Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:17, контрольная работа
Психологическое профессиоведение (психология профессий) – направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации. В психологии труда и психологическом профессиоведении используются следующие термины: «труд» – общественно-необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов; «задача», «задание» – единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий; «трудовой пост», «должность» в организации; трудовых постов в организации столько, сколько в ней работает людей, если все должности заняты; должность может быть и вакантной;
Вводные понятия
Профессиографирование и профессиограммы
Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала
Методы психологического анализа профессий
Технология анализа психических процессов субъекта труда через интерпретацию его профессиональных задач
Классификации профессий в психологическом профессиоведении
Психосемантические методы. Психосемантические методы основаны на существовании не случайных связей чувственного, эмоционального и словесного индивидуального опыта. Эти связи можно нащупать, предлагая испытуемым проективные задания, например фигуры и рисунки, которые они должны оценить по шкалам семантического дифференциала («холодное—горячее», «злое—доброе» и т.д.) либо дать свободные описания этих изображений. Психосемантические методы успешно использованы в изучении направленности личности в медицинских профессиях разного профиля; в исследовании профессиональных стереотипов студентов разных факультетов университета.
Метод качественного содержательного анализа текста (контент-анализ). Суть метода состоит в подборе текстовых объектов для изучения. При составлении программы исследования определяют цель, предмет изучения, его возможные корреляты в форме семантических категорий. Устанавливается правило поиска и фиксации выбранных категорий в тексте, накапливается эмпирический материал, проводится статистическая обработка данных (частоты и содержания элементов текста по каждой категории). Оценивается неслучайный характер частотных различий.
Метод анализа биографий и автобиографий. Биографический метод успешно применяется в индивидуальном психологическом консультировании. Полезный для психологов опыт накоплен в социологии.
5. Технология анализа психических процессов субъекта труда
через интерпретацию его профессиональных задач
В основу такого рода психологического анализа положена идея о том, что своеобразие психических функций человека определяется особенностями его предметной деятельности.
Евгений Александрович Климов в учебнике «Основы психологии» дал вариант технологии выделения психических функций и процессов, участвующих в конкретной профессиональной деятельности. Основа этой технологии – представление о психических функциях профессионала как целенаправленных умственных действиях.
Е.А.Климов (1997) выделяет семь основных видов профессиональных действий в зависимости от их цели (заданного результирующего события); эти виды действий соответствуют основным формам психических функций.
1. Действия восприятия обеспечиваются органами чувств. Требуемый результат действий состоит в отображении явлений окружающего мира (важных для профессионала) в виде чувственных образов (зрительных, слуховых образов, обонятельных, осязательных). Важным для профессионала может быть также отображение в его сознании и мира внутреннего – порождение образов состояния тела, ощущений самочувствия, боли.
Действия восприятия могут быть основными в труде дегустатора, контролера ОТК, товароведа-эксперта, слесаря-инструментальщика, красильщика тканей, полиграфиста.
2. Мнемические действия направлены на запоминание чувственных образов и слов, их целенаправленное воспоминание (или воспроизведение), а также на забывание ненужных сведений и ощущений. Эти действия принято называть процессами памяти. Сложные виды памяти можно найти у музыкантов, актеров драматического театра, дикторов радио и телеведущих, юристов и врачей и т.п.
Выделяют следующие разновидности интеллекта: технический интеллект (предполагающий оперирование пространственными образами), интеллект словесно-логический и социальный. Технический интеллект необходим специалистам, конструирующим, обслуживающим или ремонтирующим машины, технические системы разного уровня сложности. Он связан с оперированием пространственными представлениями, а также знаниями и понятиями естественных и технических наук. Словесно-логический интеллект свойствен специалистам, оперирующим научными понятиями, работающим со знаковой информацией. Социальный интеллект требуется специалистам, которым необходимо воспринимать, оценивать и прогнозировать поведение людей, т. е. они оперируют признаками, отражающими установки, намерения, эмоциональное состояние, переживания других людей. Этот вид интеллекта оперирует вербальными (словесно выраженными) и невербальными признаками. Если в труде сочетаются разные виды интеллектуальных задач и связанные с ними логические действия, то успеха достигают люди, у которых развиты все виды интеллекта. Принято разделять также словесно-логический интеллект (составляющий базу академической обучаемости) и практический интеллект.
