Психологический портрет подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:01, реферат

Описание работы

Многочисленные социально-экономические и политические преобразования, происходящие в нашей стране в последние годы, повлекли за собой изменение традиционных стандартов культуры, изменение ценностей и установок, образа жизни всех слоев общества. В первую очередь новые веяния коснулись, естественно, молодежной субкультуры. На смену советским стандартам жизни и культуры приходят новые, зачастую заимствованные с Запада, такие как наркотики, разные сексуальные связи, рэйверская (кислотная) музыка. В психологической литературе очень мало работ, изучающих эти вопросы, что делает актуальной проблему изучения молодежной субкультуры в психологическом аспекте.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………… с. 3
2. Конструктивные представления подростков о себе и своем будущем……………... с. 5
3. Неконструктивные представления подростков о себе и своем будущем…………... с. 7
4. Психологический портрет подростка…………………………………………………. с. 9
5. Заключение…………………………………………………………………………….. с. 18
6. Список использованной литературы………………………………………………… с. 19

Работа содержит 1 файл

психологический портрет подромтка.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    И.С.Кон отмечает, что у многих подростков накапливается избыточный вес, который выполняет функции энергетического резерва, расходуемого организмом по мере полового созревания. Помимо этого излишний вес может появляться у детей и подростков, испытывающих школьный невроз. Сильные эмоциональные переживания, вызываемые школьной средой, например, плохими отношениями с учителями или одноклассниками, требуют затрат большого количества нервной энергии, которая восполняется обильным приемом пищи после посещения школы. В свою очередь, это вызывает чрезмерную расслабленность и потребность в пассивном отдыхе - сидя у телевизора или лежа на диване с книгой в руках...

    Предметом пристального  внимания подростков является  развитие у них вторичных половых  признаков как показателей взрослости. Так, некоторые девочки сильно  переживают из-за того, что у  них быстрее, чем у большинства их сверстниц, растут грудные железы (некоторые авторы приводят случаи, когда девочки затягивают грудь полотенцем). Другие боятся того, что не станут полноценными девушками, потому что они сексуально не развиты - у них маленькая грудь и короткие ноги. Третьи отказываются посещать школу из-за повышенного интереса одноклассников к их увеличившимся грудным железам. Четвертые не идут на конфликт с учителями, которые не позволяют им подчеркивать выигрышные части тела: носить мини-юбки, узкие джинсы, кофты с открытым воротом и т.п.

    И.С.Кон выделяет две  причины повышенного интереса  подростков к своей внешности.  Первую я только что описала. Новый, более совершенный способ познания действительности, формирующийся в подростковом возрасте, направляется в первую очередь на изучение самого себя, в т.ч. и собственной внешности. Внешность подростков, переходящих от детства к юности, претерпевает такие изменения, что не заметить этого просто невозможно. Другая причина определяется влиянием среды. Многие родители пристально следят за изменениями, происходящими во внешности подростков, ожидая появления первых признаков взрослости. Они присматриваются к своим детям и их товарищам, сравнивают и обсуждают их внешние данные. Таким образом, нередко именно родители провоцируют у своих детей появление "комплекса неполноценности" из-за недостатков фигуры, отдельных частей лица, замедленных или ускоренных темпов физиологического развития.

    Повышенный интерес подростков  к своей внешности - лишь составная  часть их психосексуального развития, также определяющего общий фон эмоционального состояния. Процессы половой идентификации, неприятие своего пола, появление менструального цикла у девочек, раннее или позднее сексуальное развитие, возникновение сексуальных фантазий и мастурбаций, ранняя половая связь - все это также существенно влияет на эмоциональную сферу.

    В подростковом возрасте  в эмоциональной сфере происходят  существенные сдвиги, которые определяются  стремлением детей выглядеть  взрослыми, занять определенное место в жизни, желанием самоутвердиться в глазах окружающих и в первую очередь сверстников референтной группы. Трудности и противоречия в достижении названных ценностей у подростков вызывают острые социальные переживания, а небольшие успехи - одухотворенность, чувство собственного достоинства. Мелкую опеку, излишний контроль, назойливую заботливость и стремление взрослых оказывать влияние подростки отвергают и сопротивляются им. Большинство конфликтов в воспитании подростка возникают именно на этой почве. Одним словом, самоутверждение и самовыражение и связанные с ними чувства являются главными в эмоциональной сфере личности подростка.

    Другим ведущим чувством  у подростков выступает чувство  товарищества, которое постепенно  переходит в чувство дружбы и любви к противоположному полу. На начальных этапах развития чувство любви больше напоминает влюбленность. Однако, самыми характерными качествами чувств подростков считаются их импульсивность, аффективность, что можно наблюдать в отношении детей этого возраста к музыке, музыкантам, актерам, спортсменам.

Социальное самоопределение и  поиск себя неразрывно связаны с  формированием мировоззрения. Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Когнитивными предпосылками мировоззрения является усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (как научных, так и житейских - научное мировоззрение и жизненное мировоззрение) и способность индивида к абстрактному мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

    Но мировоззрение - не  столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих  отношение человека к миру, его  главные ценностные ориентации.

