Психологическое консультирование агрессивных клиентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:27, реферат

Описание работы

Психологическое консультирование – это диалог индивидуальностей, диалог уникальных личностей. Для диалога недостаточно обычного языка общения, недостаточно слов. Необходимо соединение разных взглядов на мир, взаимопонимание, контакт внутренних миров. Клиент выбирает консультанта интуитивно, часто ориентируясь на его формальные характеристики, воспринимая как специалиста или испытывая доверие и притяжение к нему как к личности. Консультант в большей степени ответственен, состоится или не состоится диалог. Именно он выбирает тот профессиональный инструментарий, который позволит сделать общение действительно глубоким, а консультирование эффективным..

Содержание

Введение с. 3
Психофизиологические основы агрессии с. 4
Консультирование враждебно настроенных и агрессивных
клиентов с. 9
Глоссарий с. 13
Список литературы с. 15

Работа содержит 1 файл

консультирование агрессивных клиентов.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский  государственный  университет» 

Институт  Психологии и Педагогики 
 
 
 

Реферат

Психологическое консультирование агрессивных  клиентов 
 

                                                                                 
 

                                                                                  Выполнила: студентка ППЗ-401

                                                      Плотникова О.В.

                                                      Преподаватель: Рагозинская В.Г. 
 
 
 
 
 

2010

Содержание 
 

  1. Введение                                                                                                    с. 3
  2. Психофизиологические основы агрессии                                           с. 4
  3. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных

    клиентов                                                                                                     с. 9

  1. Глоссарий                                                                                                   с. 13
  2. Список литературы                                                                                  с. 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Консультирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс. Цели консультирования имеют связанный с сознанием аспект. В различной степени все консультационные подходы фокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы люди могли жить более эффективно.

Психологическое консультирование – это диалог индивидуальностей, диалог уникальных личностей. Для диалога  недостаточно обычного языка общения, недостаточно слов. Необходимо соединение разных взглядов на мир, взаимопонимание, контакт внутренних миров. Клиент выбирает консультанта интуитивно, часто ориентируясь на его формальные характеристики, воспринимая как специалиста или испытывая доверие и притяжение к нему как к личности. Консультант в большей степени ответственен, состоится или не состоится диалог. Именно он выбирает тот профессиональный инструментарий, который позволит сделать общение действительно глубоким, а консультирование эффективным.

 Существуют специальные проблемы психологического консультирования: тревожных клиентов; враждебно настроенных и агрессивных личностей;  клиентов с психосоматическими расстройствами; асоциальных личностей;клиентов с депрессией и суицидными намерениями; при сексуальных проблемах. Мы остановимся именно на изучении этих специальных вопросов. 
 
 
 
 
 

    Цель  контрольной работы: изучение особенностей консультирования агрессивных клиентов.

    1. Психофизиологические  основы агрессии 

Слово "агрессия" произошло от слова aggredi, корень в  основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает "шаг", а ad - "на", т.е. получается что-то вроде "двигаться на", "на-ступать". Aggredi - это непереходный глагол, и поэтому он не соединяется напрямую с дополнением; нельзя сказать to aggress somebody "нападать кого-либо". В первоначальном значении слова "быть агрессивным" означали нечто типа "двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения".

Согласно словарю  психологических терминов, агрессивность - враждебность, свойство или черта  личности, подчеркивающая ее тенденцию  причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб.

Агрессия может  варьировать по степени интенсивности  и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства  до словесных оскорблений ("вербальная агрессия" и применения грубой физической силы ("физическая агрессия". Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту.

Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости. Такие формы поведения, если они  не наносят вред окружающим людям, могут  быть вполне допустимыми. Агрессивность, кроме того, существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеется в виду ее эпизодическое проявление у человека, а под личностной агрессивностью - наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей везде и всегда, где для этого складываются подходящие условия.

Все многообразие форм агрессивности можно также  объединить в гетероагрессию (направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя). В свою очередь и гетеро- и аутоагрессия подразделяются на прямую и косвенную формы. Прямая гетероагрессия - это убийства, изнасилования, нанесение побоев и т.д.; косвенная гетероагрессия - угрозы, имитация убийства, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. Крайнее проявление прямой аутоагрессии - самоубийство. В рамки косвенной аутоагрессии следует отнести все психосоматические заболевания, болезни адаптации, все неспецифические заболевания внутренних органов, имеющих гладкую мускулатуру и вегетативную иннервацию.