В зарубежных работах последнего десятилетия, а именно в работах группы американских психологов, действующих под руководством Роберта Стернберга, получены убедительные эмпирические доказательства существования относительно независимых двух форм интеллекта: вербалъно-логического интеллекта (который измеряется ставшими классическими процедурами оценки IQ) и практического интеллекта, который понимается как развивающийся опыт, как способность находить (часто не вполне осознанно) неявное знание в практических проблемных ситуациях, которые имеют для субъекта очевидную смысловую
Д.Н.Завалишина (1985) назвала следующие признаки практического мышления: связь с трудовыми действиями; связь с практическим преобразованием мира и орудиями труда; конкретность практического мышления, его «пригнанность» к частным обстоятельствам действия; временные ограничения в протекании мыслительных операций; важная роль образно-чувственных компонентов мышления.
Практическое мышление, его стратегия и тактика – суть опыта и мастерства военачальников, менеджеров разного уровня, аналитиков, врачей-клиницистов, следователей, судей и адвокатов, квалифицированных рабочих (автомехаников, слесарей-сборщиков, строителей и парикмахеров и др.).
5. Интерперсональные действия образуют основу профессионального общения. Разновидностями интерперсональных действий являются:
коммуникативные действия (цель – установление, поддержание, прекращение контактов);
организационные действия (цель – объединить людей в группу для выполнения общей задачи, распределить обязанности, сформировать единые ценности, настроения и пр.); к ним относятся действия выражения одобрения, порицания, требования, советы, просьбы, намеки, внушение, убеждение и т.п.;
поступки (цель – выразить позицию человека по отношению к группе, к другому лицу, к системе их ценностей).
Культура профессионального
Указанные виды действий могут неким образом сочетаться при выполнении сложных профессиональных задач. Например, водитель автомашины воспринимает и контролирует дорожную ситуацию, состояние двигателя, параметры его работы (работа восприятия и внимания); осуществляет психомоторные действия по управлению машиной; выполняет мыслительные действия, планируя рациональный маршрут движения, обходя препятствия. Одновременно он отвечает на вопросы пассажира (профессиональное общение).
самостоятельно
Вопросы и задания
В контексте современной достаточно динамичной социально-экономической ситуации весьма актуальными для психологической науки становятся проблемы, связанные с построением и развитием карьеры, так как именно данный процесс дает возможность человеку реализовать свои способности, возможности и потребности.
В период обучения в вузе происходит формирование карьерных ориентаций, что в свою очередь отражается в специфике постановки карьерных целей и разработки планов, определяющих успешность карьерно-профессионального развития в целом. Именно для этапа поздней юности характерно приобретение конкретных представлений, связанных с профессиональным и личностным будущим, с требованиями, предъявляемыми конкретной профессией. По данным исследованиям на четвертом, пятом курсах наступает кризис профессионального развития, который связан с планированием карьеры и поиском места работы, с целью реализации карьерных замыслов.
Выбор студентами приоритетной карьерной ориентации зависит от гендерных характеристик личности: для андрогинного (Андрогиния – совмещение в индивиде маскулинных и фемининныхчерт. Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей) типа личности в большей степени по сравнению с другими группами характерно преобладание ориентации на стабильность, для маскулинного типа (Маскулинность (мужественность) представляет собой комплекс аттитюдов, характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола. Другими словами, маскулинность - это то, что добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли. (Гендерные роли - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Первым представителем ролевой теории по праву может считаться Шекспир, написавший:
Весь мир - театр, |
– ориентация на менеджмент, для феминного (Фемининность (феминность, женственность) - характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе, или же "социально определенное выражение того, что рассматривается как позиции, внутренне присущие женщине") – ориентация на автономию и служение, а так же отсутствие ориентации на конкуренцию.