Психологическое исследование социальных факторов наркомании и алкоголизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:26, реферат

Описание работы

Данная работа имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по воздействию на психику человеку психоактивных веществ исследование социально-психологических факторов, обуславливающих развитие наркомании и токсикомании, диагностики, коррекции и профилактической работы с подростками по предупреждению наркозависимости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..с 3-4
1. Социально-психологические факторы, обуславливающие развитие наркомании………..………………………………………………………с 5-7
1.1 Психологические предпосылки наркомании…………………...с 5-7
2. Факторы, приводящие к риску алкоголизма и наркомании среди подростков………………………………………………………………...с 7-13
2.1 Объективные факторы…………………………………………….с 7-8
2.2. Субъективные факторы…………………………………………...с 8-10
2.3 Защитные факторы…………………………………………………с 10-11
2.4 Наркоманические группы и роли в них………………………… с 11-13
Заключение………………………………………………………………..с 14
Список использованной литературы……………….................................с 15

Работа содержит 1 файл

реферат по эксп психологии.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Скверное соседство  и общественная необустроенностъ

Районы, с высоким уровнем  преступности и с часто меняющимися  жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, которое существует в более благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнем преступности. Скверное соседство и общественная неустроенность дают основания предполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди местной молодежи.

Переводы и  частые переезды

Переводы, например перевод учащихся из начальной школы в младшие  классы средней школы, из младших  классов в старшие классы средней  школы, сопровождаются ростом употребления алкоголя среди подростков. Частые перемены места жительства также оказывает отрицательное влияние. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность возникновения проблем, связанных с употреблением наркотиков. Однако, если семья умеет органично вливаться в жизнь общества на новом месте, и соседи ей рады, данный риск понижается.

Законы и нормы, допускающие  злоупотребление алкоголем и  наркотиками

Положение дел с употреблением  алкоголя и наркотиков напрямую связано  с существующими в данной местности  законами и правилами, по употреблению алкоголя и наркотиков, содержащимися в законодательстве, уставах. Развал системы детских и молодежных организаций, вместе с тем массированное влияние западной культуры, пропаганда стиля жизни, уход от российской культурно-исторической традиции.

Доступность алкоголя и  наркотиков

Доступность алкоголя и наркотиков объективно связана с вероятностью злоупотребления ими, где наркотики  более доступны, существует более  высокие показатели употребления наркотиков.

 

2.2 Субъективные факторы

Семейная предрасположенность

Дети, рожденные или воспитанные  в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль, по-видимому, играют как генетические факторы, так и  влияние окружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в 2-4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях.

Неумелость и непоследовательность в воспитании

Каждый возраст ребенка  дошкольный, младшешкольный, подростковый ставит перед родителями новые сложные требования. Нарушения во взаимоотношениях с родителями выходят на первый план. Основной причиной часто является психогенные отклонения взрослого человека. Суть их в своеобразии сформировавшихся понятий, взглядов, установок, привычек и т.п., неосознанно проявляющихся в поведении родителей. Психогенные девиантности бывают 2-х типов. Во первых отклонения приобретенные родителями в браке, это происходит чаще в силу разрушения супружеских отношений, отклонения, приобретенные родителями во время своего детства (17 с 230). В семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения. в которых дети остаются предоставленными самим себе. и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, дети подвергаются большому риску совершения правонарушении, они также подвержены частому употреблению алкоголя и наркотиков а подростковом возрасте. Хорошие отношения в семье чаще всего являются фактором, предотвращающим тягу ребенка к алкоголю и наркотикам.

Антисоциальное  поведение и гиперактивностъ

Этот фактор риска  главным образом связан с мальчиками от пяти до семи лет. Мальчики младших  классов начальной школы, необщительность  и изоляция среди одноклассников которых объясняется их агрессивностью (напр. мальчики, которые не умеют  хорошо ладить с другими детьми во время игр), в одинаковой мере подвержены риску правонарушений и злоупотребления наркотиками в подростковом возрасте. Если агрессивное поведение сопровождается гиперактивностью в раннем детстве, то также существует большая вероятность того, что у юноши будут проблемы со злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Употребление алкоголя и наркотиков родителями и позитивное отношение к алкоголю.