В связи с  этим разные варианты отклонения поведения, алкоголизацию, наркоманию, невротизацию, а также многие хронические болезни внутренних органов можно расценивать как разные варианты (или разные этапы) одного и того же процесса - процесса дезадаптации в социальном (отклонения в поведении) и медицинском (болезни) понимании. В настоящее время предполагается, что 80% пациентов с самой различной патологией (ИБС, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, обструктивный бронхит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, запоры, нарушения менструального цикла, импотенция, нейродермит и проч.) в основе своей болезни имеют ту или иную остро или длительно действующую фрустрирующую ситуацию. Среди социальных дезадаптантов (алкоголиков, наркоманов, лиц, совершающих противоправные действия) этот процент еще выше и достигает своей верхней границы (100%).

При попытках оказать  воспитательное воздействие на агрессивное  поведение как взрослых людей, так  и детей нередко возникает  своеобразный порочный педагогический круг: высокоагрессивный ребенок вызывает враждебное к себе отношение со стороны окружающих людей. В результате его собственные агрессивные действия не тормозятся, а укрепляются, так как они получают поддержку со стороны агрессивных действий со стороны других людей.

В рамках данной работы необходимо более детально рассмотреть именно агрессивность как свойство личности, которое поддается измерению, изучению и при необходимости - коррекции.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

В житейском  сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой ее делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми деятельность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходными, но их мотивационные компоненты - прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевается при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его , и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Определив степень агрессивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.  

В основе многих научных представлений об агрессии и агрессивности лежит теория Джона Долларда, которая утверждает следующее: "Возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот - наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности". Фрустрацию могут вызывать множество различных реакций и агрессивность лишь одна из них. Агрессивность наряду с тревогой, страхами, чувством вины, неполноценности и неудовлетворенности является проявлением психоэмоционального стресса. Эту точку зрения поддерживает и Розенцвейг, который считает, что фрустрация неизбежно вызывает агрессию.

Фрустрация возникает  тогда, когда организм или личность встречает на пути к удовлетворению какой-либо жизненно важной потребности  непреодолимые препятствия или  ограничения. Препятствия на пути к достижению цели встречаются довольно часто, причем они имеют и положительное значение, так как принуждают человека мобилизовать все свои способности и силы на их преодоление. Однако, фрустрация более чем препятствие, это срыв деятельности, вызывающий у субъекта особое интенсивное переживание или состояние.

Фрустрация выполняет  для организма защитную функцию, создавая новую мотивацию, направленную на преодоление препятствия на пути реализации исходных мотивов. Ситуация, в которой такое препятствие возникает, называется стресс, ситуация стресса. Например, ученик, который боится, что пострадает его престиж, постоянно фрустрирован. Фрустрация вообще является характерным состоянием детского возраста.

Принято считать, что организм обладает способностью сопротивляться фрустрации без того, чтобы произошел срыв приспособления. Такая способность организма обозначается как толерантность по отношению к фрустрации. Эта толерантность сохраняется до тех пор, пока индивид не прибегнет к какой-либо неадекватной реакции с целью преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Если возникают подобные неадекватные реакции на условия фрустрации, то необходимо сказать о реакциях на фрустрацию.

Основные реакции:  

1. Агрессия является  самой естественной и чаще всего встречающейся реакцией на фрустрацию. Целью агрессии в этом случае является устранение препятствия. У детей это чаще всего прямая форма агрессии. С возрастом проявления прямой агрессии уменьшаются.  

2. Регрессия  является еще одной типичной формой реагирования на фрустрацию. Она предполагает по сути механизм, обеспечивающий удовлетворение потребности индивида более легким, доступным и простым путем - путем более простых уровней активности, характерных для предшествующих стадий. Некоторые авторы обращают внимание на то, что регрессия может представлять начало более важных нарушений личности.  

3. Подавление - это  такая реакция на фрустрацию, в которой индивид пытается  сохранить равновесие путем подавления  тех чувств, переживаний и впечатлений, которые могли бы его ранить, так, как будто бы он хочет забыть про них.  

4. Компенсация  является следующей очень важной  формой реагирования на фрустрацию. Это естественный путь замены  какого-то дефицита или дефекта  другими возможностями, причем  формы компенсации могут быть различными.  

5. Уход как  форма реагирования на фрустрацию  проявляется также довольно часто.  Если человек не может справиться  с какой-либо ситуацией, он  треснет дверью, выругается, уйдет  и т.д.  
 
 
 

3. Консультирование  враждебно настроенных и агрессивных клиентов 

Информация о работе Психологическое консультирование агрессивных клиентов