Психологический портрет подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:01, реферат

Описание работы

Многочисленные социально-экономические и политические преобразования, происходящие в нашей стране в последние годы, повлекли за собой изменение традиционных стандартов культуры, изменение ценностей и установок, образа жизни всех слоев общества. В первую очередь новые веяния коснулись, естественно, молодежной субкультуры. На смену советским стандартам жизни и культуры приходят новые, зачастую заимствованные с Запада, такие как наркотики, разные сексуальные связи, рэйверская (кислотная) музыка. В психологической литературе очень мало работ, изучающих эти вопросы, что делает актуальной проблему изучения молодежной субкультуры в психологическом аспекте.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………… с. 3
2. Конструктивные представления подростков о себе и своем будущем……………... с. 5
3. Неконструктивные представления подростков о себе и своем будущем…………... с. 7
4. Психологический портрет подростка…………………………………………………. с. 9
5. Заключение…………………………………………………………………………….. с. 18
6. Список использованной литературы………………………………………………… с. 19

Работа содержит 1 файл

психологический портрет подромтка.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Западно-Казахстанский  государственный университет имени  М. Утемисова

Педагогический  институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на  тему:

«Психологический портрет подростка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнила: студентка 1 курса, ин.яз,

группа 03102 Ахметкалиева Д.

Проверила: профессор Сарсенбаева Б.И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уральск  2009

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение………………………………………………………………………………… с. 3

2. Конструктивные представления подростков о себе и своем будущем……………... с. 5

3. Неконструктивные представления  подростков о себе и своем будущем…………... с. 7

4. Психологический портрет подростка…………………………………………………. с. 9

5. Заключение…………………………………………………………………………….. с. 18

6. Список использованной литературы………………………………………………… с. 19 
                                                                1. ВВЕДЕНИЕ

Многочисленные социально-экономические  и политические преобразования, происходящие в нашей стране в последние  годы, повлекли за собой изменение традиционных стандартов культуры, изменение ценностей и установок, образа жизни всех слоев общества. В первую очередь новые веяния коснулись, естественно, молодежной субкультуры. На смену советским стандартам жизни и культуры приходят новые, зачастую заимствованные с Запада, такие как наркотики, разные сексуальные связи, рэйверская (кислотная) музыка. В психологической литературе очень мало работ, изучающих эти вопросы, что делает актуальной проблему изучения молодежной субкультуры в психологическом аспекте.

У 6-классников поверенным в их делах  является мамы. 9-классники же полностью  своих проблем не доверяют никому из родителей. Отсюда видно, что в 6 классе подросток еще не отделился от семьи и групповое мнение не является для него столь же авторитетным как для школьников старших классов. Однако и 6-классники и 9-классники хотели бы чаще обсуждать свои проблемы с родителями и сверстниками. При этом ребята отмечают такие отрицательные черты, как безразличие, ненадежность, эгоизм, лживость, ограниченность интересов!

Оказывается, открытости ребят 9 класса с отцами мешает мнение, что они  могут справиться сами. Мам же они  не хотят “загружать проблемами”.

Можно говорить о том, что складывается довольно интересная социально-культурная тенденция, когда подростки не считают возможным “загружать” родителей своими проблемами, генерируя в себе похвальное стремление справиться самому.

Безусловно, подобное представление  о своей самостоятельности является следствием негативистко-протестных подростковых реакций, реакцией самоутверждения. Однако самостоятельность декларируется и на вербальном уровне.

 

У каждого человека, независимо от его возраста, имеются собственные  представления о себе, своих способностях и возможностях. Безусловно, внутренние представления человека о себе оказывают сильное влияние и на его характер, и на его отношения с другими людьми, и на те цели, которые он перед собой ставит, и на то, каким способом он их достигает. Поэтому предметом социально-психологического исследования «Психологический портрет поколения» мы выбрали представления детей и подростков о себе и о своем будущем. На наш взгляд, именно представления о будущем являются той структурой, которая, с одной стороны, отражает внутренние, глубинные убеждения человека, а с другой стороны, доступна внешним воздействиям.

По динамике представлений о  себе можно проследить личностные изменения, произошедшие с человеком под  влиянием жизненного опыта, образования  и профессиональной деятельности. И  если у взрослого человека многие представления переросли в убеждения и определяют их отношение к жизни в целом, то у детей и подростков представления находятся в процессе формирования и поэтому на них можно и нужно воздействовать. По большому счету, воспитание как раз и есть процесс формирования необходимых представлений о себе и окружающем мире и о том, как с ним взаимодействовать.

