером социально-перцептивной рефлексии
являются психологические характеристики,
составленные А.С.Макаренко на выпускников
колонии. В них проявляются следующие
черты творческого познания воспитанников:
"сочетание способности к анализу личности
с целостностью ее восприятия; умение
выделить устойчивые интегральные свойства,
типического и индивидуального в характере;
постижение внутренней логики системы
личностных свойств в ее динамике и противоречиях;
отражение генеза этих свойств в связи
с основными жизненными отношениями личности;
анализ восприимчивости воспитанника
к воспитательным воздействиям; соотнесение
актуального и рассматриваемые им как
результат активного взаимодействия с
обстоятельствами жизни; взаимопроникновение
потенциального в развитии, ориентация
на "зону ближайшего развития" [3].
Такая диалектичность понимания как раз
и достигается с помощью различных приемов
рефлексии: выделение причин явлений,
восприятие личности в различных временных
срезах.
Литература
1. Вульфов Б.З., Харькин В.Н., Педагогика рефлексии. - ИЧП «Издательство Магистр», М., 1995, 111 с.
2.
Жмакина Н.Л. Формирование
3.
Митина Л.М. Психология
4.
Крашенинникова Н.Б. Развитие
педагогической рефлексии как
условие подготовки будущего
учителя к профессиональной
5.
Кулюткин Ю.Н. Психология
6. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.:Просвещение, 1993. 192 с.
7.
Вазина К.Я. Коллективная
8.
Скворцова Г.И. Освоение