Психологическое насилие над женщинами

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:31, реферат

Описание работы

Психологическое насилие – это воздействие, направленное на близкого человека с целью установления над ним своей власти. Для этого систематически используются такие средства, как:
упреки и брань;
пренебрежительное отношение;
запугивание;
оскорбления и высмеивание;
контроль над деятельностью, распорядком дня, кругом общения;
принуждение к исполнению унижающих действий.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

   Введение

   В обыденном сознании феномен насилия  отождествляется, как правило, с  агрессивными действиями, применением  физической силы. Однако насилие как  разновидность агрессивного поведения, целью которого является причинение вреда другому человеку, может  быть не только физическим, но и сексуальным, экономическим, психологическим.

   Отличительной особенностью психологического насилия  является его «бытовой», «домашний» характер; это насилие, осуществляемое в отношении хорошо знакомых мужчин и женщин (супругов и партнеров, имеющих близкие отношения). [1, 40-44] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Определение понятия

   Психологическое насилие – это воздействие, направленное на близкого человека с целью установления над ним своей власти. Для этого  систематически используются такие  средства, как:

  • упреки и брань;
  • пренебрежительное отношение;
  • запугивание;
  • оскорбления и высмеивание;
  • контроль над деятельностью, распорядком дня, кругом общения;
  • принуждение к исполнению унижающих действий.

   Психологическое насилие заключается в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз, с тем, чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов. [7, 258]

   Кроме термина «психологическое насилие» в научной литературе, посвященной  этой проблеме, можно встретить еще такие близкие по смыслу понятия, как «психологическая агрессия» и «эмоциональное насилие». 

   Психологическое насилие используется представителями  обоих полов, однако женщины чаще оказываются в роли его жертв. [4, 125] Оно присутствует практически во всех других случаях насилия в семье, но трудно диагностируется. Если все остальные формы насилия легко определить, поскольку они имеют четкие физиологические последствия, то явные признаки психологического воздействия видны редко, хотя его последствия могут быть чрезвычайно тяжелыми. Широта и изощренность форм психологического насилия значительно затрудняют их классификацию. Кроме того, оно довольно часто выступает не само по себе, а вместе с другими видами насилия. [8, 223] 

   Показателями  существования психологического насилия в отношениях мужчин и женщин являются часто испытываемые одним из партнеров в процессе общения напряжение, тревога, неуверенность в себе, бессилие, зависимость, безысходность, чувство вины, страх, бесправие, неполноценность. [3, 15-22] Психологический вид насилия весьма распространен в гендерных межличностных отношениях. В социологическом исследовании, направленном на выяснение масштабов и характера различных видов супружеского насилия в отношении женщин, было установлено, что почти 80% опрошенных женщин столкнулись хотя бы с одним из проявлений психологического насилия со стороны мужа: их унижали, в том числе нецензурной бранью; уничижительно критиковали их личность; к ним применяли запреты и угрозы.

   Более 70% опрошенных женщин испытывают при общении с мужем психологический дискомфорт, напряжение, тревогу, неуверенность в себе, бессилие, зависимость и пр. Каждая пятая женщина (20%) ощущает при этом безысходность, каждая седьмая (14%) – страх, каждая восьмая (12%) – бесправие. Более половины женщин считают, что мужья хотя бы время от времени их «унижают или пытаются унизить, оскорбить», «поставить на место» (57%); они подвергаются оскорблениям в нецензурной форме (51%); испытывают со стороны мужей уничижительную критику своей личности (53%) (плохая жена, плохой характер, плохая хозяйка, глупая и т. д.).

   Разного рода запреты и угрозы со стороны  мужей знакомы 51% женщин. Наиболее распространенный запрет, с которым сталкивалась каждая пятая замужняя женщина (21%), – ограничение  в перемещении («куда-нибудь пойти, выйти из дома»). Наиболее распространенные угрозы – физическая расправа (22%) и обещание мужа найти себе другую женщину или уйти от жены (15%).