В истории психологии в процессе изучения представлений подрастающего поколения были установлены три ключевые составляющие, важнейшие для проектирования и осмысления жизни. Это — цель, дело, мечта. То, как определяет для себя ребенок или подросток по мере взросления эти составляющие, то есть какие цели ставит и достигает в жизни, какое дело ему по душе и какая мечта движет его устремлениями, — все это в целом и придает направление формированию его личности. Чем яснее определены и осознаны подростком его цели, дела и мечты, тем осмысленнее его развитие.

 

Если детям и подросткам педагоги и родители достаточно часто задают вопросы, связанные с определением ближайших целей и выбором наиболее важных дел, то такое понятие, как «мечта», остается «за кадром» образования и воспитания вообще. Этому положению вещей есть объяснение, ведь у многих людей слово «мечта» связывается с чем-то нереальным, неуместным в нашей жизни, заоблачным. Однако у мечты есть и другая сторона — сила, придающая смысл и насыщенность каждому мгновению жизни. И если человек позволяет мечте занять в своей жизни значимое место, то его жизнь обретает тот неповторимый смысл, которого так недостает людям для ощущения счастья и полноты жизни. Цивилизация движется людьми, рискнувшими наполнить время, отпущенное для жизни, не столько добыванием «хлеба насущного», сколько осуществлением собственной Мечты, позволяющей расширить понимание себя и мира.

Примеров тому в истории человечества достаточно. Это и Форд, в своем сарайчике собирающий первый автомобиль и свято верящий в воплощение мечты об автомобильном конвейере. И француз Фредерик Августо Бартольди, архитектор статуи Свободы, — символа американского континента, претворивший свою личную мечту о свободе, которой ему не хватало в пыльной Европе, в символ, объединивший миллионы людей разных поколений и национальностей, прибывающих в Новый Свет. Практически у каждого выдающегося человека была своя движущая сила как критерий гражданской стабильности и глубины — Мечта.

 

2. КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СЕБЕ И СВОЕМ БУДУЩЕМ

 «Цельные личности»

Если ребенок или подросток  пишет о своей цели, будущем  деле и своей мечте как о  едином целом, то такие представления  мы характеризовали как представления цельных личностей.

Мы назвали детей и подростков цельными личностями еще и потому, что они представляют свое будущее  как единую жизненную стратегию, к осуществлению которой они  готовы. Важно, что выстраивают свою стратегию такие дети и подростки не из цели (цели необходимы для оперативного управления), не из дела (дело — это, в первую очередь, средство достижения), а из мечты! Мечта у цельных личностей выступает путеводной звездой, освещающей предстоящую жизнь и придающей силы и глубокую уверенность в успехе при осуществлении задуманного.

Не каждому человеку удается  вырастить свою мечту, найти в  себе силы для ее осознания и сделать  стержнем жизненной стратегии.

Цельная личность способна активно  создавать и реализовывать свои стратегии даже при изменении условий. Благодаря внутреннему стержню, берущему свое начало у мечты, цельная личность более других устойчива к негативным влияниям. Как показали результаты исследований, профессиональные выборы цельных личностей оказались неизменными! В противном случае им пришлось бы изменить самим себе, то есть своей мечте!

 

 «Эффективные функционеры»

Если дети и подростки в своих  ответах уделяли предельное внимание описанию дела, работы или профессии  — тому, чем они хотели бы заниматься всю взрослую жизнь, то такие представления о своем профессиональном будущем мы характеризовали как представления эффективных функционеров. Им свойственно подчинять свои цели тому делу, которое они выбрали. Еще в школе они самоопределились в области профессиональной карьеры. Эффективные функционеры стремятся направлять свои усилия на освоение конкретных знаний, необходимых для того, чтобы стать профессионалами своего дела, получать за свою работу приличные деньги, на которые можно содержать семью, воспитывать детей. Мечты эффективных функционеров редко связаны с содержанием их дела, а если и связаны, то с продвижением по служебной лестнице. Чаще всего они мечтают о путешествиях, об отдыхе на островах в теплом море, в старинном замке.

 

 «Общественные деятели»

Если дети и подростки в своих ответах выражают свое личное стремление приносить пользу обществу, сочувствие к малоимущим, престарелым людям, больным и нуждающимся, то такие представления мы характеризовали как представления общественных деятелей. Важно, что их ответы наполнены не только человеческим сочувствием и пониманием, но и желанием в будущем помогать людям профессионально (психологи, юристы), бороться за престиж страны и общества, в котором они намерены жить без войн, насилия, загрязнения природы и т.п.