    Подростковость - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в этот период созревают и его когнитивные и его эмоциональные личностные предпосылки. Подростковый возраст характеризуется, как мы уже видели, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него эстетических интересов и потребности свести многообразие теоретических фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма не одинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому "философствованию".

    Мировоззренческие установки  подростка обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все, что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Старшеклассник может, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменить свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Наивные взрослые часто приписывают этот сумбур недостаткам обучения и воспитания. На самом деле - это нормальное свойство ранней юности. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. В ходе этих поисков юноша ищет формулу которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования и перспективы всего человечества. Но где взять такую формулу?

    На эти вопросы нет  и не может быть общих ответов,  их нужно выстрадать самому, к  ним можно прийти только практическим путем. Форм деятельности много и заранее нельзя сказать, где человек найдет себя. Да и жизнь слишком многообразна, чтобы можно было исчерпать ее каким-то одним видом деятельности, как бы он ни был важен. Стоящий перед юношей вопрос заключается не только и даже не столько в том, кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессии), сколько в том, каким быть (моральное самоопределение).

    Вопрос о смысле жизни  есть симптом определенной неудовлетворенности.  Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл, - такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило связаны с какой-то паузой, "вакуумом" в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность.

    Это не означает, конечно,  что рефлексия и самоанализ - "излишество" человеческой психики, от которой нужно по возможности избавляться. Такая точка зрения при последовательном ее развитии привела бы к воспеванию животного или растительного образа жизни, полагающего счастье в том, чтобы полностью раствориться в ком-либо или в чем-либо. Критически оценивая свой жизненный путь и свои отношения с окружающим миром, личность возвышается над непосредственно "данными" ей условиями, ощущает себя субъектом деятельности. Поэтому мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои личные решения. В юности это делается наиболее категорично, причем в постановке мировоззренческих проблем для нее характерно то же противоречие между абстрактным и конкретным, что и в стиле мышления.

    Трудности подростковой рефлексии о смысле жизни - в правильном совмещении того, что А.С.Макаренко назвал ближней и дальней перспективой. Расширение временной перспективы вглубь (охват более длительных отрезков времени) и вширь (включение своего личного будущего в круг социальных изменений, затрагивающих общество в целом) - необходимые психологические предпосылки постановки мировоззренческих проблем.

    Айгерим, описывая будущее говорит преимущественно о своих личных перспективах. Вообще, способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды, - один из главных показателей морально-психологической зрелости человека.

    Но совмещение ближней и дальней перспективы дается человеку не легко. Есть юноши, и их не мало, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения "на потом". Установка (как правило не осознанная) на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна т.к. является по своей сути иждивенческой, но и опасна для самой личности. Гораздо чаще это человек, который не сумел в положенный срок разрешить задачу самоопределения и не пустил глубоких корней в важных сферах жизнедеятельности. Его изменчивость и порывистость может казаться привлекательной, на фоне бытовой приземленности и будничности многих его сверстников, но это не столько свобода, сколько отсутствие внутреннего стержня, опоры в жизни. Ему можно скорее сочувствовать, чем завидовать.

    Еще одна характерная  черта подростковости - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность как следствие построения "пирамиды" ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, приходящие стремления. С одной стороны - это результат конкретизации целей и мотивов. Из мечты, где все возможно и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца, постепенно вырисовывается более или менее реалистически ориентированный на действительность план деятельности.

    Жизненный  план - явление одновременно социального и этического характера. Вопросы "Кем быть?" и "Каким быть?" первоначально на подростковом этапе развития не различаются. Сплошь и рядом подростки называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. Подросток пытается предвосхитить свое будущее не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего ориентированны на результат, а не на процесс развития: подросток может очень живо, в деталях представлять свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и частая завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся.

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переходный самый трудный возраст. За достаточно короткий период примерно с 12 до 15 (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) – человек из ребенка превращается во взрослого.

Трудности подросткового возраста неизбежны. Но далеко не для всех он становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько  благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него группа поддержки – друзья, семья, учителя, круг его общения. Но многое зависит и от самого подростка, от пути который он выбрал сам для себя.

В современных научных представлениях подтверждается существование подросткового  кризиса как необходимого этапа развития личности, признается его важность.

Несмотря на значительные научные  достижения, сами подростки и их родители плохо осведомлены в  этой области, что приводит к значительным трудностям и болезненности в  протекании данного периода.

Хотя основные психологические характеристики подросткового возраста постоянны, но некоторые его черты изменяются в зависимости от исторических, социальных, культурных, образовательных и других условий.

Таким образом, подводя итог еще раз нужно отметить важность подросткового возраста для всего развития личности, считаем необходимым продолжение глубокого всестороннего исследования данной проблемы, постоянного поддерживания связи теории с практикой, и, наконец, подчеркиваем важность применения этих знаний в реальной жизни. группы подростков на предмет их отношения к себе и к другим людям.

 

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993.
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1984.
  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982.
  4. Краковский А.П. «О подростках», М., 1991 г.

 

Сайты в интернете:

  1. http://www.bestreferat.ru/referat-54838.html
  2. http://www.generation.uz/content/923

 

 

 

 




Информация о работе Психологический портрет подростка