   Мужчины, упрекая своих партнерш в несоответствии стереотипу привлекательной женщины, часто говорят о том, что они «плохо выглядят», «сексуально непривлекательны», «неженственны», «не умеют одеваться», «лишены вкуса», высмеивают их возраст («старая», «совсем старуха»), критикуют физические данные («толстая», «некрасивая»), обесценивают личность в целом («глупая», «ничего не понимаешь», «с куриными мозгами», «незаботливая», «невнимательная», «неласковая»). 

   Поводом для упреков и брани со стороны  мужчин часто является несоответствие женщины традиционному представлению  о хорошей хозяйке и заботливой матери («плохая хозяйка», «не умеешь готовить», «лентяйка», «неряха», «плохая мать», «не умеешь воспитывать детей»). Насилие осуществляется также при помощи обесценивания профессиональной деятельности женщины («твоя работа никому не нужна», «на работе от тебя никакого толку») и подчеркивания ее материальной несостоятельности («ничего не зарабатываешь», «иждивенка», «сидишь у мужа на шее»). [3, 15-22] 

   Последствия психологического насилия  для личности

   Повторяющееся насилие ведет к значительным психологическим страданиям, посттравматическому стрессу, депрессии, постоянному чувству страха, а иногда и к более серьезным последствиям, таким как попытки суицида. Результатом данного вида насилия также может стать обострение хронических соматических заболеваний и появление новых.

   К кратковременным последствиям психологического насилия относится комплекс негативных переживаний (чувства униженности, обиды, вины, страха; состояния тревоги, неуверенности в себе, зависимости  и бесправия). Хроническая депрессия, самодеструктивные тенденции, трудности функционирования в супружеской и родительской ролях – все это проявляется как долговременные последствия психологического насилия. 

   Многие  практические психологи и психотерапевты, работающие с женщинами, пострадавшими  в результате насилия, считают, что психологические последствия домашнего насилия гораздо серьезнее, чем переживания по поводу, например, хулиганского нападения на улице. [8]

   У человека, подвергающегося систематическому психологическому насилию, развивается  модель образа жизни жертвы и формируется состояние «готовности» реализовывать эту модель. Характерными чертами образа жизни жертвы являются следующие аспекты:

  • искажение образа Я, обвинение себя за происходящее, снижение чувства собственной ценности и значимости;
  • чувства страха и беспомощности как доминирующие чувства; при этом мир воспринимается как неопределенный и всегда опасный;
  • открытость, хрупкость и неопределенность границ собственного Я, неспособность вовремя идентифицировать различные формы насилия; неспособность установить пределы и ограничения;
  • депривация базовых потребностей (неудовлетворение потребности в любви, принятии, понимании, принадлежности);
  • выраженное стремление к близости, синдром эмоциональной зависимости (созависимости): сверхпотребность в любви, страх потерять объект привязанности, зависимость, неуверенность в себе и в других, отрицание собственных потребностей;
  • подавление или обесценивание собственных чувств и переживаний, нарушение способности наслаждаться жизнью, нарушение способности к установлению эмоциональной близости, синдром «аффективной тупости» (отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить отношения эмоциональной привязанности, отвержения себя и других). [7, 69]
 

   Причины психологического насилия

   Психологическое насилие, как и другие виды насилия в межличностных отношениях, имеет многофакторную обусловленность.

   В современной литературе о семейном насилии выделяются две основные модели его происхождения: личностно-семейная и социокультурная.  Личностно-семейная модель имеет несколько основных разновидностей.

   Теория  врожденного инстинкта агрессивности. Согласно этой теории, агрессия и насилие  возникают потому, что человеческие существа генетически или конституционально  «запрограммированы» на подобные действия. 

   Психоаналитический  подход. В соответствии с ним неудовлетворение базовых потребностей в раннем детстве проявляется в проблемном поведении во взрослом возрасте. Если ребенка постоянно контролировали, не давали проявить ему свою самостоятельность, не удовлетворяли его потребность в признании и эмоциональной привязанности, то во взрослой жизни такой человек будет стремиться властвовать над другими, так как страх потери близкого взрослого партнера будет побуждать стремление подчинить его себе.