 

 «Домохозяйки»

Если ребенок или подросток  пишет о том, что главным делом  для него выступает создание семьи  и воспитание детей, то такие представления  мы охарактеризовали как представления  «домохозяек». Конечно, в эту группу в большинстве своем вошли  девушки. Но есть в ней и ответы мальчиков и юношей.

 

 «Светские дамы»

Если девушка в своих ответах  пишет о том, что самое важное для нее — самостоятельность, интересный образ жизни, наполненный  общением, путешествиями, приключениями  и друзьями, то такие представления о своем будущем мы характеризовали как представления светской дамы. Девушки, которые отнесены к этой группе, считают необходимым для себя получение высшего образования, в качестве своего дела указывают самосовершенствование, как в личном плане, так и в профессиональном, изучение иностранных языков, занятия спортом. А мечтают они о том, чтобы привлекательно выглядеть, стать известной, популярной личностью, вести праздный образ жизни, как можно больше путешествовать и общаться со знаменитостями. Представлений о светском образе жизни в начальной школе как таковых не существует. Светские дамы появляются в средней школе.

 

 «Деловые люди»

Если ребенок или подросток  пишет о желании создать свое собственное дело, фирму в выбранной  им сфере деятельности, то такие представления мы характеризовали как представления деловых людей. В эту группу вошли те подростки, которые считают для себя настоящим делом открытие собственной фирмы, предприятия, организации. При этом они либо конкретно указывают сферу деятельности, в которой планируют открыть свое дело, например сотовая связь или программирование, либо пишут о стремлении заниматься предпринимательством, работать на крупных предприятиях, чтобы в конце концов стать руководителем собственной организации. Мечты деловых людей, как правило, связаны с реализацией собственных творческих и предпринимательских планов, а цели — ясные и четкие — обязательно связаны с выбором будущей сферы деятельности.

 

 

3. НЕКОНСТРУКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СЕБЕ И СВОЕМ БУДУЩЕМ

 «Разнобой»

Если ребенок или подросток  в своих ответах не стремится  привести в соответствие свои цель, дело и мечту, то такие представления  мы характеризовали как представления  «разнобоя». Вошедшие в эту группу дети и подростки отличаются тем, что их цели не соответствуют тому делу, которому они хотели бы посвятить свою взрослую жизнь. Их мечты также не связаны ни с поставленными целями, ни с выбором дела. Ответы детей и подростков с такими представлениями можно символично назвать «Лебедь, рак и щука», настолько их цель, дело и мечта различны и не соприкасаются друг с другом. Для этой группы характерны смешение увлечений, хобби с теми желаниями, которые они хотели бы на самом деле осуществить, но либо не решаются, либо существуют серьезные преграды, например давление родителей. В эту группу зачастую входят дети, увлеченные музыкой или художественным творчеством, которые, однако, по разным причинам, как внутренним, так и внешним, не могут из своего увлечения вырастить дело, например стать музыкантом или художником.

 

 «Неопределившиеся»

Если ребенок или подросток  в ответах затрудняется написать о своих представлениях о будущем  либо имеет неясные представления  о том, чем именно он будет заниматься после школы, какую профессию  он мог бы выбрать и какие мечты  его могли бы вдохновить, то такие представления мы характеризовали как представления неопределившихся. Такие дети ставят перед собой цель получить высшее образование, но не знают, в какой именно вуз будут поступать. Почти все они хотят иметь высокооплачиваемую работу, но не могут назвать, какую, ограничиваются нечеткими определениями: «хорошая работа», «работа, которая мне по душе», «высокооплачиваемая работа», «хорошее образование».

В старшей школе существование  большого количества неопределившихся подростков является тревожным фактом, на который нельзя не обращать внимания ни родителям, ни педагогам, ни администрации школ.

 

 «Закрытый тип»

Если ребенок или подросток  в своих ответах на наши вопросы  не указывает никакой личной информации о себе, о понимании своей будущей взрослой жизни, то такие представления мы характеризовали как представления «закрытого типа». Конечно, это не означает, что у детей и подростков, вошедших в эту группу, нет представлений о своей будущей профессиональной и личной жизни. Может быть, они осознают свое реальное «Я», стремятся к идеальному «Я». Может быть, они просто решили не открывать другим свои мысли и решения. Так или иначе, мы ничего не смогли узнать о том, какие цели они ставят перед собой, какое дело считают для себя настоящим делом и о чем мечтают, потому что дети и подростки предпочли закрыться и не впустить нас в свою жизнь.

Информация о работе Психологический портрет подростка