Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:31, реферат
Психологическое насилие – это воздействие, направленное на близкого человека с целью установления над ним своей власти. Для этого систематически используются такие средства, как:
упреки и брань;
пренебрежительное отношение;
запугивание;
оскорбления и высмеивание;
контроль над деятельностью, распорядком дня, кругом общения;
принуждение к исполнению унижающих действий.
О влиянии традиционной (патриархатной) системы взглядов у мужчин и женщин на характер отношений между ними свидетельствуют результаты исследования насилия в российских семьях. [3, 15-22] Опрошенные мужчины настроены заметно более патриархатно, чем женщины. Сторонников традиционных позиций среди них почти в три раза больше, чем среди женщин. За этим стоят не только претензии на главенство в семье, но и представления о главенстве всех мужчин над всеми женщинами. При этом есть основания говорить о значительных расхождениях между мужской и женской точками зрения. Особенно сильна разница между ними относительно того, как должны распределяться властные полномочия внутри семьи. Мужчин, претендующих на то, чтобы играть главенствующую роль в семье, заметно больше, чем женщин, готовых за ними эту власть признать. Так, среди мужчин большинство (61%) считает, что муж – глава семьи, и за ним при принятии важных решений должно оставаться последнее слово. Среди женщин с этим мнением согласны только 29%.
Данные исследования подтвердили уже известную закономерность: супружеское насилие во всех его проявлениях более вероятно в тех семьях, где супруги придерживаются патриархатных представлений о мужских и женских ролях. Причем относится это главным образом к мужчинам. Если, например, только 50% мужей из семей без насилия считают, что муж – глава семьи, то в группах насилия доля мужей, разделяющих эту точку зрения, колеблется от 76 до 64% в зависимости от вида насилия.
Можно предположить, что подавляющее большинство мужей - психологических насильников действует осмысленно и целенаправленно. Их целью является «поставить жену на место» и вызвать у нее страх, чтобы получить или утвердить свою власть над ней. Когда возможности и ресурсы сосредоточены в руках мужчин, эту власть требуется утверждать и поддерживать; когда их ресурсы недостаточны и уступают женским, за эту власть они считают необходимым бороться. [3, 15-22] Мужчина, который недоволен своей маскулинностью, своими отношениями с женщинами, очень часто приходит к насилию как способу компенсации возникшей неудовлетворенности.
Итак,
в вопросе о причинах бытового
насилия мужчин в отношении женщин
большинство современных исследователей
выделяет такой наиболее значимый фактор,
как утверждение доминантной маскулинности
в качестве социальной нормы: мужчины
должны играть доминирующую роль не только
в общественной жизни, но и в семье. [2] Если
муж не главенствует в доме, если за ним
не остается последнее слово по поводу
важных решений, то он «подкаблучник».
Вряд ли можно говорить о наличии развитой
системы социальных институтов, способствующих
конструированию ненасильственной маскулинности.
Напротив, многие институты гендерной
социализации поддерживают у мальчиков,
юношей и мужчин проявления в поведении
доминирования, подавления других, агрессивности.
Эта тенденция характерна для большинства
современных культур.
В литературе распространена точка зрения, что насилие, проявляемое мужчинами в отношении женщин, следует рассматривать не как результат психических или личностных расстройств, а скорее как действия мужчины, слишком приспособленного к обществу. [5] Насилие – акт не столько ненормативного поведения, сколько, наоборот, слишком конформного. Насилие можно рассматривать как проявление сверхмаскулинности: это выражение агрессии, силы власти, грубости, доминирования, конкуренции. Побеждать, быть лучше, успешнее, завоевывать – все это выражает мужественность для тех, кто усвоил понятие о маскулинности, распространенные в культуре. [5]
В семьях, в соответствии с традиционными культурными нормами, мальчиков с раннего возраста учат уметь постоять за себя, используя силу. Мальчики усваивают, что совершенно нормально и естественно давать сдачи, если тебя обидели, а большинство девочек усваивает, что драться вообще недопустимо. Мальчиков учат не проявлять свои чувства, а девочек учат заботиться о близких, сопереживать людям и жалеть их. Большую роль в воспитании детей играет стиль взаимоотношений между родителями и общая семейная атмосфера. Мужчины, демонстрирующие насилие, в детстве часто были свидетелями насилия в семье.
Деструктивный стиль воспитания в семье и опыт насилия, перенесенного в детстве, также в значительной мере способствует тому, что мужчины проявляют жестокость по отношению к своим близким. [6]
Современная культура зачастую рассматривает домашнее насилие только как психологическую проблему, игнорируя ее социокультурный базис и ее статус гендерной проблемы. Таким образом, происходит определенная «патологизация» пострадавшей женщины, и решение проблемы сводится только к использованию терапии. На самом деле основа проблемы насилия коренится не в поведении супружеской пары в целом или женщины в частности, но в мужском поведении, подкрепленном всей системой общественных взглядов, норм, культурных ценностей. В социальной политике государства данная проблема задвинута на периферию общественной повестки дня. [6]
Итак, психологическое насилие – это весьма распространенное явление в межличностных отношениях мужчин и женщин. Его последствия для личности являются не менее травматичными, чем другие виды насилия, например физическое.
Главная цель любого насилия – это обретение власти над другим человеком, а психологическое насилие в близких отношениях – это один из способов обретения власти над партнером.
Список литературы