В семьях, где родители, для того, чтобы расслабиться употребляют  запрещенные наркотики или много  пьют (не обязательно становясь алкоголиками), имеется большая вероятность, что дети начнут употреблять алкогольные напитки в подростковом возрасте. Если родители к тому же приобщают своих детей к употреблению наркотиков, включая, конечно, и алкоголь, риск возрастает. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь и наркотики, тем выше риск.

Неуспеваемость

Начиная с четвертого, пятого и шестого классов неудачи  в учебе усиливают риск злоупотребления  алкоголем и наркотиками, а также  вероятность правонарушений. Учащимся младших классов начальной школы более важно адаптироваться в среде своих одноклассников, чем хорошо учиться: это позволяет прогнозировать вероятность пристрастия к алкоголю и наркотикам.

Отсутствие  желания продолжать обучение в школе

С распространенностью случаев употребления наркотиков связаны показатели, свидетельствующие о том, насколько сильно учащиеся привязаны к школе, сколько времени они затрачивают выполнение домашних заданий и насколько важен для них сам процесс обучения в школе. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся продолжать обучение и затем поступать в колледж, имеют больше шансов пристраститься к алкоголю и наркотикам в подростковом возрасте.

Отчуждение  и бунтарство

Дети. не испытывающие, желания  ходить в школу, часто чувствуют себя "не такими как все", как бы посторонними, и в результате у них возникает протест. Такая линия поведения увеличивает риск возникновения проблем с наркотиками на позднем этапе отрочества.

Общение с пьющими  и употребляющими наркотики сверстниками

Общение со сверстниками, употребляющими наркотики, является одним из наиболее надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления наркотиков подростками, независимо от того, имеют место или нет другие факторы риска. Если друзья выпивают, это является сильным аргументом в пользу тою. что подросток возможно злоупотребляет алкоголем.

Положительное отношение к алкоголю и наркотикам

Когда дети считают, что  от спиртною нег вреда, когда алкоголь ассоциируется у них с "хорошо проведенным временем", существует очень большая вероятность того. что они будут выпивать и употреблять наркотики.

Приобщение  к алкоголю и наркотикам в раннем возрасте

Раннее приобщение к  спиртному влечет высокую вероятность  того, что дети начнут испытывать алкогольную  зависимость, или у них возникнут проблемы со злоупотреблением алкогольными напитками в юношеском или зрелом возрасте. Молодые люди, начинающие пить в возрасте до 15 лет, подвергают себя в два раза большему риску, чем те, кто не спешит пробовать спиртное, пока им не будет за девятнадцать. Исследования показали, что сочетание факторов риска имеет геометрически прогрессирующий эффект. Это означает, что степень риска, когда присутствует лишь один фактор, не намного выше, чем когда нет ни одного из них. Однако, когда имеются два фактора риска, существует приблизительно в четыре раза большая опасность возникновения неблагополучного поведения. Когда налицо четыре фактора риска, риск злоупотребления наркотиками возрастает в десять раз.

Экономическое или социальное неблагополучие – дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия и родители которых имеют малопрестижный род занятий или являются безработными, имеют больше шансов быть постоянными участниками правонарушений и часто злоупотреблять ПАВ.

Переводы и частые переезды. Переводы из одной школы в другую, частые перемены местожительства увеличивают опасность возникновения проблем.

Скверное соседство  и общественная необустроенность. Районы с высоким уровнем преступности и с частоменяющимися жильцами не способствуют возникновению чувства единства.

 

    1.  Защитные факторы

 

Существуют также защитные факторы. Некоторые дети. даже когда  они подвергаются многим факторам риска, не употребляют наркотиков и алкоголя Исследования показывают, что от употребление наркотиков удерживает, по видимому, целый ряд защитных факторов:

1. Чувство юмора

2. Внутренний самоконтроль, ребенок чрезвычайно целеустремленный

3. Важность взаимоотношений  по крайней мере с одним  взрослым человеком помимо родителей.

Учитель может иметь  огромное влияние на поведение ребенка, принимая во внимание третий защитный фактор.

4. Привязанности когда  дети более склонны жить по  законам и нормам общества, школы,  общины и/пли семейным стандартам  — преданность и близость,

— обязательства перед  социальной группой и возложенные  на нее надежды,

— убеждения и совпадающие  с принятыми в социальной группе нравственные ценности (семья, школа, община),

— условия, способствующие возникновению привязанностей,

— возможность активного участия в работе социальной группы. Учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении

— успешное овладение  необходимыми умениями,

— признание и одобрение  умелых действий.