     Необихевиористский подход. Он подразумевает «выученное» неправильное поведение. В русле этого подхода существует гипотеза о межпоколенной передаче насилия. 

   Социокультурная модель и ее разновидности  
Подход радикального феминизма. Феминистский анализ насилия в отношении женщин сводится к критике патриархата, понимаемого как господство мужчин над женщинами. Мужская власть является основной характеристикой общественных и межличностных отношений, в которых подавляются женщины.

   Насилие над женщинами – это следствие  проявления мужского доминирования в обществе и семье, результат гендерного неравенства. Психологическое насилие выступает как способ контроля над женщинами, сохранение их в подчиненном положении в соответствии с традиционной системой взглядов и представлений. 

   Подход  социалистического  феминизма. Низкий общественный статус женщин – отражение классовой капиталистической системы и структуры семьи, существующей внутри этой системы. Социалистический феминизм утверждает, что подавление женщин функционально для капитализма, так как он поддерживается неоплачиваемым трудом женщин, которые также служат резервной рабочей силой, используемой только при необходимости. Сама семья, в которой муж выступает как единственный кормилец жены и детей, также способствует стабилизации капиталистического общества. Первоначально жена зависит от мужа только экономически, но вскоре это оборачивается эмоциональной зависимостью и пассивностью. Она боится потерять экономическую безопасность, поэтому он приобретает над ней полную власть. А мужчины боятся потерять работу и накопившееся напряжение (стресс и чувство депривированности) «выплескивают» на своих жен, пытаясь обрести чувство внутреннего равновесия.

   Гендерный подход. Гендерный подход, разрабатываемый при изучении межполовых отношений как критика традиционных представлений о необходимости и целесообразности дифференциации ролей, статусов, позиций мужчин и женщин в публичной и приватной сферах жизнедеятельности людей, ориентирован на анализ систем доминирования/ подчинения и провозглашает идею равноправия мужчин и женщин в сфере формальных и неформальных отношений. Ни у мужчин, ни у женщин нет оснований подавлять и подчинять себе друг друга, поэтому никакие виды насилия в межполовых отношениях неприемлемы. Отношения между мужчинами и женщинами должны выстраиваться на основе равенства позиций, паритета, учета целей и интересов друг друга. 

   Однако  распространенные в общественном сознании стереотипы о том, что в отношениях между мужчинами и женщинами  должен обязательно доминировать мужчина, что именно он должен принимать решения, касающиеся основных вопросов взаимодействия, выступают в роли барьеров, препятствующих перестройке межличностных отношений в соответствии с партнерской моделью отношений. 

   Традиционные  стереотипы мужественности побуждают  мужчин демонстрировать активность, напористость, целеустремленность, силу, выраженный волевой потенциал, уверенность в себе, умение добиваться своих целей, настоять на своем, для чего допускается проявление агрессивности и директивности. 

   Для женщин, в соответствии со стереотипом  женственности, напротив, важно в отношениях с другими людьми проявлять уступчивость, мягкость, деликатность, скромность, застенчивость, отзывчивость, умение понять и простить другого, жертвенность и заботливость, а также умение достигать своих целей, не используя явное доминирование и директивность. Поэтому гендерные стереотипы побуждают мужчин и женщин в межличностных отношениях реализовывать не партнерскую, а доминантно-зависимую модель отношений. 

   В такой модели отношений главенствующая позиция завоевывается мужчинами  часто при использовании подавления и явного принуждения как способа воздействия на свою партнершу, а женщины чаще обращаются к скрытому психологическому принуждению – манипулированию как способу влияния и достижения властных позиций. 

   Таким образом, традиционные гендерные стереотипы ориентируют мужчин и женщин, как субъектов межполового взаимодействия, на формирование такой модели поведения, где нет партнерства, а отношения характеризуются несимметричностью, проявляющейся во власти одного субъекта над другим. Властвующий субъект стремится уподобить чувства или действия другого своим планам, замыслам и желаниям, а другой вынужден ему подчиняться. [7]

Информация о работе Психологическое насилие над женщинами