Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:17, контрольная работа
Психологическое профессиоведение (психология профессий) – направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации. В психологии труда и психологическом профессиоведении используются следующие термины: «труд» – общественно-необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов; «задача», «задание» – единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий; «трудовой пост», «должность» в организации; трудовых постов в организации столько, сколько в ней работает людей, если все должности заняты; должность может быть и вакантной;
Вводные понятия
Профессиографирование и профессиограммы
Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала
Методы психологического анализа профессий
Технология анализа психических процессов субъекта труда через интерпретацию его профессиональных задач
Классификации профессий в психологическом профессиоведении
Карьера рассматривается как результат активного процесса, отражающий представления субъекта о себе, собственном пути личностного развития и профессионального служения, сопровождающийся ощущением личностной реализованности, дающей возможность субъекту воспринимать свою жизнь как осмысленность повседневных поступков, профессиональных действий и их значений, позволяющих действовать последовательно и эффективно (Л.Б.Шнейдер).
Карьерные ориентации – это есть ценностные ориентации непосредственно в карьере, которыми субъект руководствуется, выбирая, определяя и моделируя свой профессиональный и в целом жизненный путь.
Функция карьерных ориентаций
заключается в том, что они
выступают в качестве внутреннего
источника карьерных целей
Система карьерных ориентаций, таким образом, содержательно определяет пути для саморазвития и личностного роста, включая в себя одновременно их направление и способы их осуществления.
Роль и место карьерных ориентаций в общем процессе развития карьеры можно отразить следующим образом:
Рис.1. Место и значение карьерных ориентаций в построении карьеры
Иерархия карьерных
ориентаций формируется у человека
на протяжении многих лет. Эти структурные
изменения происходят постепенно и
зависят не только от изменений социально-
Планируя свое профессиональное будущее, намечая конкретные события – цели, планы, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии «карьерных якорей», представленной в его сознании. Карьерные ориентации не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне карьерным целям и планам. Благодаря этому они выполняют более гибкую регулятивную функцию.
Факторы, определяющие выбор карьерной ориентации
Внешние факторы |
Внутренние факторы | ||
макросоциальные |
микросоциальные |
непсихологические |
психологические |
экономическое состояние общества |
материальные возможности родительской семьи при получении образования, |
уровень образования |
адекватная «Я-концепция» |
ситуация на рынке труда |
величина родительской семьи |
социально-демографические факт |
личностная зрелость |
политическое устройство |
планирование собственной семьи |
состояние здоровья |
индивидуальные способности |
доминирующие общественные ценности |
близкое окружение: помощь друзей, ценности друзей |
порядок рождения |
высокий уровень саморегуляции |
пропаганда в СМИ |
гендерные характеристики | ||
социокультурные изменения, происходящие в обществе. |
мотивация достижения | ||
особенности эмоционально-волевой сферы |