5. Нормы, исключающие  употребление алкоголя и наркотиков, принятые:

- в семье.

- в школе.

- в общине.

 

2.4. Наркоманические группы и роли в них

В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение  в значительной мере определяется характерными для этого периода жизни реакциями  эмансипации, группирования со сверстниками, увлечениями (хобби) и формирующимся сексуальным влечением.

Реакция эмансипации  проявляется стремлением высвободиться  из-под опеки, контроля, руководства, покровительства со стороны родных, воспитателей, учителей, всех старших по возрасту вообще, от установленных ими порядков, правил, законов, от всего, что взрослыми уважается и ценится. Эта реакция может быть направлена на ближайшее окружение, непосредственных опекунов и наставников, но может распространяться на старшее поколение в целом.

Обостренным проявлением  реакции эмансипации служит особая форма поведения, названная “отравлением свободой”, при этом поведение подростка  становится противоположным тому, что  требовалось от него раньше. Привлекает именно то, что прежде не дозволялось. Выпивки, употребление наркотиков и других дурманящих средств бывают вызваны желанием “вкусить запретные ранее плоды”. “Отравление свободой” особенно благоприятствует “первичному поисковому наркотизму”, т.е. стремлению все попробовать, испытать на себе действие всех дурманящих веществ, которые удается раздобыть.

Реакция увлечения (хобби), наоборот, как правило, является мощным фактором, противодействующим девиантному  поведению. Исследования показали, что  появление стойких увлечений  способствовало резкому сокращению спиртных напитков в старшем и подростковом возрасте. Особенно противодействующим фактором оказываются интеллектуально-эстетические хобби.

Телесно-мануальные хобби, т.е. стремление развить силу, ловкость, определенные умения, добиться совершенства в каких-либо навыках также препятствуют девиантному поведению. Однако эти же увлечения могут подтолкнуть к злоупотреблению допингами в виде анаболических стероидов, чтобы развить мускулатуру, или стимуляторами, чтобы добиться каких-либо достижений.

Исключение составляет особый вид хобби, названный информативно-коммуникативным. Такие подростки все время  отдают бездумному общению со сверстниками, поглощению и обмену малозначимой и  не требующей никакой интеллектуальной переработки информацией. Отсюда следует непрестанное тяготение к асоциальным компаниям сверстников. Такое поведение легко сочетается со злоупотреблением алкоголем, знакомством с различными токсическими веществами. Однако главным побудительным мотивом и способствующим девиантному поведению фактором является не сама жажда новой информации, а влияние асоциальных компаний, где ею обмениваются. В этих компаниях происходит приобщение к алкоголю и другим дурманящим средствам.

С самого начала возникновения  в западных странах подростковой эпидемии наркомании и их появление в нашей стране стало очевидным, что приобщение подростков к наркотикам и другим психоактивным веществам еще более, чем раньше к алкоголю, происходит в компаниях сверстников. Особую опасность представляют так называемые наркоманические группы.

Наркоманические группы обычно состоят из наркоманов, т.е. из тех, у кого уже сформировалась зависимость  от наркотика. Но члены такой группы стараются привлечь и удержать склонных к злоупотреблению новичков. Их соблазняют и поначалу могут даже бесплатно снабжать наркотиками с тем, чтобы предъявить “счет”, когда у тех разовьется зависимость.

Различают первичные  и вторичные наркоманические  группы. В первичных группах наркотик с самого начала был фактором, собравшим  группу. Вторичные группы сперва объединялись по какой-либо иной причине (например, территориальные группы, “фанаты”, реже “металлисты”), а затем в группе остались лишь те, кто пристрастился к наркотикам.

Наркоманические группы обычно немногочисленны. Их объединяет добыча наркотиков, при надобности - изготовление их, переработка сырья, которая может быть налажена по конвейеру, совместное употребление, а иногда и торговля наркотиками. Группы, как правило, являются жестко регламентированными. Лидером нередко бывает молодой, совершеннолетний, обладающий криминальным и наркоманическим опытом. Иногда его называют “учителем”, так как он обучает “понимать” - наиболее приятно переживать наркотическое опьянение. Иногда же лидер называется заимствованным из криминального лексикона словом “пахан” или из солдатского “дед”.

Информация о работе Психологическое исследование социальных факторов наркомании и алкоголизма